Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии


1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

Зарождение экономических знаний относится к глубокой древ­ности. Как только человек стал использовать природные ресур­сы, он неизбежно начал задумываться об их рациональном при­менении. Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе. Поэтому точно определить ее первые проявления невозможно. Своего рода памятниками экономической мысли являются своды законов и сочинения мыслителей Древнего Востока (XXII-XVIII вв. до н. э.) по раз­личным сферам общественной жизни, воплотившиеся в текстах древнеегипетских папирусов, в каменной клинописи законов ва­вилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), в древнеиндий­ских ведах — сборниках религиозных гимнов (на рубеже второ­го и первого тысячелетий до нашей эры). В них получила отра­жение специфика социально-классовых отношений древневосточных обществ: проблемы рабства, значения и судеб общины, соотношения натурального и товарного хозяйства; пред­ставления о роли государства в хозяйственной жизни и др.

В экономических взглядах Древней Индии, в частности в «За­конах Ману» (IV в. до н. э.), регламентировались вопросы хозяй­ственной жизни, а в более поздних трактатах брахманов описы­вались правила найма, купли-продажи, ценообразования; отме­чается существование общественного разделения труда; ставится вопрос о делении людей на касты, об отношениях господства и подчинения.

В Древнем Китае(VI-IV вв. до н.э.) особенно выделялся Кон­фуций (551-479 гг. до н. э.). В своих работах он различал ум­ственный и физический труд, причем первый считал уделом «выс­ших» слоев, а второй — «простолюдинов», прежде всего рабов. Другой китайский философ Сюнь Цзы (III в. до н. э.) утверждал, что все люди равны от рождения, что люди из народа должны иметь право частной собственности, призывал к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Исходные пункты современной экономической науки как осоз­нанно сформированной системы научных понятий возникают в V-IVвв. до н. э. в Древней Греции.Здесь исследуются важные аспекты соотношения между собственностью и трудом, заклады­ваются основы изучения рынка, выдвигается идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, их обмене как эквива­лентов и др. В сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить эконо­мическое устройство общества. Именно поэтому их по праву мож­но считать первыми экономистами. В частности, Ксенофонту (430-355 гг. до н. э.) принадлежит работа «Экономия». Уже тог­да экономическая мысль приблизилась к пониманию предмета экономической науки, как науки о законах, управляющих хо­зяйством. Платон (427-347 гг. до н. э.) выдвинул идею ограни­чения частной собственности, выявив взаимосвязь между разде­лением труда, обменом и размерами рынка. Аристотель (384-322 гг. до н. э.), анализируя товарно-денежные отношения, обосновывал необходимость правильного обмена хозяйственных благ как обмена эквивалентов, высказывал соображения о про­исхождении и функциях денег, о полезности как основе ценнос­ти хозяйственных благ и др.

Продолжением экономической мысли Древней Греции стали экономические взгляды мыслителей Древнего Рима:Катона Стар­шего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), братьев Гракли (II в. до н.э.), Калумеллы (I в. до н. э.), Сенеки (4-65 гг. н. э.) и др. Они также рассматривали проблемы рабовладения, рациональной организации рабовладельческого хозяйства, земель­ной собственности. В высказываниях некоторых мыслителей того времени уже получило отражение начало упадка и разложения рабовладения. Например, Сенека выступил с осуждением раб­ства, заявлял, что все люди по природе равны.

Мыслители античности не создали законченной системы эко­номических взглядов, но в их исследованиях содержатся много­численные догадки, которые повлияли на дальнейшее развитие экономической мысли.

В Средневековьеэкономические воззрения в значительной степени сохраняют преемственность древней эпохи. На Востоке заслуживают внимания идеи известного арабского мыслителя Ибн-Хальдуна (1332-1406 гг.). В его работе «Теория обществен­ного прогресса» защищается незыблемость сословной дифферен­циации общества, эволюцию которого он делил на «примитив­ность» и «цивилизацию». Материальной основой смены этих этапов он считал создание избыточного продукта. В его представле­нии, господство одних людей над другими связано с присвоени­ем избыточного продукта.

В Западной ЕвропеСредневековье охватывает период господ­ства феодального способа производства (конец V-XV вв.). В это время экономические идеи в основном приобрели отпечаток ре­лигиозно-богословского характера. Но даже в тех условиях можно говорить об определенном развитии экономической теории и практики. Именно тогда закладываются основы современного банковского дела, ростовщичества, денежного обращения, акци­онерного капитала и других важных экономических категорий. Представления об экономической мысли средневековой Евро­пы дают варварские «правды» и, прежде всего, «Саллическая правда», которая содержит хозяйственные и правовые рекомен­дации для германских племен. Из средневековых мыслителей особо выделяется богослов Фома Аквинский (1225-1274 гг.). В его трактате «Сумма теологии» рассматриваются проблемы соб­ственности и «справедливой цены». Он утверждал, что верхов­ным собственником всех вещей является бог, а людям принадле­жит только владение ими. Одновременно активно защищал не­зыблемость частной феодальной собственности. Ратуя за натуральное хозяйство, вместе с тем большое внимание уделял характеристике товарного производства. При этом центральным вопросом считал проблему «справедливой цены». По его мне­нию, справедливой является такая цена, которая возмещает зат­раты продавца и обеспечивает ему некоторый доход, необходи­мый для приобретения средств существования. Основанием об­мена является равенство пользы обмениваемых вещей. Осуждал торговлю и ростовщичество с целью получения барыша, призна­вал необходимость денег как меры стоимости и средства обраще­ния. Эта идея поддерживалась и развивалась многими мыслите­лями Средневековья.

Подводя итоги предыстории экономической теории, отметим, что в этот период отчетливо проявились две стороны экономи­ческих воззрений: анализ реального содержания экономических категорий и неразрывная связь экономических взглядов с соци­альной жизнью общества.

Действительная история экономической науки началась с того момента, когда стало складываться системное знание об эконо­мических явлениях. Это произошло в процессе разложения фе­одальных и формирования капиталистических производствен­ных отношений — в XV-XVII вв. систематизация экономических знаний в науку, в первую очередь связана с появлением меркантилизма.



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 356;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.