Эмоции, благоприятствующие и задерживающие движение желудка и кишечника
Однако, одной секреторной деятельности пищеварительных желез и тех химических изменений, которые они вызывают в перевариваемой пище, еще недостаточно: необходимо, чтобы пища продвигалась через пищеварительный канал, подвергаясь здесь дальнейшим изменениям, и чтобы она обладала как можно большей поверхностью соприкосновения с всасывающими стенками кишечника.
Изучая эти стороны пищеварительного процесса, я пришел к убеждению, что подобно тому, как существует психическая секреция, существует, вероятно, и «психический тонус», или «психические сокращения» желудочно-кишечной мускулатуры, наступающие с принятием пищи.
В самом деле, если перерезать оба подходящих к желудку блуждающих нерва непосредственно перед приемом пищи, то нормальные сокращения мускулатуры желудка не наступают вовсе, в чем можно убедиться на рентгеновских снимках; если же блуждающие нервы перерезать после приема жадно проглоченной пищи, то начавшиеся сокращения продолжаются, несмотря на перерезку указанных нервов.
Операция производилась под наркозом, так что в этих опытах элемент боли отсутствовал. Не говоря уже о голоде, который сам по себе вызывает сокращения желудка, приятные ощущения, доставляемые вкусом и запахом пищи, служат причиной наступления нормальных сокращений желудочно-кишечного канала.
Далее, движения желудка, подобно секреторной его деятельности, тормозятся сильным эмоциональным возбуждением; более того, сильные эмоции останавливают движения почти всего пищеварительного канала. В ранних своих наблюдениях над движением желудка я столкнулся с некоторыми затруднениями, так как у одних животных волны сокращений были вполне заметны, у других же не было заметно и следа движения.
После нескольких недель упорного труда я убедился в том, что эти различия обусловливались полом. Для наблюдения помощью рентгеновских лучей животные привязывались к станку. Несмотря на то, что станок был очень удобен, коты, особенно молодые коты, выражали при этом большое беспокойство и приходили в возбужденное состояние, и в этих условиях сокращения желудка отсутствовали; кошки же, особенно более старые из них, обычно покорно подчинялись привязыванию к станку, сохраняя полное спокойствие, и у них сокращения желудка носили нормальный характер.
Один раз кошка, у которой были котята, вместо обычного спокойствия, проявила волнение и тревогу. Движения желудка моментально прекратилось, стенка желудка пришла в расслабленное состояние, и только после того, как кошку приласкали и она стала мурлыкать, сокращения желудка появились вновь. Можно произвольно останавливать сокращения желудка кошки, зажимая ей рот и нос пальцами, пока не наступят незначительные нарушения в дыхании.
Таким образом, ничтожные следы страха или ярости, подобные тем, которые были описаны Леконтом и Винкелем и Сасаки у собак, сопровождаются полным прекращением движений желудка. Даже легкое беспокойство может вызвать подобные нарушения.
В одном случае я при помощи рентгеновских лучей в течение часа и дольше наблюдал за движениями желудка молодого сильного кота и не заметил и следа сокращений; единственным же внешним показателем возбуждения служили быстрые не прекращавшиеся помахивания хвостом. То же самое я наблюдал на кролике, собаке и морской свинке: весьма слабые эмоции останавливали движение желудка.
Наблюдения над кроликом были подтверждены Ауэром который показал, что при привязывании животного к станку сокращения желудка прекращаются на более или менее продолжительный срок. Если же животное почему - либо пугается или сильно сопротивляется, то сокращения вновь останавливаются.
Наблюдения над собакой были также подтверждены; Ломмель нашел, что у молодых собак сокращения желудка могут прекращаться на несколько часов, когда животные попадают в непривычную обстановку. Во всех случаях, когда животные обнаруживали признаки стеснения или волнения, движения желудка сильно тормозились, и содержимое последнего задерживалось в нем до тех пор, пока сокращения вновь не наступали.
Подобно движениям желудка, перистальтика и ритмическая сегментация тонких кишок, а также антиперистальтика толстых прекращаются вовсе, как только животное приходит в возбужденное состояние.
Не подлежит сомнению, что, на-ряду с одинаковым действием эмоций на секреторную деятельность желудка у низших животных и у человека, существует полное сходство между торможением движений желудочно-кишечного тракта под влиянием одних и тех же аффектов как у низших животных, так и у людей.
N Таким/образом, психические нарушения могут вызывать сильное ослабление деятельности желудочно-кишечного тракта. Мюллер, например, описывает больную, которая рассказывает, что тревожное состояние сопровождается у нее чувством тяжести в желудке, как если бы последний вовсе не опоражнивался.
Каждая новая порция пищи вызывает усиление этого ощущения. В описываемом случае сильные эмоциональные состояния всегда приводили к желудочным расстройствам, которые длились в зависимости от силы и продолжительности эмоций от получаса до нескольких дней. Больная не была истериком или неврастеником, но это была впечатлительная женщина, легко поддававшаяся настроению.
Ощущение тяжести в желудке, о котором мы упоминали выше, далеко не редко испытывают нервные субъекты, и оно может быть обусловлено застоем содержимого желудка, что можно видеть из следующего примера. Одна весьма тонко-чувствующая и впечатлительная женщина явилась в Бостон, чтобы посоветоваться с врачом по поводу мучившего ее расстройства пищеварения.
Она остановилась с мужем в отеле вечером накануне посещения врача. Утром больная подверглась медицинскому обследованию через час после приема пробной пищи. Врач обнаружил отсутствие в желудке свободной кислоты, и весь проглоченный утром завтрак вместе со значительным количеством вчерашнего ужина оставался в желудке непереваренным. Домашний врач дал некоторые сведения, которые пролили свет на это явление.
Оказалось, что муж больной приехал с нею вместе в город с целью напиться до потери сознания, и его буйное поведение в течение предыдущей ночи причиняло пациентке много тревог и волнений. На другое утро, после того как больная хорошенько отдохнула, содержимое желудка было вновь исследовано, при чем была найдена нормальная кислотность желудочного сока, и весь съеденный пробный завтрак был нормально переварен.
Подобные примеры могут служить иллюстрацией многочисленных случаев, которые, несомненно, известны каждому врачу по желудочно-кишечным заболеваниям. В самом деле, высказывалось даже предположение, что огромное большинство случаев диспепсии носит функциональный характер и обусловливается нервным заболеванием.
Во всех этих случаях наиболее характерным является, по-видимому, эмоциональный момент. Розенбах предложил даже в таких случаях применять термин «эмоциональная» диспепсия, что гораздо лучше выражает характерные признаки этого заболевания, чем «нервная» диспепсия.
Дата добавления: 2023-08-09; просмотров: 259;