Ровность тембра голоса на рабочем участке диапазона. Восходящее и нисходящее движение


У профессионального певца голос должен иметь диапазон не менее двух октав, и на всем протяжении этих октав его звучание должно быть ровным. Все дошедшие до нас школы пения предлагают для сглажи­вания переходных нот петь гаммы. У начинающих певцов возникают проблемы при движении мелодии вверх, вниз и при удержании мело­дии на месте: какие мышцы и куда при этом надо направлять?

Вспомним из предыдущих лекций, что наш голосовой «инстру­мент» очень подвижный, может быстро менять свои формы и раз­меры, а это означает изменение голосовых характеристик. Поэтому, если мы хотим иметь одинаковое звучание на всем участке диапазона, необходимо удерживать максимальные размеры головного и грудно­го резонаторов и постоянное положение гортани. У мастеров гортань «не прыгает», а занимает точное и неизменное положение на всем ди­апазоне и на всех гласных. Достичь такого результата — одна из са­мых важных и трудных задач певца.

На что же необходимо обратить внимание при изменении диапазо­на? Прежде всего, на изменение подсвязочного давления. Попробуем обозначить необходимые условия, чтобы выполнить восходящее движение.

Правило восходящего движения:
1. Необходимо организовать первый звук. При исполнении нижне­го звука в него нужно заложить усилия, необходимые для исполне­ния верхнего звука.
2. Стараться удерживать одинаковую вокальную позицию, не ме­нять «архитектуру» своего инструмента. Стараться удерживать мак­симальные размеры головного и грудного резонаторов и постоянное положение гортани.

3. По мере возрастания высоты звуков, возрастает и подсвязочное давление. Поэтому, при движении вверх, необходимо позаботиться, чтобы отвести от голосовых связок все излишнее давление, иначе это приведет к форсировке звучания. Чаще всего это является и причиной завышения или занижения интонации. Не форсируйте звучание. Вы­сокие звуки и так воспринимаются как громкие, не следует стараться петь их слишком громко.

4. Следить за дыхательными мышцами: диафрагму стараться удерживать в наиболее низком положении.

Часто регенты жалуются, что при нисходящем движении хор пони­жает интонацию звука. Почему это происходит? Во многом из-за того, что мышцы голосового аппарата, потрудившись при движении вверх, при нисходящем движении расслабляются, начинают отдыхать. Из­влекая звуки без усилий, без хорошего мышечного тонуса, получаем и соответствующий тембр голоса. Чтобы, идя вниз, удержать яркость звучания, точность интонации, необходимо учитывать правило нис­ходящего движения:

1. Первая высокая нота берется так: синхронно в разные сторо­ны — диафрагма сильным движением вниз, а звук на хорошем сколь­жении и с хорошей атакой — вперед. Продолжаем удерживать мыш­цы в этом положении.

2. Для сохранения ровности звучания думаем, что поем каждый нисходящий звук чуть тише предыдущего, без нажима, удержи­вая точную позицию голосового аппарата и такой же хороший тонус мышц, как и в верхнем участке диапазона.

3. Последний звук нисходящего движения берется особенно акку­ратно. Для ровности звучания поем его без нажима, чуть тише пре­дыдущего.

В заключение сегодняшнего занятия хочется еще раз напомнить со­вет знаменитого итальянского педагога Камилло Эверарди, который мастерски владел голосом, ровным на всем его диапазоне. Он говорил своим ученикам, стремясь объяснить принцип формирования правиль­ного ровного тембра звука, так: «Ставь голова на грудь, ставь грудь на голова, мешай, мешай звуки!» Этот совет означает, что в нижнем участ­ке диапазона ученику необходимо искать головное звучание, а в верх­нем участке — не отрывать, не снимать голос с грудного звучания.

 



Дата добавления: 2023-08-03; просмотров: 319;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.