Эмоции, не благоприятствующие отделению пищеварительных соков
Условия, благоприятствующие нормальному перевариванию пищи, подавляются неприятными ощущениями, как напр. тоской, печалью и беспокойством, или сильными эмоциями, вроде гнева и страха, когда последние достигают высокого напряжения. В отношении слюноотделения этот факт был известен давно.
Пересохший рот оратора, возбужденного своим выступлением в собрании, — обыденный пример; другой пример — это «испытание рисом», применяемое в Индии и основанное на том, что сильное возбуждение задерживает отделение слюны. Подозреваемым в преступлении давали священный рис; пожевав его короткое время, испытуемые должны были «выплюнуть» его на лист святого фигового дерева. Если «выплюнутый» кем-нибудь из них рис оказывался сухим, то отсюда заключали, что страх быть уличенным останавливал слюноотделение, и такого человека объявляли виновным.
То, что давно было доказано для слюны, оказалось верным и для желудочного сока. Хорнборг, например, не сумел на своем маленьком пациенте подтвердить наблюдение Павлова, что при голодании один вид пищи вызывает отделение желудочного сока. Хорнборг объясняет расхождение между своими наблюдениями и результатами, полученными Павловым, так, что мальчик и собака по разному реагировали на пищу.
Когда собаке показывали пищу издали, голодное животное делало все попытки схватить лакомый кусок, и очень скоро наступало отделение желудочного сока. Мальчик же, которого дразнили пищей, начинал плакать, и в этом случае вовсе не наблюдалось секреции сока. Ботен точно так же сообщает случай с мальчиком с суженным пищеводом и желудочной фистулой, который иногда приходил в такую ярость при поддразнивании его пищей, что поглощение ее, после того, как мальчик успокаивался, не сопровождалось вовсе отделением пищеварительных соков.
Тормозящее действие эмоционального возбуждения наблюдалось также на низших животных в лабораторных условиях. Леконг сообщает, что при изучении секреторной деятельности желудка необходимо избегать таких условий, которые могут вызывать эмоциональные реакции. Он нашел, что у собак, пугающихся необычной для них обстановки, деятельность желудочных желез может вовсе прекратиться.
То же самое имеет место даже и тогда, когда животное, наевшись вдоволь, испытывает какое-нибудь стеснение—например, привязывается к станку. Когда животное привыкает к экспериментальной обстановке, тормозящий эффект исчезает. Более точное подтверждение и описание этого тормозящего эффекта можно найти в работе Биккеля и Сасаки. Последние производили свои наблюдения над собакой с фистулой пищевода и с изолированным желудочком, как и в опытах Павлова.
В полном согласии с наблюдениями Павлова, мнимое кормление сопровождалось и здесь обильным отделением желудочного сока—чисто психической секрецией, вызываемой приятным вкусом пищи. В типичном случае мнимое кормление длилось 5 минут, в течение которых выделялось 66,7 куб. см чистого желудочного сока.
Другой опыт сводился к тому, что собаке показывали кошку, что приводило первую в ярость. Вскоре после того, как кошку уводили, собака успокаивалась, вслед за чем ставился опыт с мнимым кормлением, длившийся 5 минут. Несмотря на то, что животное испытывало голод и жадно набрасывалось на пищу, заметного отделения соков не наблюдалось. По сравнению с предыдущим опытом, за двадцать минут отделялось всего 9 куб. см кислого сока с обильным содержанием слизи.
Очевидно, что у собаки, как и у мальчика, описанного Ботеном, сильное эмоциональное возбуждение может вызвать столь глубокие нарушения в механизме секреторного аппарата, что приятное возбуждение, сопровождающее принятие пищи, не вызывает более секреции соков.
Биккель и Сасаки вызывали у собаки секрецию желудочного сока путем мнимого кормления, и когда отделение сока достигало известной высоты, собаку приводили в ярость, показывая ей кошку. В течение последующих пятнадцати минут отделялось всего несколько капель сока с большим содержанием в нем слизи. В этом случае, очевидно, один физиологический процесс, вызванный чисто-психическим возбуждением, носящим приятный характер, был почти полностью задержан другим психическим состоянием — яростью.
Замечательно, что как при положительном, так и при отрицательном влиянии эмоционального возбуждения, описанного в опытах Биккелл и Сасаки, этот эффект сохранялся долго после того, как устранялся самый источник возбуждения. Первый из этих эффектов был подтвержден наблюдениями Биккелл над девочкой с фистулой пищевода и желудка; отделение желудочного сока продолжалось у нее долго спустя после приема пищи.
Однако отрицательный эффект на пищеварение—сильнее положительного. И нужно думать, что если вследствие эмоционального возбуждения пищеварительные процессы на некоторое время задержаны, то проглатывание пищи, которая в этих условиях обременяет желудок, весьма неразумно. Не следует поэтому кормить ребенка вскоре после того, как он испытал сильное волнение. Совет, данный Макбетом, что «хорошее пищеварение должно дожидаться аппетита, а здоровье—их обоих», в свете современной физиологии получает полное обоснование.
Не одни только слюнные и желудочные железы испытывают тормозящее действие эмоционального возбуждения. Екслер сообщил недавно, что психические состояния, подобные тем, которые имели место в опытах Биккелл и Сасаки, тормозят секреторную деятельность не только желудочных желез, но и поджелудочной железы, и вовсе останавливают отделение желчи. Таким образом, все те процессы, которые вызывают химические изменения в пище, могут на время прекратиться.
Дата добавления: 2023-08-09; просмотров: 253;