Тема 3.11. 4. Архитектура СССР второй половины 1950-х г. - 1991 года.
Во второй половине 1950-х годов перед советской архитектурой была поставлена основная цель -решение социальных и идейно-художественных задач на основе индустриализации и технических достижений в строительстве. В соответствии с планами развития народного хозяйства растет материально – техническая база строительства, в первую очередь – промышленность сборного железобетона. Только с 1954 по 1957 г. производство сборного железобетона увеличилось в 4 раза. Получают распространение новые прогрессивные конструкции, широко используется предварительно напряженный железобетон.
В конце 1950-х – начале 1960-х г. разрабатываются новые методы передовой строительной технологии. Монтаж крупнопанельных зданий «с колес», без складирования, позволил значительно ускорить строительство. Этот метод оказался эффективным в условиях городских центров со сложившейся застройкой. Необычные перспективы в технологии строительства раскрыл метод подъема этажей и возведения зданий из монолитного железобетона в скользящей или передвижной опалубке. Впервые этот метод был использован в 1959 году при строительстве 4-хэтажного жилого дома в Ленинграде
На основе Единого каталога унифицированных железобетонных изделий и конструкций стали возводить не только жилые дома, но и общественные здания, инженерные сооружения.
Возведение зданий из объемных железобетонных блоков не только позволило значительно сократить сроки строительства, повысить его экономическую эффективность, но и раскрыло новые композиционно-пластические возможности жилищной архитектуры, которая стала богаче по объемно-пространственным решениям и образной выразительности. В начале 60-х годов в Москве появился район Новых Черемушек, дома которого построены из вибропрокатных панелей. В нем на практике отразились результаты новых решений социальных, архитектурно-художественных и тектонических задач (рис 161).
К сожалению, ускоренные темпы жилищного строительства часто приводили к тому, что строительные, особенно отделочные работы, не всегда выполнялись добросовестно и в соответствии с архитектурным замыслом. Экономия средств на благоустройстве и озеленении внутридворовых пространств, неквалифицированное и стихийное цветовое оформление фасадов привели к тому, что новые районы стали вызывать удручающее впечатление однообразия. Этот период, редкий по серости архитектуры массового жилища, в дальнейшем очень точно был назван в народе «хрущебами».
Стремление к экономии при проведении архитектурно – проектных работ привело к тому, что в 1963 году из-за недовольства архитекторами, которые «вредят в смысле излишеств», была ликвидирована вдохновляющая и поддерживающая архитектуру организация - Советская академия архитектуры. При общем высоком уровне развития строительных технологий и техники, применении новых конструктивных и отделочных материалов, советская архитектура этого времени не смогла выйти на тот мировой уровень, который был заложен в творческом потенциале страны. Только благодаря энтузиазму советских зодчих, стремящихся даже минимальными средствами создать неповторимый облик зданий и сооружений, возникли интересные решения в архитектуре 1960-х 1970-х годов.
Рис. 161 Рис. 162
На основе применения ограниченного числа типоразмеров деталей были построены корпуса пионерских лагерей в Новом Артеке («Морской», 1960 – 1961г., «Прибрежный», 1960 – 1964 г., «Горный» 1972г., арх. А.Полянский и др). За счет увеличения числа вариантов компоновки типовых зданий, секций и отдельных элементов было достигнуто разнообразие решений санаторно – курортных зданий (рис. 162).
В 1960-х годах продолжает развиваться промышленное строительство, в котором применение железобетонных элементов почти полностью вытесняет другие строительные конструкции. Архитекторы делают попытки эстетически переосмыслить проектные решения промышленных объектов. Поиски новых выразительных средств архитектуры отразились в таких сооружениях, как гидростанции на Ангаре (Г. Орлов и др.) и Енисее (Н.Брусиловский, Р.Якубов). Теоретические разработки в области промышленной архитектуры нашли свое воплощение при строительстве Волжского автомобильного завода в г. Тольятти (1967 -1971г.).
В связи с ростом населения городов, повышением плотности застройки и застройкой резервных территорий возникли вопросы реконструкции и возможности строительства новых предприятий в городской черте. Одним из прогрессивных решений производственных объектов в конце 1960-х – 1970-х годов было объединение всех цехов и служб в единый моноблок с максимальной механизацией и концентрацией оборудования на компактно организованных площадях. За счет освобождения территории промышленных предприятий стало возможным не только благоустройство территории, но и общее улучшение экологии прилегающих районов. Кроме того, повышение выразительности промышленных объектов дало возможность использования их в организации городских ансамблей. Строительство новых предприятий и реконструкция действующих заводов ( в Москве, например, ткацкой фабрики в Новых Черемушках, завода им. С.Орджоникидзе, «Красный пролетарий» и др.) производилось с использованием сборных металлических и железобетонных конструкций.
Новейшие методики расчета в области строительных конструкций и технические достижения в области строительства позволили создать к концу 1960-х годов ряд уникальных сооружений мирового уровня. В1967 году было закончено возведение телевизионных башен в Ленинграде и Москве. Ленинградская телебашня выполнена из металлических решетчатых конструкций. Уникальная железобетонная башня Останкинского телецентра с металлической антенной (общая высота 533 м) имеет трехъярусный ресторан, скоростные лифты и видовые площадки (гл. конструктор Н.Никитин). Прочность и устойчивость башни решалась устройством железобетонного кольцевого фундамента диаметром 60 м и предварительно напряженными армирующими стальными канатами по высоте ствола.
В основе советского градостроительства была заложена плановая система народного хозяйства. Важнейшая задача, поставленная перед архитекторами страны, - обеспечить комплексность застройки при создании комфортабельных условий работы, быта и отдыха.
В 1960-х – 1970-х годах продолжается строительство новых городов. Быстро застраивались города Тольятти и Набережные Челны (1973, Б.Рубаненко и др.), где использовалась разноэтажная жилая застройка в сочетании с выразительными общественными зданиями. При создании общегородских ансамблей творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь города с природным окружением, применялись новые принципы планировки и застройки. Композиционная цельность и художественные достоинства отличают новый город Зеленоград с такими городскими ансамблями, как Площадь Юности, городской центр (1975, арх. И.Покровский и др.). Большое значение в формировании городской среды стало придаваться архитектуре малым форм.
В конце 1950-х – 1960-х годах государственной политикой стало развитие производственной базы, укрупнение колхозных поселков и расширение культурно – бытового строительства на селе. Только в 1959 – 1965 году капиталовложения в развитие сельского хозяйства составили около 500 млрд. рублей. Архитекторы и градостроители начинают работу по созданию нового облика сел и сельскохозяйственных комплексов. Было организовано несколько конкурсов на проект застройки сельскохозяйственных поселков.
Значительное место в градостроительной деятельности 1970-х годов заняли мемориальные сооружения в память о героических подвигах в Великой Отечественной войне: архитектурно-скульптурные комплексы Пискаревского кладбища, Брестской крепости, Мамаева кургана в Волгограде и ряде других городов. В это же время проводятся значительные работы по сохранению и реставрации памятников архитектуры. Были восстановлены дворцы и фонтаны Петергофа, воссоздан облик района Зарядье в Москве, Астраханского кремля. Была произведена реставрация погоста и создан Музей деревянного зодчества на о. Кижи. Правительством принимается решение о создании «Золотого кольца» древнерусских городов и превращении ряда городов в заповедники (Суздаль, Владимир). В них предусматривается строительство объектов туризма: гостиниц, туристических фирм, сети предприятий общественного питания.
В 1970-80-х гг. в условиях роста населения городов формируются сложные транспортные системы, появляется новый масштаб градостроительных форм и районов застройки, создаются многофункциональные системы и центры городской активности. Реконструировались центры большинства городов нашей страны. В городах с миллионным населением началось строительство метрополитенов.
Москва являлась объектом пристального внимания зодчих на протяжении всего развития градостроительного искусства России. Отсутствие централизованного архитектурного начала привело к появлению в 1960-х годах архитектурных объектов, о правомочности которых до сих пор идут споры. Соотношение старой и новой застройки ярко проявилось в ансамбле проспекта Калинина (1962-1968, М.Посохин и др.) (рис. 165). Лаконизм форм Нового Арбата, отразивший стилевые особенности 1960-х годов противопоставлялся живописной старой застройке. Кремлевский Дворец съездов (арх. М.Посохин, А.Мндоян и др., 1961 г.) (рис. 164), расположенный среди исторической застройки Кремля своим нейтральным членением стал фоном, подчеркнувшим изящество и художественную ценность памятников старины.
Рис. 163 Рис. 164
Для решения возникших градостроительных проблем и формирования направлений дальнейшего развития города, в 1971г. был утвержден Генеральный план развития Москвы, рассчитанный на 25 – 30 лет, разработан проект детальной планировки центра Москвы, на основе которого в нем создается девять заповедных зон. В 1970-х годах в Москве появились новые линии метрополитена, продолжающие и развивающие структуру города, новые транспортные магистрали, традиционным стало строительство комплексов общественных зданий. В Новых Черемушках вырос городок науки .
Характерные черты жилой архитектуры и строительства в Москве 1970-х гг. – крупный экспериментальный жилой район в Чертаново-Северном, новые типы жилых домов Тропарева, Чертаново, Ясенево. В конце 1970-х - 1980-х годах началась застройка резервных территорий в Южном Измайлово, Медведково, Строгино и др.районах. Важным шагом в развитии жилья стала реконструкция устаревшего жилого фонда. Жилые группы из многоэтажных крупнопанельных зданий обеспечивая высокую плотность застройки, сохраняли свободные территории для озеленения и благоустройства, что улучшило экологию города .
В 1976г. в Москве началось строительство олимпийских объектов к XXII Олимпиаде 1980г. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн «Олимпийский» на Проспекте Мира (М. Посохин и др.) (рис. 165), крытый велотрек в Крылатском (Н. Воронина и др.) (рис.166), гостиница и административный комплекс в Измайлове.
Рис. 165 Рис. 166
С 1960-х годов несколько изменился характер строительства крупных общественных зданий и комплексов.Все большее число зданий стали строить по индивидуальным проектам, например, Дворец Съездов в Кремле, гостиница «Россия», Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах (1958-1962, арх. И.Покровский). Стандартные коробки жилых и промышленных типовых объектов, заполонившие города уже не отвечали современным эстетическим требованиям. Неуклонно растет потребность в квалифицированных архитектурных кадрах.
Неправомерность закрытия Академии архитектуры стала очевидна уже в 1960-х годах. Для быстрого и эффективного решения возрождения архитектуры с середины шестидесятых годов в Новосибирске, Казани, Пензе, Ростове, Саратове и других городах на базе высших и средних специальных заведений создаются архитектурные факультеты и отделения, готовящие профессиональные архитектурные кадры в лучших традициях русского зодчества. Выпускники этих учебных заведений формировали архитектуру 1970-х -1980-х годов.
В 1970-х годах наряду с решением функциональных и технико-экономических задач, архитекторами все чаще ставится цель создавать художественно-выразительные композиции. При формировании архитектурно-художественного образа зданий используют различные виды монументально-декоративного искусства: настенную роспись, мозаичные панно, скульптуру. Стремление к эстетической выразительности и образности зданий заметно во многих гражданских, сельскохозяйственных и промышленных зданиях, но особенно ярко - в архитектуре уникальных общественных зданий, таких как новое здание МХАТа им. А.М. Горького (1972, В. Кубасов и др.). В нем заметна тенденция перехода от пространственных решений зданий 60-х годов с применением железобетонного каркаса и стеклянного заполнения к более осязаемым материально-весомым и пластичным композициям 70-х годов.
В развитии советской архитектуры 1970-1980-х годов огромное значение приобрели научно – исследовательские работы по градостроительству, развитию транспортных связей, формированию функционального зонирования городов, их экологии. Так, для Москвы было разработано научно обоснованное ограничение территориального роста окружной автодорогой (МКАД), разуплотнение центра, автономизация центров планировочных зон столицы.
Стремясь создать новую архитектуру, созвучную времени, зодчие начинают отказываться от советского функционализма и конструктивизма 60-х годов, созданных жесткой экономией в строительстве и скудным набором стандартных конструкций заводов железобетонных изделий. Не случайно в конце 70-х гг. возрождается интерес к модернизму, а в восьмидесятые он вновь выходит на арену мирового зодчества под именем неомодернизма. Сохраняя достоинство модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Более гибкой становится жилая застройка, интересный индивидуальный облик приобретает архитектура общественных зданий, возрастает интерес к садово – парковой и ландшафтной архитектуре.
В советской архитектуре в связи с активной национальной политикой СССР большое значение уделялось регионализму. Особенно ярко он проявлялся в союзных республиках при строительстве крупных общественных зданий. В России программа «дружбы народов» оставила значительное количество произведений архитектуры, обладающих чертами зодчества тех или иных республик. В свою очередь, устав от интернационализма и обезличивания отечественной архитектуры, зодчие вновь обращаются к национальной русской архитектуре. Делаются робкие попытки возрождения «русского стиля». Чаще всего это обращение к русскому деревянному зодчеству, нашедшее свое воплощение в оформлении фасадов и интерьеров небольших общественных зданий.
Часть архитекторов идут по пути выявления конструктивной системы в структуре зданий, «машинизации» образа зданий, создавая предпосылки для формирования современного стиля «хай-тека».
При любых общественных формациях возникает идеологическая потребность в создании зданий – символов. Поэтому символизм, представляющий собой некий «гибрид» архитектуры и скульптуры сохраняет свое значение (хотя и ограниченно) не только в прошлом и настоящем, но и в будущем. В советской архитектуре, в значительной мере подвергнутой идеологизации, на протяжении всего развития встречаются сооружения – символы. Это и проект Дворца Советов со 100-метровой статуей В.Ленина, и выставочные павильоны в Париже и Нью – Йорке . Несмотря на успешность многих других композиций, основанных на синтезе искусств, наиболее профессиональными являются решения, в которых идеологическая программа выполняется архитектурными средствами. Например, в основу решения советского павильона на «Экспо -70)» в Осака (арх. М.Посохин, В.Свирский и др.), положен символ развернутого знамени. При построении разновысокой (от 20 до100 м) плоскости фасада применена каркасно – связевая стальная конструкция с облицовкой анодированным в красный цвет алюминием.
В конце 1980-х - начале 1990-х под влиянием постмодерна с его знаковым культом, встречаются проекты, в композиции которых встреча6ется гипертрофированная символика. Примером является конкурсный проект арх. В.Кубасова и Р.Фаерштейна советского павильона для «Экспо -92» в Севилье, где над двенадцатиметровым павильоном на вантовых растяжках»реет» 32-метровая композиция из серпа и молота. Наибольшее значение представляют собой архитектурные объекты, которые формируются с разумной долей обобщения и с применением новейших строительных технологий и техники.
Большое влияние на формирование творческих и стилистических направлений в современной архитектуре приобрели международные и государственные выставки и конкурсы, в которых российские зодчие принимали самое активное участие. Архитектура середины 1970-х – конца 1980-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства выдающихся советских архитекторов.
В целом, для русской архитектуры советского периода характерна цельность композиции, соразмерность по отношению к человеку, жизнеутверждающий колорит.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 347;