Архитектура Франции XVIII века (рококо и неоклассицизм).
В конце XVII века начинающийся упадок абсолютистского строя приводит к разложению реалистического стиля. Детали оформления интерьеров становятся вычурными, манерными, широко используются зеркала, живописные панно на пасторальные темы. Планы помещений становятся ещё более криволинейными, появляются коридоры, шлюзовые комнаты.
Такой стиль получил название р о к о к о (от названия декоративного элемента в форме раковины).
Однако уже в середине XVIII века намечается отход от причудливых форм рококо в сторону большей строгости, простоты и ясности форм. Это было связано с идеологическим переломом, направленным против монархической системы и её идеологических элементов.
После французской революции 1789 года значительно изменилась социальная и экономическая основа архитектуры. Вторая половина XVIII века и первая треть XIX века во Франции знаменует новый (второй) этап развития классицизма и его распространение в странах Европы – неоклассицизма. Классицизм второй половины XVIII века во многом развивал принцип архитектуры предыдущего столетия. Однако новые буржуазно-рационалистические идеи в архитектуре – простота и классическая ясность форм понимаются как символ демократизации искусства. Всё чаще французский регулярный парк уступает место английскому пейзажному. Архитектура становится более ² человечной² и рациональной: так, в планировке зданий идёт функциональное разделение помещений. В градостроительстве впервые составляются планы для всего города.
После революции прекращается строительство крупных дворцовых сооружений, и появляется новый тип небольшого, но комфортабельного городского дома – о т е л ь. Ярким примером постройки такого типа является Отель Малый Трианон в Версале (1762–1768 гг.) архитектора Ж. А. Габриэля (рис.61). Это небольшой двух этажный дом для королевской семьи, расположенный в глубине парка. Простой в плане, с большими гладкими поверхностями стен, дворец оживляется пластикой деталей: высокого подиума, цокольного этажа, (со служебными помещениями) и балюстрадой сверху.
Ещё одним представителем неоклассицизма является Ж. Ж. Суффло. Его парижский Пантеон (бывшая церковь. Св. Женевьевы), построенный в 1764– 1781 году основан на крестовом плане. С главного фасада это монументальная композиция из мощного коринфского ордера с богатым резным фронтоном и вертикального завершения из барабана с кольцевой колоннадой и высокого купола диаметром 20м. Купол имеет тройную оболочку (рис.62).
Развитие неоклассицизма завершилось появлением стиля а м п и р.
Рис.62 Рис.63
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 386;