БИЛЕТ 5. Архитектура классицизма 2 половины XVIII начала XIX веков. (Джакомо Кваренги, Василий Иванович Баженов, Матвей Федорович Казаков).
Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II. Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов.
Утверждение данного стиля в русской художественной школе стало симптомом её созревания как одной из европейских школ. Особенностями классицизма являются стоечно-балочная тектоническая структура зданий, четкая планировка, масштабность. Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов.
Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее отличают композиционное единство, тектоническая ясность, масштабность, свободное положение домов усадебного типа на участке, величественность, разнообразие форм и жизнеутверждающий характер архитектуры, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром — залом — главной гостиной. Для всех построек характерно мастерское применение ордеров, образность и четкость композиции.
Для усадеб классицизма характерна осевая композиция с главным домом, обрамленным флигелями, с парком сзади дома., спускающимся к воде. На смену геометрически спланированным паркам XVII в. приходят пейзажные парки XVIII в., такие, как Павловский под Петербургом.
К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.
В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Архитектор Джакомо Кваренги: Английский дворец на юге Петергофа, Александровский дворец в Царском Селе, Академия наук в Спб., Эрмитажный театр в Спб., Юсуповский дворец на Садовой улице в Спб., Смольный институт.
Архитектор Василий Иванович Баженов: Пашков дом или Дом Пашкова в Мск., часть построек в ансамбле Царицыно, Дом Л. И. Долгова в Мск., усадьба Тутолмина-Ярошенко и усадьба Румянцева на Маросейке (обе совместно с Казаковым)
Архитектор Матвей Федорович Казаков: Пречистенский дворец в Мск., здание Сената в московском Кремле, Ново-Екатерининская больница, Благородное собрание, Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец, Дом-усадьба Барышникова.
На последнем этапе классицизма (конец XVIII — первая треть XIX в.) создавались единые архитектурные ансамбли городов с широким введением триумфальных сооружений и монументов. Так, в Петербурге одновременно со строительством Казанского собора (1802—1811, А. Воронихин) полностью перестраивалось здание Главного адмиралтейства (1806—1820, А. Захаров). Созданный ансамбль организовал пространство трех площадей: Адмиралтейской, Сенатской и Дворцовой. Важнейшее значение для городской панорамы с Невы имело создание ансамбля Стрелки Васильевского острова с центральным зданием —Биржей (1805—1806, Тома де Томон).
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 530;