Позднее Возрождение.
В середине XVI века происходит новый перелом в развитии итальянской архитектуры. Продолжающийся упадок в экономической жизни Италии и усиление феодально-католической реакции начали сильно сказываться во всех областях культурной жизни страны, в том числе и в архитектуре, где наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрождения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм.
Вновь самое широкое развитие получает культовое строительство. Кроме продолжающейся в это время постройки собора Св. Петра в Риме возводятся новые церкви, коренным образом изменившие свой облик. Зодчие отказываются от центрического типа культовых зданий и снова возвращаются к базиликальному, во внешнем облике вновь появляется тяга к вертикализму.
Происходит разочарование в способностях человека, в могуществе знаний, науки. Существенной чертой нового являются искания повышенной выразительности и ²скульптурности² архитектуры. Особенно ярко это сказалось в творчестве великого скульптора и архитектора Микеланджело Буанаротти.
В целом для архитектуры позднего Возрождения характерна борьба двух направлений:
· Одно закладывало творческие основы будущего барокко;
· Другое, развивавшее линию Высокого Возрождения, готовило формирование эпохи классицизма.
Архитекторы выполняют не только заказы городских властей, но, в большей степени, - от князей церкви, монастырей и светских феодалов, возводящих для себя дворцы в Риме и виллы за городом. При этом, если в городских дворцах архитекторы ищут представительности, а заказчики требуют наибольшей внушительности и величия, то в компоновке вилл стремятся достигнуть иного: привлекательности и радостного облика, наилучшего сочетания с природой. Именно поэтому в загородной архитектуре дольше сохраняются традиции Высокого Возрождения, позже появляются черты изменения стиля.
И вновь, новая линия развития зодчества и Италии во второй половине XVI века, когда начали появляться черты барокко, получает наиболее яркое выражение в творчестве Микеланджело.
В градостроительстве эпохи Возрождения основными объектами разработки становятся проекты «идеальных» городов и их элементы – площади, парки, городские ансамбли. На структуре городов расслоение общества этого времени проявилось в хаосе застройки, включающей кварталы бедноты и отдельные дворцовые и культовые ансамбли. Буржуазию уже не удовлетворяли кривые тесные переулки средневековья.Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с концентрическими структурами средневековых городов.
Теоретическую основу социальной структуры идеальных городов создали философы-утописты Томас Мор, Томмазо Кампанелла.
Их «идеальные» города насыщены зеленью, воздухом. Город представляется демократической формацией, но делится на кварталы по классовой принадлежности, где в центре расположены дворцы знати. Некоторые города были построены: Пальма Нуова 1593г. архитектор Скамоции, Ливорно архитектор Сангалло и др. Хотя эти города не сохранились, но их проекты послужили основой созданию городских ансамблей.
В конце XVI века появилось несколько архитекторов – теоретиков: Джакомо Бороцци, Андреа Палладии, Виньола.
Тесный союз архитектуры с наукой получил отражение в развитии научной теории. Открытие в XV веке трактата Витрувия послужило стимулом к написанию ряда теоретических трудов по архитектуре. В трактате широко освещались вопросы архитектурной эстетики (пропорции, построение ордеров и т. п.), технические вопросы строительства, строительных материалов, городское строительство и т.д. Много внимания уделялось вопросам функциональной проработки различных типов зданий и сооружений.
Наиболее известными являлись трактаты Лиона Баттисты Альберти – ²10 книг о зодчестве², Джакомо Барроци да Виньолы ²Правило пяти ордеров архитектуры², Андреа Палладио ² 4 книги по архитектуре², труды Леонардо да Винчи, трактаты Барбаро и Серино.
Трактат Альберти выделяется своей энциклопедичностью. Наряду с многосторонним анализом опыта градостроительства, строительства самых различных видов зданий и сооружений, автор даёт полезные практические сведения и рекомендации в области функциональной организации, ²украшения² зданий, приёмов их возведения.
Ряд книг посвящен конструкциям зданий, строительным материалам, производству практических работ и т. д. Так, Альберти ясно представляет себе работу опоры, балки, арки и других элементов строительных сооружений.
Дальше всех продвинулся в разработке теоретических проблем Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Его глубоко интересовала сущность понятия ²силы². Он нашёл формулы, позволяющие примерно определить сопротивление продольного и поперечному изгибу.
За ним проблемами теории механики и статики занялся Галилео Галилей (1564 – 1642). Он изучал свойства ²изгибающей силы² балки, положив начало сопромату.
Позже статикой и механикой занимаются специалисты, а в архитектурных трактатах начинают преобладать эстетические аспекты, связанные с правилами ²украшения² зданий и теорией ордеров, композицией храмов, дворцов и крупных общественных зданий.
У Андреа Палладио сохраняется комплексность рассмотрения функциональных, художественных и технических сторон архитектуры, но главное внимание уделяется художественно-композиционным приёмам и вопросам, теории ордеров и типам зданий.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 329;