Тензионные состояния
Напряжение
Под напряжением (напряженностью) понимается психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного развития событий, которое сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, но в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом[43].
Степень психической напряженности определяется многими факторами; важнейшие из которых – сила мотивации, значимость ситуации, наличие опыта подобных переживаний, ригидность психических функциональных структур, вовлеченных в некий вид деятельности. Среди факторов, порождающих ее, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее социального окружения. Когда психическая напряженность не может разрешиться в реальной деятельности, она активирует механизмы психологической защиты.
Состояние напряженности, обусловленное предвосхищением неблагоприятных для субъекта событий, находит свое проявление либо в физических и физиологических изменениях организма, либо в нервно-психических особенностях поведения человека. Особенность проявления психофизиологических изменений детерминирует функцию напряженности и, тем самым, определяет специфику воздействия на ту или иную сферу личности.
Клинические и экспериментальные данные, проанализированные Т.А. Немчиным, свидетельствуют о высокой сложности структуры нервно-психического напряжения. Многообразие субъективных и объективных характеристик нервно-психического напряжения обусловливает наличие разных степеней выраженности, различных вариантов течения и полиморфизм симптоматологии этого состояния. Результаты проведенных исследований позволили выделить автору три степени выраженности состояния нервно-психического напряжения.
Первая степень напряжения может быть названа напряжением лишь условно, так как, в сущности, при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые не склонны считать свое состояние нервно-психическим напряжением.
Самыми общими характеристиками второй степени нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъема морально-психических, душевных и физических сил.
При рассмотрении структурно-функциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психического напряжения (напряжения третьей степени) обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках, серьезные отклонения в ряде энергетических показателей и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта[44].
Кроме того принято рассматривать два типа напряженности по характеру влияния на эффективность деятельности в целом:
- состояние операциональной напряженности, в основе которой лежит преобладание процессуальных мотивов деятельности; она оказывает на индивида мобилизующее влияние и способствует сохранению высокого уровня работоспособности;
- состояние эмоциональной напряженности, развитие которой характерно выраженной отрицательной эмоциональной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности; этот вид напряженности приводит к снижению эффективности деятельности и к ее дезорганизации.
Стресс
Термин «стресс» появился в психологии благодаря публикациям Г. Селье, изначально трактовавшего данное понятие как совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма, а в более поздних трудах как неспецифическую (т.е. одну и ту же на различные воздействия) реакцию организма на любое предъявленное к нему требование[45]. Г. Селье все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначал как дистресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями – как эустресс.
Другой известный исследователь проблем стресса Р. Лазарус предлагал разграничить физиологический и психологический стресс, отмечая, что одинаковые внешние события могут как являться, так и не являться стрессовыми для разных людей (т.к. личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта). Кроме того, одни и те же люди могут в одном случае воспринимать событие как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, – такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.
В отечественной психологии стресс изучался на уровне сознания – как то, что имеет для человека личностный смысл; на уровне личности – как то, что может быть связано с угрозой ценностям как высшим личностным образованиям; на уровне деятельности – как трудности реализации жизненных смыслов; на уровне поведения – когда человек не понимает смысл и ценность своих действий[46].
Так, К.И. Погодаев определяет стресс, как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, которые ведут к защите либо повреждению организма, на разных уровнях его организации посредством единых механизмов регуляции. По утверждению В.Л. Марищука стрессом можно называть лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов. При этом любой стресс является физиологическим, т. к. сопровождается различными физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, ведь он сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями. Т.Г. Бохан рассматривает стресс с позиции культурно-исторического подхода, представляющий собой системный феномен, противоречивый по своей природе. Он может переживаться как самодиагностика, в процессе которой могут быть обнаружены новые параметры развития, а также готовность к принятию этих параметров (модель «эустресса»). И как оценка о разрушении системы, которая не может оставаться целостной в силу блокировки возможности саморазвития и самореализации (модель «дистресса»). Человек, с одной стороны, стремится к стабильности, а с другой к изменениям, за счет которых и происходит саморазвитие; в результате данного противоречия и возникает стресс[47].
Рассматривая способы совладания со стрессом, принято выделять медикаментозную терапию и немедикаментозные методы, включающие рефлексотерапию (иглотерапию, электропунктурную терапию и точечный массаж), различные приемы психологической саморегуляции (см. Главу 3 данного пособия), психотерапевтические техники.
Фрустрация
Фрустрация – это психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается[48].
Термин «фрустрация» долгое время использовался в обиходном языке и, следовательно, применялся для обозначения явлений разного порядка. Процесс превращения его в научный термин шел несколькими путями. Во-первых, фрустрация принималась как единственная в своём роде собственная ценность, независимый предмет для изучения. Эта стадия являлась попыткой сконструировать «теорию фрустрации», которая относительно самостоятельна. Далее имеется попытка обсудить это явление как предположительно входящее в сферу некоторой общей теории поведения (эта процедура предохраняет целостность термина до тех пор, пока он сохраняет свою определённость). И в конце концов может произойти существенное поглощение термина, вероятно, более «базисными» формулировками[49].
В связи с фрустрацией различаются: фрустратор – причина, вызывающая фрустрацию; фрустрационная ситуация; фрустрационная реакция.
Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п. Уровень фрустрации зависит: от силы, интенсивности фрустратора; от функционального состояния человека, попавшего в фрустрационную ситуацию; от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным вопросом при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность – устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.
Одиночество
Несомненно, что феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.
Одиночество – психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. У разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе. Однако одиночество сопровождается и некоторыми типичными симптомами. С.Г. Корчагина указывает на такие внешние и внутренние индикаторы состояния одиночества[50]:
Внешние поведенческие признаки: | Критерии внутреннего состояния: |
1) отсутствие близких отношений с другим человеком; 2) отсутствие доверительного общения, когда не с кем поделиться своим сокровенным и не с кем посоветоваться; 3) отсутствие друзей, очень ограниченный круг общения; 4) отсутствие семьи; 5) чрезмерная суетливость в общении, угодничество или, напротив, угрюмость, постоянная закрытость; 6) сарказм; 7) склонность избегать конфликтные ситуации, а если это не удается, то проявление неумения действовать в них конструктивно. | 8) хроническая неудовлетворенность, недовольство жизнью; 9) чувство потерянности в мире; 10) чувство собственной неполноценности; 11) ощущение «никому ненужности»; 12) оценка себя как несчастного человека; 13) частые и пессимистические размышления о своей судьбе; 14) неумение жить настоящим, то есть постоянные мысленные «возвращения» в прошлое, часто с сожалением типа «если бы...», а также иллюзии относительно будущего: «если только захочу...». |
На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими.
Существуют попытки выделить различные виды одиночества. С.Г. Корчагина пишет, что одиночество как психическое состояние имеет четыре основных вида: отчуждающее, диффузное, диссоциированное и уединенность, которые обусловлены различным соотношением в личности механизмов идентификации и обособления. Возникновение диффузного одиночества обусловлено преимущественным действием механизмов идентификации в психологической структуре личности, потерей собственного «Я», то есть отчуждением от самого себя. Возникновение отчуждающего одиночества обусловлено доминированием в личности механизмов обособления, результатом действия которых является отчуждение от других людей, норм и ценностей, принятых обществом, от себя самого и, наконец, от жизни в целом. Диссоциированное одиночество сопряжено с максимальной степенью выраженности в личности процессов идентификации и обособления и резкой их сменой друг относительно друга. Результатом этого выступает искажение образа своего «Я» инервно-психическое истощение человека. Как позитивная форма одиночества может быть рассмотрена способность человека к уединению, то есть субъективно желаемая уединенность. Она характеризуется оптимальным соотношением процессов идентификации и обособления в индивидуальном психическом пространстве человека.
Предпочитаемый способ реагирования человека на состояние одиночества – депрессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем – агрессия. Повышенная склонность к покорности или, напротив, к проявлению враждебности положительно коррелирует с фактическим одиночеством человека среди людей.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 370;