Активационные состояния
Апатия
Апатия – это состояние, описываемое, главным образом, с физиологических диспозиций и связанное одновременно с понижением тонуса подкорки и тем самым эмотивного фона и возбудимости коры. А.О. Прохоров отмечает, что состояние апатии чаще всего возникает при напряженных и длительных интеллектуальных и физических нагрузках, в случае неудовлетворенности в личностно значимых ситуациях, в случае разочарования в человеке, при хронических стрессовых ситуациях, при расставании с близкими навсегда, при длительном непонимании со стороны окружающих, при конфликтах и одинокости и др., т.е. в случае повторяющихся травмирующих или необратимых ситуациях[32].
Апатия оказывает тормозное влияние на протекание физиологических процессов. Здесь нет сильного сердцебиения или учащенного дыхания. Как правило, дыхание замедляется, становится глубоким с частыми вздохами. Многие жалуются на головные боли, боль под грудиной, ноющую боль в области сердца. Наблюдается ярко выраженное снижение двигательной активности, отсутствие желания двигаться, вялость во всем теле. Аппетит снижается или полностью отсутствует.
Апатия – это состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто и, наоборот, их чрезмерным количеством. При апатии человеку обычно бывает безразлично, будет ли смена впечатлений и действий или нет, ему часто даже хочется уйти от излишних впечатлений. Апатия негативно влияет на познавательную и другую деятельность человека, в известной степени парализует ее, препятствует любопытству, любознательности, заинтересованности.
Многие авторы, рассматривая состояния пониженной психической активности, выделяют другое состояние, близкое к состоянию апатии, – скуку. Как и апатия, скука выражается в чувстве неудовлетворенности, переживается как тягостное состояние. Однако Р. Нисбет особо подчеркивает следующее отличие скуки и апатии: «Человек наделен уникальной способностью – скучать. Нам, как и всем формам жизни, периодически свойственны состояния апатии, но апатия и скука – не одно и то же... Скука находится на значительно более высокой ступени в шкале человеческих несчастий, чем апатия, и, возможно, лишь имея такую высокоразвитую нервную систему, человек может испытывать состояние скуки. При этом человеку необходим умственный уровень, как минимум, «нормальный». Идиот может испытывать состояние апатии, но не скуки»[33].
К.К. Платонов определял скуку как психическое состояние, вызванное отсутствием интересных стимулов, проявляющееся в снижении уровня ясности сознания. Тем не менее, К.К. Платонов указывает, что личности с богатым внутренним миром скука не свойственна. А.О. Прохоров относит скуку к состояниям пониженного уровня психической активности наряду с грезами, подавленностью, грустью, печалью, тоской, горем, страданием, усталостью, утомлением, монотонией, прострацией, рассеянностью, релаксацией, кризисным состоянием и др.[34] С.Т. Посохова, Е.В. Рохина определяют скуку как сложное, неоднородное психическое состояние, развивающееся в связи с дефицитом внешней и внутренней активности, субъективное переживание которого связано с личностными особенностями и с условиями жизненной ситуации.
Обобщая различные подходы к рассмотрению скуки и апатии, С.Т. Посохова, Е.В. Рохина выделяют следующие характеристики данных психических состояний:
- сознание обесцененности, необходимости, интересности, значительности того, что человек воспринимает или делает;
- отсутствие знания того, когда данный процесс закончится, своего рода сознание беспросветности;
- чувство неудовлетворенности от вынужденной пассивности, даром затраченного времени;
- слабость или поверхностная подвижность внимания.
При этом указывается, что переживание скуки индивидуально. Особенно подвержены скуке и тяжело ее переживают люди капризные, нетерпеливые, без самообладания. Переживая скуку, человек в большинстве случаев старается выйти из этого состояния. Этот выход может быть сделан разными путями. Первый путь – присмотреться к тому, что кажется неинтересным и скучным, и постараться найти в нем что-либо заслуживающее внимания. Второй путь – использовать неинтересность, однообразность впечатлений для того, чтобы сосредоточиться на своих мыслях, планах, воспоминаниях и т.п. Третий путь – смена впечатлений[35].
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 319;