Статьи, понятия, термины 8 глава
Городская агломерация – компактная пространственная группировка поселений (в основном городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями. Выделяются: моноцентрические Г.а. – с одним городом-центром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне (или в т.н. внешней, периферийной зоне Г.а. – пригороды, города-спутники и т.п.), и намного превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу; полицентрические Г.а. – с несколькими взаимосвязанными городами-центрами.
Гуманитарная революция – предлагаемая философской мыслью коренная трансформация духовного уровня населения Земли с целью привести его в соответствие с резко возросшим уровнем современных технологий.
Анализ глобальных проблем современности приводит к выводу о несоответствии между новыми научно-техническими достижениями, с одной стороны, и традиционными, относительно консервативными формами мировоззрения. Традиционные ценности европейской цивилизации – польза и истина – по мнению А.Н.Кочергина, уже не обеспечивают ее выживания. Поскольку потребительская ориентация современного человека является источником нестабильности, позволит продолжить развитие цивилизации только ее изменение – то есть изменение привычек и поведения всего человечества, которые бы позволили ему адаптироваться в культурном отношении к тем изменениям, которые оно принесло в мир своей деятельностью. По словам В.С.Степина, обществу предстоит осуществить переход от установки на безудержный рост потребления к экономному использованию ресурсов: для этого потребуется духовная революция, переоценка ряда основополагающих постулатов техногенной культуры.
Итак, хотя в основе глобальных проблем лежит ускорение технологического развития, они связаны не с переразвитием техники, а с отставанием от него социокультурного развития, и перспективы цивилизации будут зависеть от того, успеют ли люди преодолеть это отставание до того момента, когда социоприродная система деградирует. Выход из кризиса требует революционного изменения социальной и культурной сфер, их «подстройки» к изменившейся ситуации. Необходим мировоззренческий и социокультурный сдвиг – столь же радикальный, каким был вызванный научно-технической революцией переход в экономике. Реален ли этот переход? Факторы, способствующие гуманитарной революции: возможность реального единства человечества, прояснение общности его исторической судьбы и вставших перед ним глобальных проблем; растущая доступность для большинства людей информационного и культурного богатства человечества, получение доступа к объективным данным и противоположным точкам зрения; демократизация политического строя многих стран и способность масс влиять на решения, принимаемые политическими элитами; постоянный рост числа научных открытий и технических инноваций. Факторы, препятствующие гуманитарной революции: техногенный раскол мира на технологических лидеров и традиционную периферию (сопровождаемый ростом в этих регионах соответственно пассивно-потребительских и радикальных настроений); возможность информационных технологий формировать массовое сознание (подменяя реальную картину мира виртуальной); атомизация современного общества, растущее взаимное отчуждение и утрата гражданской позиции. Разумеется, гуманитарная революция как качественное изменение сознания человечества будет значительно отличаться от планируемых различными религиозными и воспитательными организациями косметических улучшений культурно-нравственного облика людей. Она должна исходить от большинства человечества, прежде всего – от населения постиндустриальных стран и их правящих элит, обладающих наибольшими возможностями как улучшения социоприродного состояния, так и его деградации. Цель гуманитарной революции – достижение массами людей (прежде всего – постиндустриального мира) уровня сознания, отвечающего созданной историческим развитием человечества технологической мощи и позволяющего предвидеть основные (в том числе косвенные) последствия научно-технологических нововведений, используя техногенную среду на благо природе и человеческому роду. Средства проведения гуманитарной революции должны отвечать традиционным методам нравственного развития, но требуют модификации в связи с современным уровнем массового сознания, глобальностью информационных потоков и зависимостью людей от техногенной среды. Альтернатива гуманитарной революции только одна: в случае неспособности человечества рационализировать социоприродное взаимодействие и поставить его под контроль гуманистической ценностной системы, скорее всего, погибнет не биосфера, а только вид homo sapiens: механизмы биосферной саморегуляции избавятся от него.
Лит.:Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Колин, К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция / К.К.Колин // Вестник высшей школы. – 2002. – №8; Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С.Панарин. – М., 2002; Панарин, А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств / А.С.Панарин // Вопросы философии. – 2003. – №6; Попкова, Н.В. Техногенное развитие и техносферизация планеты / Н.В.Попкова. – М., 2004; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М., 2010; Степин, В.С. Третья цивилизация / В.С.Степин // Ученый Совет. – 2005. – №9.
Гуманно-целевое направление информатизации– понятие, отражающее основные направления формирования благоприятного для развития человечества социотехноприродного бытия при сохранении биосферы и биосферной жизни. Введено в научный оборот в 2010 г. Н.Н.Лапченко в ходе диссертационного исследования информатизации в техногенном обществе и статье «Проблематика информатизации в условиях техногенно-кризисного социума».
Пути преодоления негативных аспектов информационно-техногенного социотехноприродного развития земной жизни, включая и человеческую, представлены автором в виде комплекса шести направлений. Первое направление связано с образовательно-просветительскими и воспитательными программами формирования экософского (экологического) мировоззрения и культуры, получением экологических знаний через массовое экологическое просвещение и образование, особенно с использованием всей системы безопасных средств информатизации. Второе –с необходимостью законодательного регулирования (как на региональном, так и на международном уровне) процессов информатизации, что возможно при реализации информационной функции государства в области решения острейших экологических проблем. Третье– с гуманно-целевым совершенствованием процесса информатизации и информационных технологий. Четвертое–с развитием экологического мониторинга естественной и искусственной среды обитания с учетом научно-экологических разработок в области информационных технологий. Важное значение на современном этапе развития природопользования приобретает задача получения опережающей информации о возможных последствиях технико-технологических нововведений для биосферной природы. Пятое–с исследованием влияния объектов и процессов искусственного и техногенного характера на биосферную и социоприродную эволюцию жизни в целом. Шестое–с формированием информационной инфраструктуры для выхода общества из кризисного состояния и сохранения биосферного типа человека.
Дарвинизм, теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой образования новых признаков в строении и функциях организмов, а наследственность закрепляет эти признаки. В результате борьбы за существование происходит преимущественное выживание и участие в размножении наиболее приспособленных особей, т.е. естественный отбор, следствием которого является возникновение новых видов. При этом существенно, что приспособленность организмов к окружающей среде носит относительный характер. Независимо от Дарвина к близким выводам пришёл А. Уоллес. Существенный вклад в пропаганду и развитие Д. внесли Т. Гексли (в 1860 предложил термин «Д.»), Ф. Мюллер и Э. Геккель, А.О. и В.О. Ковалевские, Н.А. и А.Н. Северцовы, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, И.И. Шмальгаузен и др. В 20-30-х гг. ХХ в. сформировалась т.н. синтетическая теория эволюции, объединившая классический Д. и достижения генетики. Учение Д. совершило переворот в биологии, подорвало позиции креационизма и витализма, оказало во 2-й половине XIX в. огромное влияние на естественные и общественные науки, культуру в целом. Однако ещё при жизни Дарвина, наряду с широким признанием его теории, в биологии возникли различные течения антидарвинизма, отрицавшие или резко ограничивавшие роль естественного отбора в эволюции и выдвигавшие в качестве главных сил, приводящих к видообразованию, др. факторы. Полемика по основным проблемам эволюционного учения продолжается и в современной науке.
Дебилизация техногенная– ухудшение психического здоровья человека в процессе техногенного общественного развития, когда многие неблагоприятные факторы эпохи техноэволюции (потеря естественного отбора, умственная перегрузка, сильное снижение физического труда, скученность горожан, городской шум, засилье автомобилей и вызванная ими загазованность, повышенная плотность электромагнитных полей, психические перегрузки и т.п.) ведут к разрушению психики и дебилизации в разной степени тяжести, о чем свидетельствует статистика и социологические исследования. Понятие вводится Э.С.Демиденко в 2010 г.
Дебильность (от лат. debilis – слабый), лёгкая степень олигофрении; характеризуется низким уровнем познавательных процессов, главным образом абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения. При Д. в условиях специального обучения во вспомогательной школе возможно освоение элементарных знаний, некоторых трудовых навыков, социальных норм.
Деградация, постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.
Деградация техногенная – специфическое понятие, введенное в научно-философский оборот Э.С.Демиденко в связи с усиливающимся от десятилетия к десятилетию техногенным общественным и социоприродным развитием. Прежде всего на земном шаре в техногенную эпоху отмечается нарастающая деградация биологических и психических качеств человека, а также биосферы и биосферной жизни и связанные с ней глобальные экологические и многие другие процессы и проблемы, которые сейчас активно изучаются представителями Брянской научно-философской школы. См. Глобальная трансформация человека. Глобальный переход жизни.
Демографический переход, концепции, объясняющие смену типов воспроизводства населения, под которыми понимается свойственное данному этапу общественного развития единство интенсивности демографических процессов (смертности, брачности, рождаемости) и механизмов их социального регулирования. Переход от традиционного (высокая смертность, высокая рождаемость) к современному (низкая смертность, низкая рождаемость) типу воспроизводства населения начался в конце XVIII в. в ряде стран Западной Европы и только к середине ХХ в. распространился на весь мир.
Демография (от греч. demos – народ и ...графия), наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. По материалам статистики Д. изучает воспроизводство населения в целом и его компоненты как массовые социальные процессы, их количественной взаимосвязи с возрастно-половой структурой населения, зависимости от социальных и экономических явлений, характер взаимодействия роста населения с общественным развитием. Применяя статистические и математические, а также собственно демографические методы (продольный и поперечный анализ поколений, метод таблиц дожития, плодовитости, брачности, математические модели населения), разрабатывает теорию воспроизводства населения, демографические прогнозы, обосновывает демографическую политику.
Демографический взрыв– резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50-60-х гг. ХХ в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. «Д. в.» привел к ускорению техногенного общественного развития, ускорению глобализации многих процессов, обострил проблемы социального и экономического развития народов. Решающее воздействие темпов роста населения развивающихся стран (в них проживает свыше 50% населения мира) на увеличение численности населения земного шара превратило «Д. в.» в этих странах в мировой, а социально-экономические проблемы их развития приняли характер глобальных проблем.
Демография (от греч. demos – народ и ...графия), наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. По материалам статистики Д. изучает воспроизводство населения в целом и его компоненты как массовые социальные процессы, их количественной взаимосвязи с возрастно-половой структурой населения, зависимости от социальных и экономических явлений, характер взаимодействия роста населения с общественным развитием. Применяя статистические и математические, а также собственно демографические методы (продольный и поперечный анализ поколений, метод таблиц дожития, плодовитости, брачности, математические модели населения), разрабатывает теорию воспроизводства населения, демографические прогнозы, обосновывает демографическую политику.
Демократия (от греч. demos – народ и ...кратия), форма государственно-политического устройства общества, основанная на формальном признании народа в качестве источника власти. Основные принципы Д.: власть большинства, равноправие граждан, защищённость их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительских органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) Д. Термин «Д.» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная Д., производственная Д.). Как показывает анализ, политическая демократия является своеобразным политическим обманом для широких масс трудящихся, поскольку находятся сотни, тысячи ловушек для социально неграмотных и неактивных людей, чтобы определенным кругам придти к власти и использовать ее в своих интересах. Верхом такого обмана является «ковбойская демократия» в США, завораживающая массовым шоу широкие слои трудящихся. Реальную же власть в руках держат богатейшие граждане этой страны. Американская демократия держится еще на подпитке ее трудом большинства граждан планеты за счет неоколониализма – прямого (как в Ираке) и косвенного подавления своей военной угрозой других народов, выкачивания материальных, интеллектуальных и денежных ресурсов из других стран за счет распространения доллара и деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Ярким примером «демократизма» является пример с передачей права печатать деньги банкирам, так называемой «Федеральной резервной системе» еще во времена президента США Вильсона, хотя по Конституции США право печатания имеет только правительство США. Пришедший к власти президент Джон Кеннеди издал указ о возврате права печатания правительсту, как этого требует Конституция. Был убит не только Джон, но и его брат Роберт, будучи еще кандидатом. Памятуя это, никто из последующих президентов об этом не вспоминает, понимая, какая участь их ждет в случае выполнения конституционного требования. Для поддержки «буржуазной российской демократии» правительству РФ пришлось увеличить в 10 раз милицейские силы, по сравнению с теми, какими они были во времена так называемого советского «тоталитарного режима», в два с половиной раза послушное чиновничество с зарплатой на областном уровне, превышающей зарплату ученых в 8–10 раз. Так. например, зав. отделом Калининградского облисполкома имел зарплату доцента вуза – 360 рублей, сейчас тот же самый служащий, которому дали звание министра областного правительства, получает 10 зарплат доцента (речь идет о Калининградской области, о чем поведала в 2009 г. в передаче по телевидению ушедшая, или «ушедшую затем», из Администрации министр финансов). Один из руководителей страны нередко западную демократию называл демократией денежного мешка, но в России она «побогаче» своими формами. Так, в 2009 г. количество долларовых миллиардеров в стране увеличилось в два раза и их богатства возрасли почти в два раза, тогда как в этом кризисном году доходы трудящихся упали и возросла безработица. Буржуазное государство, которое в Конституции именуется социальным, в трудные годы «подкормило» буржуазию за счет трудящихся.
Деятельность.Осмысление деятельности является одной из важнейших задач философской антропологии. Понимаемая как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, деятельность стала предметом особого внимания с появлением концепции человека как разумной, творческой личности. С ранних ступеней развития мысли человек пытался дать определение самому себе, зафиксировать в нескольких словах свою сущность – и видел трудность этого ввиду своего противоречивого положения в мире.
С одной стороны, человек есть часть природы, послушная ее законам, результат ее эволюции. С другой стороны, он выделяется среди живых существ тем, что не только приспосабливается к условиям своего существования, но и целенаправленно приспосабливает их к себе, изменяет мир и самого себя. Субъект деятельности – человек, как носитель творческих способностей, задающий цель деятельности – мысленное предвосхищение ее результата. Объектом деятельности могут быть любые предметы и явления.
Анализ деятельности человека давно привлекал внимание философов. Они противопоставляли пассивное, биологическое приспособление к окружающей среде, характерное для животного, и активное, технологическое приспособление окружающей среды к себе, характерное для человека. Предпосылкой активного освоения мира, как правило, называли недостаточную биологическую приспособленность человеческого рода. Так, в марксистской философии подчеркивалось, что решающая роль в процессе формирования человека принадлежит его трудовой деятельности – осознанному воздействию на природу при помощи орудий труда. Ф.Энгельс утверждал, что специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру является труд, который (в отличие от действий животных) осознан и целенаправлен. Именно поэтому трудовые процессы у людей развиваются, а действия животных по использованию окружающей среды остаются неизменными. Человеческая история сопровождается постоянным развитием орудий труда – проводников воздействия человека на природу. Труд – частный случай практики, которая является движущей силой развития человеческого общества и познания. Человек в ходе практики преобразует не только природу, но и себя самого. Более того, самоизменение возможно лишь через предметную деятельность. Даже сознание людей и их общественные отношения формируются в процессе труда.
Деятельность, как преобразование наличной действительности, признается одним из специфически человеческих способов отношения к миру, опосредованным социокультурно выработанными формами. Причина активной деятельности людей – столкновение целеполагающей свободной воли и объективных закономерностей мира. Любая высокоорганизованная система отличается автономностью – способностью самостоятельно функционировать, минимизируя зависимость от внешнего окружения. Для живых систем это свойство самодетерминации поведения называют активностью: выделяют внешнюю активность (направленную на внешний мир) и внутреннюю (упорядочение самой системы). Определенной степенью активности обладают все живые существа. Чем отличается трудовая деятельность человека от активности животных? Ведь все живые существа вмешиваются в природные связи и взаимодействия, трансформируя участки своего обитания. Отличие преобразующих поступков человека от изменений природы другими живыми существами – в сознательности и целесообразности человеческой деятельности, в ее связи с самоизменением.
Для обозначения универсального способа отношения человека к миру было также предложено понятие практики. Долгое время практика понималась в технико-инструментальном смысле; направлениями ее научного анализа стали социальная инженерия, инженерная психология, эргономика и так далее.
Возможны и другие классификации форм деятельности, но в любой особое место должно занимать творчество. Творчество сопряжено не просто с удовлетворением потребностей, а с решением задач. Оно вырастает из труда, но разворачивает его потенции, в том числе тенденцию саморазвития субъекта в процессе преобразования внешних объектов и порождения ценностей. Творчество не только изменяет мир, но и увеличивает человеческое в человеке.
Инструментальная, технологическая активность – лишь одна из сфер приложения возможностей человека, другие ее сферы нематериальны. Понятая таким образом деятельность включает и собственно изменение материального окружения человека, и всю культурно-историческую сферу. Сам способ жизнедеятельности человечества иногда определяется как «общественное производство» – совместное воспроизводство людьми материальных и духовных сторон своей жизни. Материальное производство заключается в присвоении и переработке продуктов природы; социальное – в воспроизводстве людьми общественных форм своего бытия; духовное – в самоизменении человека как участника социально-исторического процесса. Конечный результат всех видов общественного производства – человек. Таким образом, аспект родовой сущности человека – его способность целенаправленно изменять себя и внешний мир.
Деятельность может иметь три основные формы и области приложения:
1) материальную (воздействие человека на природу при помощи материальных объектов, процессов и приспособлений);
2) социальную (воздействие человека на других людей как общественных существ при помощи социальных институтов и норм);
3) духовную (воздействие человека на свой внутренний мир при помощи выработанных за историю человечества символических значений).
Результатом этих форм деятельности стали искусственные комплексы:
1) искусственно созданная техногенная среда человеческого бытия;
2) общество – система межчеловеческих взаимодействий (реализуемых через надбиологические комплексы нормативов и социальные институты), опосредующая взаимоотношения между людьми;
3) духовная культура – созданная для трансляции надбиологических программ жизнедеятельности человека знаковая среда, составляющая основу духовной жизни и обеспечивающая самоизменение людей.
Чаще всего техногенная среда называется техносферой. Параллельно этому понятию остальным искусственным системам, созданным человечеством, иногда также даются такие обозначения, как «социосфера», «инфосфера» и так далее. Эти понятия основаны лишь на созвучии с предыдущими; их употребление неоправданно и может повлечь недоразумение. Термины, оканчивающиеся на «-сфера», традиционно применяются для обозначения системной целостности земных оболочек: атмосфера, гидросфера, литосфера и т.п. Поскольку живое вещество и техногенная деятельность человека уже достигли мощности, позволяющей им сформировать целостные глобальные системы, появление понятий «биосфера» и «техносфера» оправдано. Но культурная и социальная деятельность человека воплощаются, не образуя материальных «сфер».
Лит.: Философия техники в ФРГ. – М., 1989; Горохов, В.Г. Введение в философию техники / В.Г.Горохов, В.М.Розин. – М., 1998; Ковалев, А.М. Общество – развивающийся организм / А.М.Ковалев. – М., 2000; Мэмфорд, Л. Техника и природа человека / Л.Мэмфорд // Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986; Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Попкова, Н.В. Введение в философию техники / Н.В.Попкова. – Брянск, 2006; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Розин, В.М. Понятие и современные концепции техники / В.М.Розин. – М., 2006; Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П.Щедровицкий. – М., 1995; Чешев, В.В. Техническое знание / В.В.Чешев. – Томск, 2006.
Диалектика [от греч. dialektik – искусство вести беседу, искусство спора], философский метод; в системе средневекового образования – одно из семи т. н. свободных искусств. В истории философии Д. имела различные толкования: искусство диалога, достижения истины путём противоборства мнений (Сократ); метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях («трансцендентальная Д.» И. Канта); всеобщий метод трёхступенчатого (см. Триада) постижения противоречия (внутренних импульсов) развития бытия (Г.В.Ф. Гегель); учение и метод как основа познания действительности и её революционные преобразования (диалектический и исторический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). В 20 в. Д. развивалась преимущественно в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии, «критической теории» франкфуртской школы («негативная Д.» Т. Адорно) и др.
Доктрина (лат. doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.
Доместикация (от лат. domesticus – домашний) (одомашнивание), приручение диких животных и превращение их в домашних, специально разводимых человеком. Большинство домашних животных (собака, овца, крупный рогатый скот и др.) было одомашнено в период между палеолитом и неолитом и в начале неолита (10-5 тыс. лет назад). Продолжается Д. новых видов (антилопы, лось и др.).
Доместикация труда,явление, которое широко стало использоваться в ХХ веке и укрепляется сейчас, в условиях научно-технической и информационной революции и урбанизации, когда коренным образом изменяется характер человеческой деятельности. Так, если в 1800 г. на земном шаре насчитывалось примерно 90% земледельцев среди населения мира, то сейчас в постиндустриальных странах земледельцев осталось менее 10%, зато в сфере услуг работает более 70%. Этот процесс перенесения места приложения труда из производственного помещения в жилую ячейку и получил название «доместикация труда». Понятие «доместикация деятельности» отражает более широкие и глубокие процессы. Первым шагом очеловечивания была, по мнению К.Яспеса, совершенная самим человеком «доместикация», т.е. его оседлость, создание домашнего очага. Под влиянием научно-технической и многих других революций , урбанизации, техносферизации, сайентификации в обществе происходят такие процессы. которые приводят к интеграции домашнего хозяйства и производства, существенно расширяют спектр непроизводственных видов деятельности на дому. Мы наблюдаем сейчас тенденции расширения производства в домашних условиях. Десятки тысяч людей конструируют и изготовляют автомобили, амфибии, летательные аппараты и мебель и др. В личном подсобном хозяйстве производятся не только продукты питания, но и выводятся новые сорта фруктовых деревьев, овощей цветов и т.п. Многие фирмы организуют рабочие места на дому, если позволяет специфика труда, снабжая работников необходимым оборудованием. В настоящее время в связи с информатизацией человеческой деятельности многие специалисты не только работают на дому, получая задания по Интернету и отправляя свой интеллектуальный продукт по электронной почте. В мире уже насчитываются многие миллионы программистов и других специалистов, чьими рабочими местами являются дома и дачи. Актуальной в этом плане становится и задача активного развития развертывающейся в мире доместикации человеческой деятельности, создание общественных, экономических, архитектурных и многих других условий расширения этого процесса.
Доминанта (от лат. dominans, родительный падеж dominantis — господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.
Евгеника (от греч. eugenеs – хорошего рода), теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы Е. были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одарённость) будущих поколений. Прогрессивные учёные ставили перед Е. гуманные цели. Однако её идеи нередко использовались для оправдания расизма (например, фашистская расовая теория). В современной науке многие проблемы Е., особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.
Единство философской и научной рациональности. Разум человека един. Должны быть едины и его сущностные характеристики, инструмент, основание, общим названием которых является понятие рациональность. Это относится ко всей рациональности в целом и к каждому ее компоненту, характеризующему соответствующие виды познания. Если не удается увидеть, смоделировать такое единство, то данное обстоятельство может рассматриваться как «свидетельство внутреннего безумия разума». Указанный вывод никого не устраивает. И в то же время ученые и философы вынуждены констатировать, что на пути осмысления единства рациональности еще слишком много нерешенных проблем, что создает впечатление их принципиальной непреодолимости в облике «перепутья» и многочисленных «капканов», с которыми исследователям всякий раз приходится сталкиваться.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 248;