Статьи, понятия, термины 11 глава


Информатизация связана с развитием современных телекоммуникационных средств связи, распространением компьютеризированных информационных сетей, технологизацией интеллектуальной деятельности и возможностью генерации знаний, решением сложных технологических, теоретических и практических задач с помощью компьютерных систем, то есть выступает в качестве особой стадии эволюции техносферы. Интенсивность процессов информатизации и их пространственно-территориальная распространенность становятся показателями степени развития страны. Следствием интенсификации процессов информатизации является повышение уровня развития человеческого потенциала, образованности и информированности людей, ускорение экономического и социального прогресса техногенных общественных систем, наиболее активно вовлеченных в информационную индустрию. Структурной основой информационной индустрии являются информационные технологии, а ее технологической составляющей – информационно-коммуникативная (компьютерная) революция (ИКР). ИКР – это процесс информатизации всех сфер жизнедеятельности общества и человека, включая не только производство, но главным образом науку, культуру, образование, бизнес-процессы, здравоохранение, досуг и т.д.; при этом коренной трансформации и рационализации подвергаются средства производства, преобразования, хранения и передачи информации. Итогом ИКР является стремительно нарастающая информатизация общества и общественной жизни, формирование информационной системы техногенного общества, подобно нервной системе в человеческом организме.

В настоящее время нет единой общепризнанной теории информатизации и так называемого информационного общества, мы можем судить о них на основании футурологических исследований ведущих социологов и ученых, чьи доводы находят свое подтверждение в социально-экономических и социотехнических тенденциях развития общества. Согласно аргументации многих социологов, информационное общество – это общество, основанное на знаниях, демассификации и дестандартизации производства и потребления, высоком уровне информационной культуры и инноваций, соответствующих им информационных потребностей и их фактическом удовлетворении для основной массы населения, возрастании степени информационно-финансовых взаимодействий, глобальной информационной капиталистической экономики и социоприродной взаимозависимости стран мира. Образуется глобальное сетевое коммуникативное пространство, в рамках которого происходит объединение производственных, финансово-экономических, научно-технических, социокультурных, образовательных, экологических и других процессов в единое целое.

Исследования работ теоретиков информационного общества и даже его критиков подтверждают тезис авторов словаря об однобоком характере точек зрения на происходящие изменения, в то время как общество необходимо рассматривать в совокупности его социальных, технико-технологических и природных связей. Мы обращаем внимание на то, что информационно-коммуникативная революция конца ХХ в., соответствующая научно-технологическому способу производства общественной жизни, приводит не только к коренным изменениям и совершенствованию информационных технологий, но и к формированию глобального техногенного общества и его рационализации, что подразумевает единство и взаимосвязь экономических, научно-технологических, информационных, социобиосферных процессов и проблем в глобальной социоприродной системе планеты Земля. В концепции постиндустриального общества, о чем уже говорилось ранее, акцент делается на преодолении индустриальной природы формирующегося в постиндустриальном обществе способа производства, хотя, на наш взгляд (и это подтверждается статистическими и социологическими фактами) наступает сверхиндустриальная стадия техногенного развития.

Принимая во внимание возрастающую интенсивность потребления информации во всех сферах жизнедеятельности информационного общества, необходимо отметить, что оно по своей сути является техногенным, насыщенным научно-техническими и технико-технологическими системами, процессами и их взаимосвязями, а также искусственно измененными элементами биосферы, то есть в совокупности техносферой и ее объектами, которые не только социально возвышают человечество над биосферой, рационализируют социоприродный мир и наращивают техно-ноосферный, но и несут опасность для биосферы и биосферной жизни в целом, включая трансформацию, деградацию и усиление искусственности человеческого организма и другие негативные глобальные процессы и проблемы. Наряду с открывающимися перед человечеством новыми возможностями, информационная компонента социоприродного развития усугубляет наметившиеся уже в индустриальном обществе техногенные и другие проблемы. Опасность заключается в том, что усиливающиеся процессы информатизации, активизируемые деятельностью транснациональных корпораций и другими международными организациями, могут неблагоприятным образом повлиять на дальнейшую эволюцию и глобализацию техногенного общества и земного мира.

Информатизация представляет собой сложный социотехнологический процесс формирования техно-ноосферы как важнейшей составляющей общественного организма, то есть нового качества социального и природного развития, все большей искусственности жизни с опорой на знаниеёмкие производительные силы. Кроме того, в называемом информационным обществе сохраняется техногенный характер развития, но на более высоком наукоемком уровне реализации и рационализации экономико-технологических, научно-технических, социотехнических, технобиосферных процессов и систем и формируемых ими взаимосвязей и взаимозависимостей при доминирующем влиянии рыночно-капиталистического фактора научно-технической рациональности, определяющем значении финансового капитала при развитии высокотехнологичных отраслей и всей техносферно-информационной инфраструктуры общества. Это находит отражение во все более масштабном разрастании информационно-техносферной системы и ее усиливающемся влиянии на процессы социотехноприродной глобализации.

Глобализирующееся техногенное развитие можно представить как информационный процесс, эволюция которого зависит от способности социоприродной системы в дальнейшем извлекать информацию из окружающей естественной и искусственной природной среды, производить и распространять знания (информацию), адаптироваться к происходящим научно-техническим изменениям. Информатизация общества не только усложняет социотехноприродную среду общества, но и предлагает инструментарий для решения накопившихся социоприродных проблем техногенной цивилизации. Важное значение приобретают функции предвидения, планирования будущей преобразовательной деятельности человека. Информатизация – это глобальный социотехнический процесс интенсивной индустриализации, рационализации и глобализации социоприродной системы на основе ИКР в направлении формирования глобальной информационной сферы (сети) как важнейшего компонента техно-ноосферного перехода жизни на планете Земля. Информационное общество представляет собой информационную подсистему глобальной социоприродной системы планеты Земля, качественно новый период развития техногенной общественной системы. В этой связи правомерно говорить об информационно-техногенном обществе.

Содержательные характеристики такого усложняющегося общества находят отражение в тенденциях развития инфосферы (как подсистемы техносферы) и ее всепроникающем влиянии на весь ход социотехноприродной глобализации: разрастании урбанистически-искусственных информационных сетей и материально-пространственной инфраструктуры, создание глобальной информационной сети Интернет, то есть всестороннем проникновении информационных технологий в развивающийся социоприродный мир; преодолении на базе информационно-телекоммуникационных технологий территориальных ограничений, виртуализации жизненного пространства человека, определяющем характере инфосферы в проектировании социоприродного взаимодействия; техносферизации и информатизации процессов агроиндустрии и производства; формировании виртуальных систем (киберпространств) и киберкультуры; экотехнологической трансформации социобиосферной сущности человека в социотехнобиосферную, или постбиосферную, поддержание, контроль и планирование жизнедеятельности которого осуществляется искусственными техно-ноосферными системами, базирующимися на информационных технологиях; нарушении пропорций в соотношении естественной и искусственной, информационной среды обитания и соответственно техно-ноосферизации биосферы и человека посредством информационно конструируемых био- и нанотехнологий и др. См. Индустриально-техногенное общество. Постиндустриально-техногенное общество. Техногенное общество.

Лит.: Демиденко, Э.С. Техногенное общество и земной мир // Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева, Н.В.Попкова. – М.; Брянск, 2007; Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Дергачева, Е.А. Процессы информатизации в контексте техногенного общественного развития / Е.А.Дергачева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – Вып. 4(60); Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф.Уэбстер. – М., 2004.

 

Информационно-техногенное преобразование поверхности Земли– понятие, отражающее совокупный процесс преобразования поверхности нашей планеты при помощи научно-технических производительных сил, сопровождающийся формированием техносферы, технобиосферы, инфосферы, техногенных биогенных обменных процессов, информатизацией основных объектов и процессов общественной и биосферной природы, социализацией, трансформацией и сокращением биосферных организмов и их биоразнообразия, созданием постбиосферных, разрушением и сокращением биосферного пространства на суше и т.п. Понятиевведено в научный оборот Н.Н.Лапченко при написании кандидатской диссертации и публикации статьи «Проблематика информатизации общества в условиях техногенно-кризисного социума» в 2010 г.

Информполис– специфический город, который формируется в стране для выполнения социальных функций информатизации общества в современную постиндустриально-техногенную эпоху. Он находится в системе инновационных городов, продолжая инновационные традиции вслед за наукоградами и технополисами. Впервые понятие «информполис национально-язычный» ввел в научный оборот Э.С.Демиденко, предлагая 26 ноября 1995 г. на собрании ведущих ученых и специалистов г.Дубны информационно-интеллектуальную систему Всемирная Информ-Энциклопедия, которая будет базироваться на таких специфических центрах. Именно таким информполисом в настоящее время становится наукоград Дубна, Нью-Сондо в Республике Корея, Бангалор в Индии и др. Сами информполисы приобретают к тому же не только инновационно-информационный характер, но и социально-экологический в силу особого к ним внимания со стороны общества. Они могут стать определенными маяками в развитии городов будущего.

Искусственная пища, пищевые продукты, которые получают из различных пищевых веществ (белков, аминокислот, липидов, углеводов), выделенных из растительного или животного сырья, либо синтезированных из минерального сырья, с добавлением витаминов, микроэлементов, пищевых добавок и др. Различают комбинированные продукты (состоят из натуральных с добавлением пищевых веществ и добавок, например сосиски, паштеты), аналоги пищевых продуктов (например, искусственная чёрная икра) и синтетическую пищу (например, диеты для лечения и специального питания из низкомолекулярных веществ).

Искусственное и естественное.Разделение существующего на естественное и искусственное стало одним из первых последствий философского анализа человеческой деятельности, начинавшегося еще в античности. Так, Аристотель различал созданное «по природе» (в себе имеющее принцип самодвижения) и существующее «в силу иных причин» (не имеющее врожденного стремления к изменению). При этом наибольшая ценность античными философами признавалась за естественным (одушевленным и даже сакрализованным), а искусственное, «насильственно созданное» считалось второстепенным, менее совершенным. Позднее, в средние века, искусственным, строго говоря, оказалось все мироздание – как творение Бога. Лишь с эпохи Возрождения значение исследуемых категорий стало общепринятым: под естественным понималось сотворенное природой или Богом, а под искусственным – созданное человеком ради своих целей. Исследуемые понятия характеризовали два модуса происхождения систем и объектов, находящихся в контакте с человечеством. Первичной для философского анализа была категория «искусственное», которую прилагали к объектам, сознательно созданным людьми, и процессам, спланированным и инициированным человеком для достижения какой-либо цели. Содержание второй категории устанавливалось путем исключения. Естественными называли спонтанные процессы, не вызванные деятельностью человека и не зависящие от его сознательных намерений, а также объекты, им не созданные.

Философское осмысление любого объекта или явления подразумевает и его ценностный анализ. Поэтому в категории «естественное» и «искусственное» вкладывался и ценностный смысл, который зависел от того, как в данной культуре характеризовалась активность человека, направленная на изменение внешнего мира. В общем, нормативные системы, ориентированные на послушание природным ритмам и сложившимся традициям, оценивали естественное выше искусственного. Тезис о превосходстве созданного людьми над сотворенным природой был возможен лишь на определенной ступени развития человечества. Так, основой развития европейской цивилизации стало постепенное преодоление стихийности в природе, социальных отношениях и человеческой душе, замена их системой эффективных технологий. Для западной культуры деятельность – проявление высшего смысла человеческого бытия, условие существования общества. Естественным космическим силам европейское мировоззрение отказало в сакральности и разумности: стихийность природной среды была противопоставлена упорядоченности культуры. Это понижение мировоззренческого статуса природы сделало ее изменение людьми не только возможным, но и желательным (под видом ее усовершенствования). Современная цивилизация, поставив целью преобразование природы, долгое время предпочитала искусственное, отождествляя его с рациональным, эффективным, разрывающим оковы природных и социальных запретов. Рост искусственной среды воспринимался массовым сознанием как часть единого прогрессивного процесса преодоления стихийности природы и человеческой души, замены спонтанных процессов их саморегуляции системами эффективных, рационально сформированных практик. Вера человека в возможность безграничного совершенствования мира (и себя) проявлялась в том, что естественное ассоциировалось с неразумным и нерациональным, а искусственное – с эффективным и окультуренным. Только с конца ХХ века, когда прояснились негативные последствия переделки природы, ценность естественного стала повышаться. Философский анализ подчеркивает большую значимость естественных объектов.

Понятия «искусственное» и «естественное», долгое время понимаемые как противоположные, за последние десятилетия претерпели значительное размывание своих смыслов. Это отражает усложняющиеся взаимоотношения между искусственным миром и тем, что остается еще не затронутым деятельностью человека. Исследуемые категории часто получают расширенное толкование. В связи с усилением значения искусственной среды в жизни людей их старое противопоставление (противоположность происхождения – создание природой или человеком) дополняется новым (противоположность управления – функционирование согласно замыслам людей или саморазвитие по собственным объективным закономерностям). Подчеркивается спонтанность процесса создания искусственного мира и усиливающаяся независимость его функционирования от сознательных намерений людей. Ввиду роста искусственной среды и вытеснения ею биоприроды показывается также относительность границы между естественным и искусственным, ее зависимость от самоопределения человека.

Иногда высказывается мнение, что для современной социокультурной реальности традиционная противоположность между естественным и искусственным более не отражает действительности. Приводимые доводы, в общих чертах, таковы. То, что мы называем искусственным, создано человеком. Но сам человек, по общепринятому мнению, возник естественным путем – он есть результат эволюции природы. Следовательно, если сами живые организмы естественны, можно ли противопоставлять им их создания как искусственные?

Принимая строгое определение естественного как не затронутого человеком, мы можем обнаружить, что не только на Земле, но и в ближнем космосе таких территорий уже не осталось. Даже если невооруженный глаз не замечает на данном участке планеты антропогенных воздействий, то вызванные технической деятельностью человечества изменения климата, загрязнение атмосферы и т.п. присутствуют в любой точке земного шара. Следовательно, мы можем называть даже уголки «дикой природы» относительно естественными. Живое и неживое вещество изменило свои физические и химические свойства. Даже существование «естественного» человека является предметом дискуссии – слишком велики изменения, происшедшие с ним за тысячелетия эволюции. Современные люди отличны от древних – и анатомически, и биохимически. Итак, причина разногласий – в трудности разграничить сделанное человеком и природой. Таким образом, сущность исследуемых понятий – «естественное» и «искусственное» – и возможность их противопоставления вызывает дискуссии.

Понятие «естественно-искусственный», лишенное смысла в традиционной философии, приобретает значение в новой, показывая сочетание искусственного происхождения и подчинения естественным механизмам саморазвития.

Мир естественно-искусственный содержит в себе принципиально разнородные процессы, поэтому его контроль и предсказание его реакций затруднены. Так, естественно-искусственный характер имеют все социальные и технические объекты и процессы, поскольку они всегда неадекватны практической задаче, ради решения которой создавались. Итак, новое понятие «естественно-искусственный» отражает выход искусственных объектов из-под контроля.

Лит.: Бабайцев, А.Ю. Искусственное и естественное / А.Ю.Бабайцев // Новейший философский словарь. – Мн., 2001.; Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Горохов, В.Г. Введение в философию техники / В.Г.Горохов, В.М.Розин. – М., 1998; Кутырёв, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А.Кутырев. – Нижний Новгород, 1994; Павленко, А.Н. Искусственное и естественное / А.Н.Павленко // Новая философская энциклопедия. – Т.2. – М., 2000; Попкова, Н.В. Введение в философию техники / Н.В.Попкова. – Брянск, 2006; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Розин, В.М. Понятие и современные концепции техники / В.М.Розин. – М., 2006; Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П.Щедровицкий. – М., 1995; Чешев, В.В. Техническое знание / В.В.Чешев. – Томск, 2006.

Капитализм, тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень К. - как «смешанная экономика», «постиндустриальное общество», «информационное общество» и др.; в марксизме К. - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наёмного труда.

К. возник в городах Италии (торговля) и Голландии (мануфактура) в XIV-XV вв. и утвердился в Европе с XVI в. в процессе т. н. первоначального накопления капитала. В результате промышленного переворота было создано крупное машинное производство. В условиях К. механизм рыночной конкуренции побуждает предпринимателя для получения прибыли постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство. Это способствует динамичному развитию производительных сил, науки и техники. В конце XIX - начале XX вв. в развитых странах Запада возникают крупные промышленные и банковские корпорации, важную роль приобретает финансовый капитал. Складывается устойчивая социальная структура, в которой наряду с крупными собственниками и работниками наёмного труда значительное место занимает класс собственников.

Современные формы рыночной конкуренции дополняются механизмами государственного регулирования экономики, включающими краткосрочное (антицикличное, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носящие индикативный, рекомендательный характер; прямое (законодательные и административные акты) и косвенное регулирование (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационная политика). Постепенно утвердившаяся во многих странах социально ориентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во 2-й половине ХХ в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения.

С ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением транснациональных корпораций получают развитие региональная и мировая экономическая интеграция, межгосударственное регулирование экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейских сообществ и др. Капитализм в теориях индустриального общества рассматривается как его ранняя ступень (европейские страны в ХIХ – начале ХХ вв.). В ряде стран противоречия становления информационного общества привели в 20-30-х гг. ХХ в. к возникновению тоталитарных режимов. В конце ХХ в. получил развитие процесс перехода от индустриально-техногенного общества к постиндустриально-техногенному обществу.

В то же время капитализм создал такой тип современной общественной системы в мире, которую называют либерально-экономической, порождающей на каждом шагу техногенность общественного и социоприродного развития. Во-первых, открытая конкуренция за создаваемую частную собственность привела к формированию двух контрастных систем капиталистического типа (по И.Валлерстайну) – центрального и периферийного капитализма. Центральный капитализм получил монопольное положение в мире и пожинает плоды от эксплуатации периферийного капитализма. Если доходы на душу населения в середине XIX в. между богатыми и бедными странами были в соотношении 5:1, то сейчас 82:1. Во-вторых, в руках экономической элиты мира концентрируются основные богатства. Так, богатейшая тысяча миллиардеров и их семей обладают такими богатствами, как почти 4 млрд человек планеты с бедной стороны. Это приводит к крупному избыточному потреблению природных ресурсов, к усилению техногенности развития, социальному неравенству. В-третьих, капиталистический образ жизнедеятельности по своему умонастроению является техническим, нацеленным на бесконечное производство и потребление, что не может не сказаться на раскручивании техногенности – от засилия техники, технологий, губительных для человека и биосферы веществ и всего, что может принести личные богатства, не считаясь с самым большим богатством людей – человеком и биосферой.

 

Качество продукции, совокупность свойств (в том числе мера полезности) продукции, обусловливающих её способность удовлетворять определённые общественные и личные потребности. В настоящее время, т.е. в техногенную эпоху, люди все больше и больше в организации своей жизни отдают предпочтение, особенно в питании, одежде и быту, биосферным товарам, как совместимым с биологией человеческого организма и не вызывающих в нем существенных неблагоприятных реакций.

Кислотные дожди (кислые дожди), атмосферные осадки (в том числе снег), подкисленные (pH ниже 5,6) из-за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов, главным образом SO2, NO2, HCl и др. В результате попадания К. д. в поверхностный слой почвы и водоёмы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и др. водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании. К. д. особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, для США, Канады, промышленных районов России, Украины и др.

Клеточная инженерия, конструирование специальными методами клеток нового типа. К. и. включает реконструкцию жизнеспособной клетки из отдельных фрагментов разных клеток, объединение целых клеток, принадлежавших различным видам (и даже относящихся к разным царствам — растениям и животным), с образованием клетки, несущей генетический материал обеих клеток, и др. операции. К. и. используется для решения теоретических проблем, в биотехнологии, для создания новых форм растений, обладающих полезными признаками и одновременно устойчивых к болезням, и т. п.

Коммунизм (от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых - отрицание частной собственности (первобытный К., утопический К. и др.), в марксистской концепции исторического процесса - общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своём развитии две ступени (фазы) - низшую, называющуюся социализмом, и высшую, называющуюся полным К.

Компьютерная сеть, сеть ЭВМ, совокупность удалённых друг от друга ЭВМ, соединённых линиями передачи данных и способных к взаимному согласованному обмену информацией в процессе своей работы. К. с. обеспечивает каждому пользователю доступ к информации любой ЭВМ, входящей в сеть, а также создаёт дополнительные возможности, например по использованию принтеров, внешней памяти. См. Интернет.

Конвергенции теория, одна из концепций западного обществоведения, считающая определяющей особенностью современного общественного развития тенденцию к сближению двух социально-политических систем, сглаживанию экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом, их последующему синтезу в некое «смешанное общество». Основные представители: Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Я. Тинберген.

Концепт (от лат. conceptus – понятие) – формулировка, умственный образ, общая мысль, понятие; в логической семантике – смысл имени. В настоящее время понятие концепта органически связано с понятием концепция, но в более широком смысле – метаконцепции, охватывающей своим содержанием значительную часть представлений о явлениях и процессах, связанных с техногенным развитием современного мира. Так, концепт понятия «техногенность» охватывает множество понятий и теорий, в основе которых существенную роль играют техногенные явления и процессы.

Концептуальная гуманная рациональность социоприродного развития– комплекс экологической, этической и социальной рациональностей, совокупное действие которых направлено на устранение негативных тенденций техногенной рациональности.Комплексная концептуальная гуманная рациональность социоприродного развития, соединяющая в себе разумное сочетание целей и ценностей, сможет ограничить разрушающее воздействие совокупности экономических, научных и технико-технологических факторов техногенного общества.Разработка такой рациональностидолжна лечь в основу стратегии выживания человечества и сохранения биосферы. Понятие введено Е.А.Дергачевой в 2005 г. в диссертации, а затем в монографии «Техногенное общество и противоречивая природа его рациональной трансформации».

Даже если человечество будет придерживаться рационально-ответственной стратегии природно-социального развития, перейдет от идеологии антропоцентризма к биосфероцентризму, общее направление эволюции системы «общество-природа» будет идти в сторону формирования все большей искусственности жизни. Следовательно, нужно сконцентрировать силы мирового сообщества на возрождении биосферы и биосферной жизни на базе объединения и использования всего мирового экономического потенциала.

Как известно, Ю.Хабермас ввел понятие коммуникативного разума, или коммуникативной рациональности, поскольку всеобъемлющий разум превратился в «инструментальный» и были утрачены первоначальный смысл и ценности рациональности – ориентированность на человека и его духовные потребности. И он ставит своей целью выработать теорию социальной рациональности. Сегодня же мы встречаемся с новыми явлениями земной жизни - социоприродным развитием, разрушением человека и биосферной жизни, поэтому новая теория рациональности должна опираться не только на социальные, но и природно-биосферные ценности. Необходимо гуманизировать экономическую, научную и технико-технологическую рациональности, чтобы препятствовать разрушительным процессам в технизирующемся обществе. Поэтому задача человечества на данном этапе нам видится в гуманизации техногенной рациональности. Это особенно важно признать при рассмотрении современных социотехноприродных изменений.

Анализ составляющих компонентов концептуальной гуманной рациональности социоприродного развития с учетом существующих в науке концепций показал следующее. Концепция экологической рациональности (В.И.Данилов-Данильян, К.С.Лосев) базируется на экологическом императиве (В.А.Кутырев, Н.Н.Моисеев), предполагающем согласование глобально-локальной деятельности человечества с развитием биосферы и ее возможностями. Принимая это положение, нами подчеркивается необходимость разработки концепции этической рациональности, которая должнастать ценностным ориентиром в борьбе за социобиосферное выживание. В основу этической рациональностидолжен лечь нравственный императив (И.Кант). Комплекс экологической и этической рациональности дополняется социальной рациональностью. Социальная рациональность – это эффективность социальной деятельности с учетом социоприродных её условий. Социальная рациональность должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни населения, основанных на: 1) повышении обеспеченности людей и степени удовлетворения их разумных природных, материальных и духовных потребностей; 2) росте качественного потребления и реальных доходов; улучшении показателей состояния природного здоровья; 3) повышении уровня и качества образованности, нравственности населения; 4) воспитании разумных, гуманных потребностей и интересов, соизмеримых с безопасностью развития биосферы; 5) создании гуманных основ современной техногенной цивилизации, основанных на приоритетности смысложизненных ценностей свободы, равенства, осознании ценности природы человека (социальной и биосферной, т.к. в современном мире люди значат меньше, чем деньги и власть); 6) преодолении внутри- и межстрановых социальных контрастов и конфликтов, социально-экономической поляризации мира; 7) поддержании основ и суверенитета национального государства (которые расшатываются в результате глобализации мира), культурных особенностей народа; 8) развитии принципов гуманистического социализма для построения гражданского общества. Только в этом случае можно надеяться на демократизацию и гуманизацию цивилизации и формирование нового значения цивилизационной рациональности, пока еще остающейся техногенной.



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 285;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.