Статьи, понятия, термины 7 глава
Сейчас мы вводим в биосферный биотический круговорот тяжелые металлы, радиационные элементы, отработанные автомобильные газы, синтезированные химические вещества и т.п., что уже не только не находится в гармонии с биосферным человеческим организмом, а вызывает в нем сильнейшие трансформационные изменения его природных качеств, как и изменения у других животных, находящихся в расширяющихся техносферных и иных техногенных условиях жизни. Так, зубры в Беловежской пуще, как сообщалось в печати, теряют свои способности воспроизводить стадо, их расселяют в экологически чистые регионы России. Проблемы усиливающейся техногенности касаются прежде всего человека, проживает ли он в городе, или вне его, поскольку техногенность охватывает все большее и большее мировое пространство вместе с наполнением «искусственной химией» геобиохимических процессов. Последние охватывают практически все живое на планете и его окружение, пронизывая жизнь синтезироваными химическими веществами, искусственными ксенобиотиками. Сейчас исследователи насчитывают в организме человека до двух тысяч искусственных включений, начиная от медицинских лекарств, искусственных органов и кончая различными химическими загрязнениями; в молоке женщин крупных городов и мегаполисов, кормящих грудью детей, насчитывается до 300 и более различных веществ, многие из них не способствуют нормальному раз- витию здоровья ребенка. Ксенобиотики, о которых население и специалисты мало еще пока что знают, не вызывают пока широкого протеста против их производства, хотя они коренным образом и в то же время неблагоприятно изменяют жизненные процессы. Так, например, в 70-е годы ХХ века, по данным ученых медицинских наук, у мужчин России было еще примерно 70% активных сперматозоидов, а уже в начале ХХI века их число достигает уже 50%, что говорит о стремительности трансформационных процессов в организме современного человека. Снижение и детской рождаемости связано не только с ухудшающимися социально-экономическими условиями жизни, но и с техногенностью существования человечества.
На основе сказанного выше можно сделать и обобщающий вывод: избыточное техногенное развитие мирового сообщества и стремительное насыщение техногенностью земной природы, в первую очередь ее живого вещества и населения планеты, представляет собой одну из самых опасных глобальных проблем современного развития не только человечества, но и всей планеты, сравнимую разве что с термоядерной мировой войной. Отсюда вытекает одна из важнейших задач: необходимость организации фундаментальных научных исследований нынешнего этапа техногенного социоприродного развития земного мира и особенно опасностей формирования искусственной жизни на нашей планете. Эта задача под силу только международным и в то же время глубоким межпредметным исследованиям, поскольку последние весьма затратны по финансированию и не могут быть растянуты на длительный срок. Это органически связано с необходимостью по итогам исследования принимать экстренные меры по изменению вектора развития человечеством и самого себя, и земной биоприроды. Можно с уверенностью сказать, что стихийная эволюция саморазвития жизни на планете уже закончилась, и сейчас появляется жесткая необходимость, о чем в свое время писал В.И.Вернадский, коллективному человечеству на основе коллективного разума (науки) строить разумный, т.е. гуманно-ноосферный мир на планете.
Лит.: Человек техногенной цивилизации на рубеже двух тысячелетий. – Калининград, 2000; Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С.Демиденко. – М., 2003; Демиденко, Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека / Э.С.Демиденко. – Брянск, 1993; Демиденко, Э.С. Техногенное общество и земной мир / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева, Н.В.Попкова. – М.; Брянск, 2007; Моравек, Х. Будущее без нас / Х.Моравек // Америка. – 1993. – №437 (апр.).
Глобальные проблемы – это активизированные глобальными процессами общественного и социоприродного развития острейшие проблемы, затрагивающие общественные системы планеты и биосферу, угрожающие социальному и социоприродному развитию и предполагающие для своего эффективного решения объединение усилий всего мирового сообщества. Глобальные проблемы возникают в ходе развития глобальных процессов и являются их продолжением. В обществоведческой литературе существуют различные подходы, характеризующие особенности процесса возникновения глобальных проблем. Так, одни полагают, что глобальные проблемы возникли в конце ХХ в.; другие связывают их генезис с историей человечества, а глобальность проблем – с ХХ в.; третьи считают, что большинство глобальных проблем или их истоков возникло давно, а наиболее явно они обнаружились лишь с развитием в XVII–XVIII вв. капитализма. Действительно, эволюция глобальных проблем началась в дотехногенную эпоху, в период нарастающей социализации природно-социальной системы, однако стремительность и международный резонанс они получили в техногенную эпоху в последней трети ХХ – начале XXI вв. – на этапе их обострения, усиления конфронтации общества и биосферы.
Наиболее приемлемым из существующих подходов нам представляется принятое в научно-исследовательской литературе подразделение проблем на три больших комплекса, объединяющих группы проблем и единичные проблемы социального, социоприродного и антропосоциального характера. Такая (в определенной степени условная) типология позволяет целостно представить глобальные процессуально-проблемные комплексы, проследить этапы их усложнения и дифференциации, определить тенденции их развития и способы их решения в зависимости от предполагаемых последствий в контексте возможностей прогрессивного развития человечества и сохранения биосферной природы. В соответствии с данной классификацией выделены основные глобальные социоприродные проблемы техногенного общественного развития мира.
Комплекс глобальных общественных проблем определяется характером интерсоциального взаимодействия между и внутри социально-экономических систем и входящими в них государствами, нациями, классами, социальными группами. Это предполагает необходимость трансформации, в первую очередь, международных экономических и политических и других отношений и структур с целью сбалансированности общемировых социально-экономических параметров развития и дальнейшей эволюции человечества. Комплекс глобальных социоприродных проблем обусловлен техногенностью современных взаимоотношений социума и биосферной природы. Здесь основными проблемными зонами являются не только проблема исчерпания ресурсного потенциала биосферы, но и сохранения биосферных оснований природы, природной жизни и человека. Комплекс глобальных антропосоциальных проблем основывается на сохранении и продолжении существования человечества в условиях постбиосферного (техно-ноосферного) перехода жизни на планете Земля от её естественных к искусственным формам и включает группы глобальных проблем эволюции человека. Перечисленные проблемы имеют социоприродный общепланетарный характер, отражают глобальный процесс социоприродной эволюции и формирования техногенного земного мира, а также позволяют прогностически взглянуть на будущее биосферы, биосферной жизни и человека. Изучение каждой глобальной проблемы возможно лишь при условии комплексного учета взаимосвязей и взаимодействий процессов и проблем в глобальной социоприродной системе на этапе техногенного развития общества и биосферы, так как обострение одних проблем ведет к обострению других, а решение одной проблемы способствует смягчению или замедлению кризисных процессов. См. Глобальные процессы. Техногенное общество. Глобализация.
Лит.: Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Костин, А.И. Экополитология и глобалистика / А.И.Костин. – М., 2005.
Глобальные процессы– процессы, инициированный человечеством и охватывающие практически всё пространство планеты, биосферы, общества. Наличие социальных и социоприродных взаимодействий в масштабах планеты придает рассматриваемым явлениям, процессам (и проблемам) статус глобальности. Глобальные процессы эволюционируют, порождая новые тенденции, процессы и проблемы социализации и техногенной социализации земного мира. Глобальный процесс может включать в качестве составляющих различные процессы глобализации. Социотехноприродная глобальность характеризует единство общепланетарного взаимовлияния многофакторных социальных, биосферных, техносферных связей, а также обусловленных их взаимодействием всеобщих процессов (и проблем).
В современной обществоведческой литературе, как правило, приоритет отдается исследованию глобальных проблем, хотя глобальные процессы, инициируемые глобализирующимся техногенным социумом в совокупности с наукотехникой и техносферой, являются тем базисом, который вызывает глобальный социоприродный кризис на планете. Особенность техногенного этапа общественного развития заключается в следующем. На рубеже ХХ–XXI вв. происходит не столько общественная перестройка, интеллектуализация и информатизация сферы занятости и на этой основе переход от индустриального к постиндустриальному социуму в наиболее развитых странах мира, сколько интенсивная перестройка всей социоприродной структуры бытия благодаря восхождению онаученного человеческого разума, который в общепланетарных масштабах с помощью техносферы воздействует на биосферу, трансформирует биосферную жизнь и человека, определяя социально-техногенный вектор изменений земного мира. Глобальный социотехноприродный процесс, непосредственным участником которого является техногенный социум, еще далек от своего завершения.
Исследованию различных аспектов глобальных процессов и проблем в интерпретации отечественных и зарубежных ученых посвящены энциклопедия (2003) и международный энциклопедический словарь (2006) «Глобалистика», а также журнал «Век глобализации», в которых обсуждается тематика по глобализации и подчеркивается важность решения глобальных экологических и других проблем, являющихся закономерным следствием процессов глобализации. На страницах этих изданий присутствует социоприродная проблематика, однако социально-техногенная сущность социоприродных трансформаций, обусловленная эволюционным постбиосферным переходом жизни на нашей планете, осталась за пределами рассмотрения их авторов. В этой связи считаем необходимым уточнить их характеристики в контексте техногенеза общества и природы.
Глобальные процессы имеют социоприродную историческую обусловленность, их эволюция охватывает этапы становления глобальной социоприродной системы, ее усложнения по пути природно-биосферного, природно-социального (доиндустриального) и социотехноприродного, или техногенного развития. В исследовательской литературе понятия глобальной проблемы и глобального процесса обычно идентифицируют как взаимозаменяемые, что придает односторонность их трактовкам. Действительно, если глобальный социоприродный процесс, наряду с позитивными, творческо-креативными результатами, таит в себе угрозы социоприродному существованию, то его уже следует трактовать как глобальную проблему. Тем не менее, в большинстве случаев глобальные проблемы выступают как следствие глобальных процессов, а с другой стороны, инициируют возникновение новых глобальных процессов как способов решения проблем.
Социально-экономические и, в целом, общественные процессы необходимо анализировать в контексте действительно глобальных социоприродных процессов, рассматривая экономику как компонент глобальной системы «общество – природа». Иначе теряется их глобальность, трактуемая как единство и взаимосвязь процессов и проблем в эволюционирующей социоприродной системе, их социально-биосферная детерминированность, то есть основным критерием глобальности является социоприродная обусловленность рассматриваемых явлений. И даже если будет снижена избыточная антропогенная нагрузка в социоприродной системе, что в некоторой степени позволит смягчить глобальные кризисные процессы и предотвратить глобальную катастрофу, эволюция социоприродной системы будет идти в направлении постбиосферного перехода жизни на нашей планете, а не ее сохранения на уровне постоянства естественных биосферных структур, так как необратимые изменения в биосфере уже интенсивно прогрессируют на протяжении всего периода техногенеза.
Глобальные социоприродные процессы определяются возрастанием экономической, научной и технико-технологической мощи глобализирующегося социума, целенаправленного конструирования им искусственной техносферной реальности. Глобальные процессы в системе «социум – техносфера – биосфера» создают глобальную социоприродную неустойчивость, конфликты, кризисы. В этих условиях актуальным становится процесс создания сбалансированной глобальной техногенной общественной системы. Авторы словаря обращают внимание на неустойчивость и преходящий характер естественных биосферных структур природы и человека, которые, социализируясь, постепенно становятся искусственными, постбиосферными. В этом контексте необходимо трактовать неопределенность происходящих социотехноприродных трансформаций, хотя, по сути, они сводятся к тому, насколько сохранятся естественные биосферные компоненты в искусственно измененной системе создаваемого глобального техногенного мира. В техногенную эпоху человек действует на пределе биосферной жизнеспособности нашей планеты (ее способности к самовосстановлению), а неравномерность протекания техногенеза обусловливает остроту кризисных процессов в биосфере. Состав, характер и интенсивность глобальных процессов и проблем в различных техногенных обществах и других регионах планеты могут варьироваться. Однако они могут быть решены не в локальных рамках отдельного национального региона, а требуют для своего решения системности подходов и сбалансированного участия всего мирового сообщества.
Глобальные социоприродные процессы протекают противоречиво и неравномерно. Техногенный социум противоречиво реагирует на обострение глобальных проблем, ориентируясь на глобализацию общества массового потребления и забывая о необходимости рационального ограничения своих потребностей. Соглашаясь с мнением исследователей о нелинейности, неоднозначности, неопределенности, открытости сложноэволюционирующих глобальных социоприродных процессов, необратимости изменений, наличии альтернативных путей развития, следует в то же время признать, что речь здесь должна идти не просто о совершенствовании социоприродных основ человеческого бытия через противоречивое наращивание социально-экономического потенциала общества и противодействии социоприродным кризисам, а об особенностях социально-техногенного вектора трансформации естественной природной жизни, то есть о противоречиях перехода к постбиосферным основам существования. См. Глобальные проблемы.
Лит.: Век глобализации. – 2008-2010; Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – М.; СПб.; Н.-Й., 2006; Глобализация. – М., 2008; Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010; Демиденко, Э.С. Техногенное общество / Э.С.Демиденко // Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009.
Глобальный переход жизни – понятие, введенное в научный оборот Э.С.Демиденко, характеризует коренные современные изменения, происходящие в жизни на планете Земля под воздействием техногенного (индустриального и постиндустриального) общественного развития. Оно объединяет ряд исследований с разработкой новых понятий, введенных в научный оборот разными учеными в XX – начале XXI веков. Среди таких понятий – переход от биосферы к ноосфере (Э.Леруа, В.И.Вернадский), сотворение машиной «нового космоса» (Н.А.Бердяев), демографический переход (А.Г.Вишневский), урбанизационный переход (А.В.Баранов), переход и Великий переход к постиндустриальному обществу (Д.Белл, Г.Канн), переход от естественного к искусственному (Т.де Шарден, В.А.Кутырев), переход от биосферной к техносферной детерминации общественной жизни (Н.В.Попкова), социотехноприродная глобализация (Е.А.Дергачева), техно-ноосферный переход жизни (Э.С.Демиденко), переход от эры кайнозоя к эре ноозоя (Э.С.Демиденко) и др. Анализ данных понятий и стоящих за ними глобальных процессов дает возможность сформировать обобщающее понятие глобальный переход жизни, который коррелирует со всей системой изменений и трансформаций на планете Земля в XIX – XXI вв.
Как известно, Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден и В.И.Вернадский впервые заявили о существенном качественном переломе в эволюции природы, всей жизни на нашей планете, переломе, который связан с генезисом и развитием человеческого разума. С появлением разумных существ начинается новая эра эволюции универсума: зарождается не только история человека, но и социоприродная история, взаимообусловленная историческая поступь эволюции природы и общества. При этом ноогенез находится в органической связи с теоретической и практической деятельностью людей, с бурным развитием социума, с его всесторонним и техногенным воздействием на биосферу и планету в целом.
Впервые о переходе биосферы в ноосферу заявил Э.Леруа, французский математик и антрополог, после того как ознакомился с идеями В.И.Вернадского о биосфере и превращении человечества в «геологическую силу», изменяющую планету. Э.Леруа выделил за всю историю планеты Земля два крупных события:1) образование живой материи из неживой, т.е. эволюционное развитие жизни и 2) гоминизацию (т.е. социализацию) жизни под совокупным воздействием человечества на биосферу. Он не дал содержательного объяснения такому переходу, но гоминизация ставилась им в один ряд с образованием жизни, что говорит о грандиозности такого перехода. П.Тейяр де Шарден не только воспринял предложенное понятие «ноосфера», но и обратил внимание на то, что на смену естественному миру приходит мир искусственный. В.И.Вернадский, который долгое время не мог найти подходящий термин для объяснения процессов социализации планеты и жизни на ней, принимает термин «ноосфера» для обозначения наступающей действительности и тезис Э.Леруа о переходе биосферы в ноосферу. При этом, рассуждая о дальнейшем развитии жизни, ноосферу он рассматривает как высший этап эволюции и состояния биосферы, то есть биосфера положительно трансформируется под воздействием человеческого труда и разума и сохраняет свою жизнестойкость. Тезис П.Тейяра де Шардена о замене естественного искусственным он не принимает. В.И.Вернадский рассматривает генезис ноосферы как «не случайное явление на нашей планете, создание «свободного разума», «человеческого гения», а природное явление, резко материально проявляющееся в своих следствиях в окружающей человека среде». Это положение, выдвинутое им в 30-е годы ХХ в., совершенно определенно указывает, что становление и развитие ноосферы имеют закономерный характер и связаны с трудовой деятельностью людей, результаты которой проявляются во всей земной природе. В.И.Вернадский осознает и тот факт, что генезис ноосферы, величайшего изменения жизни начался на планете Земля, но в процессе становления ноосферы «вся человеческая работа была проведена человеческим сознанием, но не преднамеренно – процесс созидания не был осознан. Он же связывал становление ноосферы с развитием науки, научного понимания этого процесса и сознательным формированием ее ассоциированным человечеством, хотя и отрицательно относился к советской действительности.
Советская (и российская) школа ноосферы восприняла во многом противоречивые идеи В.И.Вернадского, у которого, с одной стороны, становление ноосферы является закономерностью развития жизни, а с другой – сознательным её формированием согласно гуманистическим идеалам. Этих взглядов придерживались и придерживаются подавляющее большинство идеологов ноосферы, среди которых особенно выделяются своими научными разработками Н.Н.Моисеев и А.Д.Урсул. В определенной мере это научное направление стыкуется с идеологией коммунизма, когда будущее выстраивается не на основе изучения тенденций и закономерностей изменений действительности, а исходя из провозглашаемых идеалов. Не случайно западная социология игнорирует теоретические разработки идеологов ноосферы.
Переходные процессы в областях общественного развития замечают ряд ученых-обществоведов. Так, А.Г.Вишневский демографическую революцию рассматривает и как определенный демографический переход от высокого уровня рождаемости и смертности, что было характерно для традиционного, земледельческого общества, к низкому уровню рождаемости и смертности, который присущ уже индустриальному обществу. А.В.Баранов рассматривает и урбанистический переход, который начинается при 15-20% городского населения в стране и заканчивается, когда доля горожан в стране (регионе) достигает 75-80%, после чего наступает стабилизация в соотношении населения между городом и селом. Такая картина некоторой стабилизации наблюдается в наиболее развитых странах мира.
Революции и переходы становятся типичными явлениями в области общественного развития в XVIII-XX веках, что само по себе напрашивалось на определенные обобщения. И такое обобщение было сделано американским ученым-футурологом Г.Каном. Исходя из новой, постмарксистской метатеории общественного развития – постиндустриализма – он делает вывод о Великом переходе общества в XIX-XXII веках на планете Земля от земледельческого через индустриальное к постиндустриальному, в результате чего будет создан новый постиндустриальный мир, удовлетворяющий в высокой степени многообразные человеческие потребности и отличающийся своими высокими гуманистическими качествами. И действительно, если мы рассматриваем только само общественное развитие, отвлекаясь от эволюции земной жизни, то Г.Кан достаточно верно уловил тенденции общественного перехода. Индустриализирующийся общественный организм взамен естественных биологических производительных сил (человека и одомашненных животных) получил научно-технические производительные силы (научные знания и технику), при помощи которых этот организм не только преобразует себя и человека, но и всю земную природу. Благодаря новым производительным силам более чем в сто раз возросла производительность труда в сельском хозяйстве, в сотни раз в промышленном производстве, невиданными темпами растут человеческие богатства: только в XX веке количество богатых и социально обеспеченных людей на планете возросло с 1% до 43-45% от всего населения, а в абсолютных цифрах примерно в 170 раз. Но в то же время богатства человечества растут за счет использования, сжигания и уничтожения природных ресурсов.
За два столетия индустриального развития само население выросло в 6 раз, его совокупные потребности и их удовлетворение во многие десятки или даже сотни раз. В результате, по расчетам автора, за это время человечество уничтожило на планете примерно треть живого биологического вещества, треть гумусного слоя, треть запасов органики (нефти, угля, торфа, газа и т.п.) в недрах планеты. Особенно острой проблемой для жизни биоты и биосферы в целом являются потери гумусного слоя и разрушения почв. Так, украинские земли всего за сто последних лет потеряли примерно две трети гумуса: если в конце XIX в. его было в обрабатываемых почвах 28-30%, то сейчас 8-9%. За полвека эксплуатации целинных земель в России и Казахстане процент гумусного слоя уменьшился в два раза – с 8-9 до 4-5% и меньше. В целом в мире за 10 тыс. лет земледелия разрушено примерно 2 млрд га плодородных земель, в том числе за последние двести лет индустриального развития – более 0,5 млрд га. Оставшихся 1,5 млрд практически истощенных и полуразрушенных почв хватит всего на 1,5-2 столетия: человечество уже начинает переход на искусственные почвы и биотехнологии, включая трансгенные.
Великий переход, о котором пишет Г.Кан, учитывает только общественные изменения, выход на новый качественный уровень человечества без учета не только истощения природных ресурсов, о чем уже немало писали ученые из Римского клуба, но и эволюции всей жизни. Под воздействием техногенного развития меняются взаимоотношения и характер взаимодействий общества и природы. Как известно, человечество зародилось в биосфере и представляло собой такой же элемент живого, как и дикие животные, которые были рождены биосферой. По мере развития и разрастания человечества оно превращается из элемента в подсистему, а с развитием науко-техники начинает переподчинять биосферу и диктовать свои условия эволюции земной жизни. Как отмечал Э.Леруа, ноосфера рождается под совокупным воздействием человеческой деятельности, определяемой человеческим разумом. Хотя ни Э.Леруа, ни В.И.Вернадский не дали нам описания ноосферы, мы на основе изучения самого факта воздействия человечества на биосферу можем проследить историю и силу такого воздействия и предсказать последствия этого. Как отмечалось выше, П.Тейяр де Шарден, пожалуй, первым обратил внимание на становление мира ноосферы не только как духовного явления, но и как восхождения искусственного мира. Особенно много внимания становлению техно-ноосферного мира уделяет нижегородский философ В.А.Кутырев, предупреждая человеческое общество об опасности, которую несут безудержное развитие искусственного мира и уничтожение естественного. Нынешнюю ситуацию он определяет как борьбу миров – естественного и искусственного. Мы настолько были увлечены изменением мира, что уже и не знаем, как сохранить прекрасный биосферный мир. «Знаменитый тезис К. Маркса «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его» сам должен быть изменен, – замечает В.А.Кутырев в книге «Разум против человека». – Нынешний девиз: «Люди лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы сохранить его. Сохранить как мир человека».
Нынешняя ситуация характеризуется ноосферным переходом жизни на планете. На смену, биосферной системности приходит новая – социоприродная, где решающую роль играет уже не биосфера, а социум, точнее – метасоциум. Новая социоприродная метасистема охватывает глобализирующееся техногенное общество, техносферу, измененную биоприроду, разрушенную биосферу, духовный мир человечества. Эту складывающуюся метасистему мы называем развертывающейся ноосферой, по сути, искусственным миром, хотя не можем с этим психологически примириться.
На земном шаре в течение всего двух столетий сложилась невиданная за всю историю Земли техносфера. Если в 1800 г. в городах проживало всего 40-50 млн человек (0,045 млрд), то в 2011 г. 3,5 млрд. За двести десять лет население планеты возросло в 7 раз, а городское – почти в 80 раз. Техносфера же за эти годы возросла во многие тысячи раз и стала сопоставимой по своей массе с биовеществом. За 10 тысяч лет активного развития земледелия и 200 лет промышленности было окультурено и доместицировано примерно 10% видов высших растений, практически уничтожены все крупные дикие животные. Если же исходить из тенденций (особенно формирования генетически модифицированных, трансгенных организмов), то уже через три столетия на земном шаре подавляющее число видов высших растений и животных будут созданы человеческим умом и руками, т.е. станут искусственными, хотя и биологическими. От биосферы, которая формировалась около 4 млрд лет, практически останутся лишь заповедные места.
Аналогично природному миру изменяется и сам человек, но его социализация и трансформация идут значительно активнее, чем биосферной природы. По наблюдениям доктора медицинских наук Б.А.Астафьева, изменения в человеческом организме во много крат выше, чем у крупных животных. Не только идет быстрое падение здоровья населения, но и распространение цивилизационных, по сути техногенных, болезней – сердечно-сосудистых, онкологических, аллергических, психических, генетических и т.п. Происходит особенно интенсивно разрушение иммунной, эндокринной и половой систем. Все это ведет к формированию так называемого техносферного человека, способного жить и работать в определенных техносферных (городских) условиях. По мере омоложения болезней усиливаются процессы замены человеческих органов искусственными из биологических или небиологических материалов. Сейчас в мире насчитывается примерно 1 млн роботизированных людей с искусственными органами, управляемыми самим человеком, его головным мозгом, или автоматическими устройствами.
Если же обобщить изменения, которые происходят на планете Земля, то мы наблюдаем переход от эры кайнозоя, последней биосферной эры, к эре ноозоя, или первой эре искусственного земного мира. Переход к эре кайнозоя осуществлялся миллионы лет, а переход от эры кайнозоя к эре ноозоя может произойти всего в считанные столетия, если человечество и далее будет следовать стихийным событиям общественного развития и не предпримет решительных мер по сохранению биосферы. См. Глобальная трансформация человека.
Лит.: Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. – М., 2002; Кан, Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный / Г.Кан // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986; Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П.Тейяр де Шарден. – М., 1987; Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С.Демиденко. – М., 2003; Демиденко, Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека / Э.С.Демиденко. – Брянск, 1993; Демиденко, Э.С. Техногенное общество и земной мир / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева, Н.В.Попкова. – М.; Брянск, 2007; Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д.Белл. – М., 1999; Кутырев, В.А. Разум против человека / В.А.Кутырев. – М.; Н. Новгород, 1999; Олейников, Ю.В. Ноосферный проект социоприродной эволюции / Ю.В.Олейников, А.А.Оносов. – М., 1993; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Чувин, С.Н. Человек в техногенном мире / С.Н.Чувин. – Брянск, 2009.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 304;