Гипогликемическая кома. Описание


При диабете часто приходится встречаться с противоположным гипергликемическому состоянием — так называемой гипогликемической комой. Каждый врач скорой и неотложной помощи должен быть знаком с основными признаками таковой и с первой помощью, необходимой при этом состоянии. В наше время, когда широко распространено лечение инсулином, это состояние возникает вследствие передозировки инсулина, в результате которой происходит значительное обеднение крови сахаром (гипогликемия).

Передозировка инсулина, вызывающая противоположное диабетической коме состояние гипогликемической комы, исключительно серьезна. Врач должен быть особенно на чеку, так как иногда очень трудно уловить момент перехода. Если отвлечься от больного и, не заметив момента перехода гипергликемической комы в гипогликемическую, продолжать прежнее лечение, это может стоить жизни больному.

Далее приводится таблица признаков гипергликемической и гипогликемической комы, но мы считаем нужным подчеркнуть, что в случаях передозировки инсулина и перехода одной комы в другую эти признаки не могут иметь решающего значения. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение.

Больная О., 42 лет, доставлена каретой скорой помощи в отделение неотложной терапии 21.1.1950 г. в тяжелом коматозном состоянии с диагнозом: диабетическая кома. Сознание отсутствует. Большое куссмаулевское дыхание, резкий запах ацетона изо рта. Кожа сухая, красная. Гипотония глазных яблок. Пульс 92 в 1 минуту, удовлетворительного наполнения Сердце расширено вправо и влево на 1 см, тоны глухие. В легких патологических изменений не обнаружено. Печень на 3 см выходит из-под реберной дуги, чувствительна при ощупывании.

Как удалось узнать от сопровождающих больную, диабетом она болеет уже несколько лет. Инсулином последний год не лечилась. За несколько недель до приступа чувствовала себя очень плохо и не работала. В день приступа стала жаловаться на головную боль и в 6 часов вечера потеряла сознание.

При поступлении взяты кровь и моча. В моче — 3,2% сахара, ацетон. Сахар в крови — 485 мг%.

Больная находилась в бессознательном состоянии до 2 часов следующего дня. За это время введено 800 единиц инсулина. После этого она открыла глаза и произнесла несколько слов. Примерно через час я, обходя отделение, заметил, что больная побледнела и снова находится в бессознательном состоянии.

Учитывая возможность перехода в гипогликемическую кому, мы взяли кровь для исследования и немедленно ввели больной внутривенно 120 мл 40% раствора глюкозы. После этого больная пришла в себя и стала жаловаться на головную боль. Содержание сахара в крови, взятой до введения глюкозы, оказалось равным 64 мг%.

Этот случай исключительно показателен. За время пребывания больной в бессознательном состоянии у нее неоднократно проверяли содержание сахара в крови, причем последнее исследование показало 245 мг%. Трудно даже сказать, когда наступила гипогликемия. Достаточно было не обратить внимания на изменение окраски лица и продолжать вводить инсулин, чтобы наступил печальный исход.

Если врач скорой помощи вызван к больному на дом, причем окружающие сообщают, что больной страдает диабетом и лечится инсулином, то можно сразу понять причину такого коматозного состояния. Но в условиях «уличного случая» диагностика представляет некоторые трудности. Нужно подчеркнуть, что в ряде случаев вызвать гипогликемическую кому может и обычная, привычная доза инсулина, особенно если больной перенес какое- то интеркуррентное заболевание или выполнял физическую работу, при которой сгорание сахара усиливается.

Клинические признаки гипогликемической комы таковы: бессознательное состояние, судороги, бледное лицо, влажная кожа. Дыхание не усилено. Пульс несколько учащен, но удовлетворительного наполнения. Запаха ацетона изо рта нет. Тонус глазных яблок обычный.

Лечение в этих случаях очень простое: достаточно ввести в вену 20 мл 40% раствора глюкозы, действующей буквально молниеносно. Можно иногда ввести и 0,5— 1 мл адреналина.

Вообще больного, получающего инсулин, надо всегда осведомлять о возможности возникновения гипогликемических явлений. В самом начале их больной должен выпить стакан сладкого чаю или съесть кусочек сахара; при этом все признаки гипогликемии — дрожание конечностей, сосание под ложечкой, чувство сильного голода— сразу же проходят. Больные должны постоянно иметь при себе несколько кусочков сахара или порошок глюкозы.

Лечение может быть с успехом проведено на дому, и нет никакой надобности госпитализировать таких больных, но возражать против госпитализации не следует. «Уличные случаи», понятно, требуют немедленной госпитализации больного.

Для сопоставления признаков гипергликемической и гипогликемической комы приводим их в виде таблицы (по Тарееву):

 



Дата добавления: 2023-02-07; просмотров: 300;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.