Дистанционная занятость (телеработа)
Активное развитие информационных технологий объективно повлияло на формирование новой экономической среды, функционирующей на основе применения современных средств вычислительной техники, сетевых информационных ресурсов, телекоммуникаций. Следствием этого стало появление новой формы занятости — дистанционная или телеработа1.
Отличительными особенностями дистанционной занятости являются:
• пространственная, а нередко и географическая, удаленность рабочего места сотрудника от места расположения организации-работодателя;
' Термин «телеработа» или «telecommuting* (от англ. «commute» — ежедневное перемещение от дома до работы) — введен Комиссией Европейского сообщества в конце 198(Ьх гг. для обозначения дистанционной работы, выполняемой на основе применения информационных технологий.
И
• применение различных коммуникационных техники и тех
нологий для осуществления трудовой деятельности (теле
фон, факс, компьютер, Интернет);
• гибкие режимы организации труда: гибкое рабочее время,
гибкий рабочий график, гибкое расположение рабочего
места и т.д.
Необходимо заметить, что дистанционная занятость не является полным аналогом надомной работы, поскольку при ее реализации наблюдаются признаки как традиционных форм работы по найму, так и самозанятости. В первом случае работа выполняется в рамках индивидуального предпринимательства (электронная коммерция). Во втором — в рамках действия трудового договора между телеработниками и организацией, не отличающегося по содержанию от договоров с другими сотрудниками, при этом рабочие контакты осуществляются в реальном режиме времени, а оплата труда, обучение, продвижение и оценка таких работников происходят по регламентам, применяемым организацией в области управления персоналом.
Существует несколько разновидностей дистанционной работы1:
1) надомная телеработа (home-based telework) — вид занятости,
при котором работники по крайней мере один рабочий
день в неделю осуществляют трудовые обязанности на
дому; используют персональный компьютер по пути на ра
боту; используют в качестве средств коммуникации с руко
водством и коллегами факс, телефон, электронную почту;
2) дополнительная телеработа (supplementary or occasional
telework) — вид занятости с таким же содержанием, как у
предыдущей категории, на делю которого приходится ме
нее одного рабочего дня в неделю. Как правило, этот вид
занятости является дополнительным к традиционной заня
тости работника в офисе, на официальном рабочем месте.
3) телеработа в специализированном телецентре (centre-based
telework). Это достаточно новая практика, когда определен
ная организация предлагает рабочие места для сотрудников
сторонних организаций, беря на себя вопросы оснащения
данных рабочих мест оргтехникой, средствами коммуни
кации (высокоскоростным доступом в сеть Интернет, к об
щедоступным базам данных, программным продуктам).
1 Скавитин А.В. Телеработа в мировой экономической практике // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6.
Фактически это работа через организацию-посредника, своеобразный центр коллективного обслуживания телеработников, специализирующийся на предоставлении им сервисных услуг;
4) мобильная телеработа (mobile telework) — вид занятости, при котором работники осуществляют свои трудовые обязанности по меньшей мере 10 ч в неделю вне дома и вне рабочего места в офисе (в командировках, на объектах клиентов/заказчиков, по пути следования на работу) и используют компьютер для связи с организацией в реальном режиме времени.
Дистанционная занятость получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Так, в 1997 г. количество телеработников в Европе превышало 2 млн чел., в США — более 11,1 млн. По некоторым оценкам, к 2007 г. в Европе предполагалось организовать до 40 млн рабочих мест для телеработающих, в США — до 50—60 млн1. В развитых странах активно формируются электронные биржи труда, применяется дистанционная занятость на договорной основе между работниками и организациями, находящимися в разных странах.
О масштабах распространения дистанционной занятости свидетельствуют следующие данные. В 2001 г. в Великобритании насчитывалось 2,2 млн работников, которые работают дома по крайней мере один рабочий день в неделю, используя компьютер и телефон для осуществления операций с недвижимостью (25% всех телеработников), в строительстве (около 20%), промышленности (14%) и образовании (12%). Их доля составила 7,4% общего количества рабочей силы страны. В среднем по десяти европейским странам (Дания, Франция, Финляндия, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Испания, Швеция и Великобритания) в структуре общей занятости на долю телеработников приходится 6%. Эта доля составляет 8,5% числа занятых в финансовом секторе экономики, в промышленности и строительстве — 3,5, в сфере транспорта и связи — 5,5, в области образования и государственного управления — 2,3% .
Дистанционная занятость, по мнению многих специалистов, создает значительный потенциал для российского рынка труда, и прежде всего за счет расширения занятости для регионов с вы-
' Чернухин В. Дистанционная работа, или виртуализация рабочих мест // Человек и труд. 2002. № 1 .'
Скавитин А.В. Указ. соч.
соким уровнем безработицы. Территориальная независимость рабочего места обеспечивает возможности занятости в любой точке страны и мира. Во-вторых, телеработа дает дополнительные шансы ДДЯ трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями, женщин, граждан, вынужденных отказываться от традиционных форм занятости в связи с необходимостью обеспечения ухода за нетрудоспособными членами семьи, молодежи, впервые вступающей на рынок труда, и др.
Вместе с тем дистанционная занятость, как никакая другая форма занятости, требует наличия у работника знаний и навыков в области информационных технологий. Причем требования к квалификации не только диктуются работодателями, использующими телетруд, но и определяются самим характером и содержанием работы, а это, в свою очередь, означает, что человек, желающий реализовать себя в дистанционной самозанятости, должен обязательно иметь определенную подготовку. Помимо этого важнейшим условием развития дистанционной занятости являются состояние информационной инфраструктуры, а также степень доступности информационных сетей и ресурсов. Однако на сегодняшний день приемлемые, с этой точки зрения, условия сформировались только в крупных городах и экономически благополучных регионах России. Тем не менее практически неограниченные возможности получения оплачиваемой работы на основе дистанционной занятости должны быть в полной мере использованы в сфере регулирования рынка труда.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 3054;