ТЕМА 3. НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА
1. Общая характеристика основных нормативно-этических программ
2. Основные нормативно-этические программы
3. Нормативность высших моральных ценностей, идеалов и принципов
1. Общая характеристика основных нормативно-этических программ
Традиционная функция этики — быть «практической философией» — реализуется, прежде всего, нормативной этикой, которая выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Специфичность этой связи в том, что этика не просто отражает мораль, но и является ее своеобразным «доразвитием», высшим уровнем морального сознания, воплощаясь в нормативных формах знания, преобразуемых затем в систему норм практической морали. Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосновании и оценке моральных ценностей, устанавливает их субординацию, чтобы затем, по каналам этического образования и нравственного воспитания, непосредственно участвовать в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности.
Таким образом, нормативная этика служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики, для чего необходимо предварительное решение проблем человеческих приоритетов и ценностей, достоинств и прав человека, выяснение его статуса и отношения к Другому. Эти вопросы как раз ставятся и решаются нормативной этикой, которая поэтому и должна включать, прежде всего, учение о моральных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности и определяющих нормы нашего долженствования. При этом следует учитывать, что понимание этих норм в авторитарной и гуманистической этике разное: авторитарная трактует долженствование как однозначное подчинение и следование этим нормам, тогда как гуманистическая предлагает их в качестве различных вариантов свободного морального выбора и предпочтений личности. В результате этого выбора и образования иерархии ценностей складывается та стратегия «правильной жизни», которая должна стать генеральной линией бытия человека и его межличностных отношений.
Моральная норма(от лат. norma – руководящее начало, правило, образец), как элемент морального сознания – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.
Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются (иногда и на протяжении тысячелетий). Мы пользуемся ими легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается – обращаем внимание.
Моральные нормы неоднородны, их содержание определяется различными факторами. Можно выделить, по меньшей мере, три вида норм.
1) фундаментальные (первичные) нормы морали: характерны наибольшей степенью абстрактности, поскольку определяются необходимостью сохранения человеческой общности. Они нередко входят в общественное моральное сознание в виде религиозных заповедей. Это известные нормы: не убий, не укради, не обмани и др.
К первичным нормам можно отнести так называемое «золотое правило этики»: «(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, что бы они поступали по отношению к тебе». Оно формулировалось многими мыслителями разных народов в различные исторические эпохи, первые упоминания о нем относятся к І тысячелетию до н.э. Встречается «золотое правило» в индийских трактатах, в изречениях Будды, в ответах Конфуция, в античных философских текстах. Однако наиболее чётко «золотое правило этики» выражено в знаменитом категорическом императиве И. Канта: «Относись к другому человеку не только как к средству, но в то же время и как к цели».
Нарушение фундаментальных моральных норм ведёт к более или менее быстрой деградации человеческого общества.
2) нормы данной исторической эпохи: конкретизируют первичные нормы применительно к обстоятельствам места и времени, то есть к достигнутому уровню культуры и к географической среде. Эти нормы всегда нечто новое в сравнении с предыдущей эпохой, их появление иногда связано с формированием нового общественного идеала (например, идеала гуманизма в эпоху Возрождения). В разные исторические эпохи возникают нормы, предписывающие уважение к чужой частной собственности, к законам государства, мужчины к женщине и др. В настоящее время с трудом внедряется в общественное сознание терпимость к сексуальным меньшинствам и однополым бракам.
3) ситуационные (этикетные) моральные нормы:
этикет — практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах, но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающими наибольшим авторитетом и влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают «моду» в нравственных отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы.
Чаще всего моральные нормы имеют вид запрета: «Не поступай так», но есть и в виде рекомендаций: «Хочешь быть человеком, поступай так».
2. Основные нормативно-этические программы
Среди основных нормативно-этических программ можно назвать следующие. При этом можно заметить, что доведение любой из них до крайностей чревато значительными трансформациями, вплоть до самоотрицания.
Гедонизм – нормативно-этическая программа, в которой высшим благом выступает достижение удовольствия, наслаждения.
Ригоризм - нормативно-этическая программа, в которой высшим благом выступает выполнение индивидом долга.
Эвдемонизм – нормативно-этическая программа, в которой высшим благом выступает достижение счастья.
Утилитаризм – нормативно-этическая программа, в которой высшим благом выступает достижение пользы.
Прагматизм – нормативно-этическая программа, в которой высшим благом выступает достижение выгоды, успеха.
Перфекционизм – нормативно-этическая программа, в которой высшим благом выступает достижение личностного совершенства.
Кинизм – нормативно-этическая программа, в которой высшим благом считается простота, единение с природой.
Далее называются нормативно-этические программы, которые самим названием отражают свою сущность:
Этика любви;
Этика ненасилия;
Этика страдания;
Этика сострадания;
Этика милосердия;
Этика заботы;
Этика созерцания;
Этика благоговения перед жизнью.
При этом необходимо отметить принципиальную неполноту даже данного списка. Многообразное содержание культуры включает множество иных определений жизненных стратегий, часть из которых не обладают позитивной социальной направленностью.
3. Нормативность высших моральных ценностей, идеалов и принципов
Среди основных принципов можно выделить следующие:
Гуманизм –(лат. – humanus – человеческий, человечный) – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание человека как высшей ценности, его права на свободу, счастье, его возможностей самосовершенствоваться и проявлять способности, убеждение, что удовлетворение интересов каждой личности должно стать конечной целью общества. Является отражением высокого уровня сознательного отношения человека к другим людям. Предполагает борьбу с любыми формами человеконенавистничества.
Термин гуманизм был веден немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г. Однако как целостная система взглядов, центральной идеей которой было возведение человека в качестве единственной абсолютной ценности впервые был разработан в эпоху Возрождения. Значительным вехой развития гуманизма было обоснование естественных прав человека, путей гармонизации общественных и личных интересов в философии Нового времени. И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого человека только целью, но никогда - средством.
Среди основных положений современного гуманизма.: гарантия реализации основных прав человека, самореализация личности, установка на свободное развитие каждого индивида. Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз. Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются: Гуманистический манифест I (1933), Декларация светского гуманизма (1980), Гуманистический манифест 2000 и др.
В современной философии и педагогике различают понятия гуманизма и гуманности. Последняя означает сочувствие, заботу и внимание к другому человеку, милосердие, человечность, стремление к сохранению и улучшению среды обитания людей, уважение, доброе отношение ко всему живому. В этом аспекте гуманность может рассматриваться как качество личности.
Гуманизм в обучении и воспитании предполагает такую организацию образовательного процесса, который основывается на субъект-субъектных отношениях, когда учащийся становится его полноправным участником. В центре образования – сам обучающийся, формирование его личности, удовлетворение личностных запросов, обогащение творческого потенциала, сущностных сил и способностей. Реализация такой задачи возможна в рамках личностно-ориентированного подхода, предполагающего внимание к каждой отдельной личности, стремление сделать жизнь человека осмысленной, помочь ему преодолеть те трудности, с которыми он неизбежно сталкивается в реальной действительности.
Гуманистическое воспитание основывается на оптимизме, который чрезвычайно важен в педагогической деятельности, т.к. является основой представлений о безграничных возможностях личности в отношении нравственного самосовершенствования. Воспитание действенно только на основе позитивного отношения к детям и невозможно без веры в добро, гуманистические идеалы, осознания того, что каждый ребенок уникален и достоин любви уже сам по себе, независимо от каких-либо заслуг. Оптимизм помогает педагогу увидеть потенциал учеников, привить им позитивный взгляд на мир и умение преодолевать возникающие сложности собственным трудом.
Альтруизм(от лат. alter - иной), нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении людям, в готовности жертвовать своими интересами и личным благом ради блага другого; противоположен эгоизму. Термин «Альтруизм» введен французским философом О.Контом, который сформулировал принцип «жить для других», полагая, что на основе этого принципа возможно моральное совершенствование общества, преодоление эгоизма и объединение людей. Нравственный принцип альтруизма имеет глубокие корни в религиозной традиции, прежде всего в буддизме и христианстве. Христианская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» предписывает отношение к другому на основе принципов гуманности и милосердия, как к высшей ценности. В разных культурах выработано свое «золотое правило нравственности», возникшее в силу необходимости противоборства обособлению, господству эгоизма, корысти. В нем заложены мотивы равенства и прочитывается практический смысл: ожидание аналогичного со стороны другого. Альтруизм составляет одно из нормативных оснований гуманизма. Как принцип, влияющий на систему ценностных ориентации личности, он может стать центральным мотивом поведения человека и критерием нравственной оценки, существенным образом определяя смысл жизни. Отношение к другому человеку или социальной общности в таком случае базируется на идее бескорыстного служения, лишенного всякой прагматически ориентированной мотивации, без ожидания какого-то реального вознаграждения. Поведение индивида определяется представлением, что благо другого и он сам более значимы, чем собственное Я и свое благо. Такой тип поведения активным образом направлен на поддержание целостности и единства социальной группы в целом. Альтруизм в большей степени предполагает самоотречение, когда забота о благе другого неизбежно связана с ущемлением собственных интересов. Часто альтруистическое поведение основывается на родственных отношениях. Проявлением альтруизма может быть сострадание как осознанная ценностная ориентация, определяющая тип поведения человека. Таким образом, альтруизм может проявляться как ситуативная альтруистическая установка, которая реализуется в конкретной обстановке (например, когда ценой собственной жизни спасают ребенка). Формами реализации альтруизма в поведении являются: взаимопомощь во время опасности, справедливое распределение жизненно необходимых благ, поддержка больных, беспомощных, молодых и пожилых, материальная помощь, помощь посредством знаний. Милосердие, благодеяние и филантропия одним из оснований имеют альтруизм.
Коллективизм (лат. collectivus, от colligere — собирать вместе) — один из принципов морали, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива. Осознание этого единства общественных и личных интересов позволяет человеку в определенных случаях, когда в этом возникает необходимость, добровольно поступиться своими интересами в пользу общественных. Признание приоритета общественных интересов не означает безусловного подавления интересов личных. Оно лишь позволяет преодолевать возникающие между ними противоречия, которые имеют частный, преходящий характер, и в конечном итоге способствовать достижению максимального удовлетворения интересов всех членов общества. то же время каждый отдельный человек отвечает за свои поступки перед окружающими, перед коллективом, в котором он живет, учится, работает. Признание своей ответственности перед коллективом и его морального авторитета вовсе не умаляет значения совести личности. Просто каждый человек, совершая поступки, затрагивающие интересы общества, должен быть готовым выставить их на суд общественного мнения, в создании которого он сам участвует наравне со всеми. Это не означает, однако, что повседневная деятельность личности должна быть объектом публичного контроля; в этом нет никакой необходимости.
Индивидуализм(лат. individuum – неделимое) – ценностная ориентация и жизненная позиция, характеризуемая признанием приоритета интересов личности над интересами коллектива и общества. Индивидуализм формируется в условиях обособления индивидуальной жизни людей. Как социально-этическая позиция индивидуализм обосновывался уже в философии Др. Греции (Демокрит, софисты), а в эпоху эллинизма становится массовым явлением (учение Эпикура, стоиков, скептиков о свободе индивида, его независимости от внешних обстоятельств). Однако в значимое социокультурное явление индивидуализм вырастает со становлением капитализма с его свободой предпринимательства и такой социальной активностью, которая способствовала проявлению индивидуальных способностей и инициативы. Индивидуализм обосновывается в учениях Дж. Локка, А. Смита, К.А. Гельвеция, Б. Франклина, И. Бентама, в которых защищался приоритет индивида по отношению к обществу и его социальным институтам. Именно в этот период получает широкое распространение мысль о том, что индивид, добросовестно выполняя возложенные на него обязанности, реализуя в, то же время, собственные потребности и интересы, тем самым удовлетворяет интересы других людей, своей деятельностью вносит личную лепту в общее благо. Индивидуализм понимается как освобождение от всех форм внешнего давления, когда индивид действует, опираясь только насобственные силы, отказываясь от социального иждивенчества. Но такого рода социальная активность подразумевает то, что индивид берет на себя и ответственность за свои деяния. Индивидуализм утверждает ценность, неповторимость каждого человека.
Индивидуализм по сути своей противоречив, его содержание зависит от мировоззренческой позиции, которой придерживается личность: он может выражаться в эгоизме, анархизме, альтруизме. В условиях свободного рынка, если в общественном сознании доминируют стяжательские, потребительские интересы, индивидуализм в крайних своих проявлениях может выступать оправданием узкокорыстных прагматических ориентаций, эгоизма, различного рода антигуманных проявлений. В ХХ веке в отечественной общественной мысли индивидуализм рассматривался как противоречащий идеалам социального равенства и коллективизма, игнорировался его позитивный потенциал. Реальным выражением индивидуализма был либо диссидентский протест, либо моральный нигилизм, либо молчаливый эскапизм. Крайности индивидуализма преодолеваются в таких социально-экономических условиях, когда преследуя свои интересы, человек не противоречит интересам общества.
В настоящее время идеология индивидуализма находит свое отражение во многих общественных движениях: от отказа от любых форм контроля над личностью в анархизме и антиглобализме до борьбы за равенство прав, отмену смертной казни, против ядерной опасности и т.д.
Признание созидательной рода индивидуализма в его положительном, гуманистическом смысле делает особенно актуальным такой нравственный принцип, как принцип толерантности, предполагающий проявление терпимости к Иному: иным взглядам, ценностям, поведению. В современных условиях демократизации и плюрализма эта терпимость к инакомыслию и инакодействию чрезвычайно важна, особенно в сфере политических и межнациональных отношений, где ее отсутствие зачастую ставит целые народы в состояние непримиримого противостояния и даже гражданской войны.
Стремление во что бы то ни стало навязать свою точку зрения, нежелание и неумение понять другого и признать его право быть другим, следовать иным нормам и ценностям, вкусам и моде — все это признаки нетерпимости, уходящей своими корнями в одномерность нашего мышления, неумение мыслить диалектично, находить рациональное зерно в самых, казалось бы, взаимоисключающих позициях. А ведь именно терпимость и интерес к Иному — залог прогресса и утверждения нового в науке, политике, искусстве, человеческих отношениях. Возможно, поэтому известный писатель-постмодернист Умберто Эко считает: «С нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонным усилием воспитания, начиная с самого нежного детства, прежде чем она... превратится в поведенческую корку, непробиваемую, толстую и твердую... именно тут наша работа». С терпимостью ни в коем случае не следует путать равнодушие, которое иногда из временного состояния может превращаться в принцип, казалось бы, нейтрального поведения, на самом деле ведущий, как правило, к подлости и предательству. Он характерен для людей, безразличных к чужой боли и страданию, а тем более — к судьбам человечества. Выражаясь в позиции «моя хата с краю», он проявляется как в бытовых, житейских ситуациях (не заступиться за обиженного, не выступить против несправедливости), так и в ситуациях масштабного, глобального характера, когда терпимость становится неуместной, ибо может угрожать безопасности других.
Эгоизм(от лат. ego – я) – принцип жизненной ориентации человека, основывающийся на себялюбии, удовлетворении личного интереса как высшего блага даже ценой блага других. Эгоизм противоположен альтруизму. Как нравственный принцип эгоизм может быть связан с эвдемонизмом и гедонизмом. Уже в античной философии возникли представления об эгоизме как прирожденном качестве человека (Демокрит, Эпикур); в Новое время – Гоббс, Шопенгауэр, Штирнер. Из этого факта выводилось все многообразие общественной жизни и формулировались принципы этики. В XVIII в. была разработана теория «разумного эгоизма», согласно которой интересы отдельных личностей не будут противоречить интересам окружающих и общества, а наоборот, служить им. Индивид, преследуя только лишь свои интересы, вместе с тем, объективно служит интересам общества (К. Гельвеций, П. Гольбах, Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский). Таким образом, эгоизм получал свое моральное оправдание и приобретал положительное значение. В дальнейшем обоснование эгоизма осуществлено в философии утилитаризма и отражает особенности формирования товарно-денежных отношений капитализма. Индивид может удовлетворить свои интересы только как участник товарно-денежных отношений, в рамках которых удовлетворяются и интересы других людей. Таким образом реализуется принцип взаимополезности, который, с одной стороны, может служить основой примирения конфликтов частных интересов, а с другой – ограничивает эгоистическое своеволие индивида признанием значимости интересов другого индивида.
Дж. Ролз выделяет три вида эгоизма: диктаторский: «все должны служить моим интересам»; эгоизм собственной исключительности: «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если мне это не выгодно»; анархический, или общий эгоизм: «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится».
Доминирование групповых интересов может привести к групповому эгоизму, который часто провоцирует конфликт с интересами окружения и общества. Ограничение эгоизма возможно возложением на индивида обязанностей и принятием им определенных обязательств. Основные моральные требования и ценности направлены на ограничение эгоизма (Декалог, золотое правило нравственности и др.). Еще одним важным ограничителем эгоизма является функционирование нормативно-статусного взаимодействия индивидов, воплощенного в этикете.
Для ребенка, начиная с 2-летнего возраста, характерно возникновение потребности вычленения своего «Я». Отсюда требования похвалы, выражения любви. Как сложится самосознание ребенка, какие взаимоотношения будут у него с окружающими, зависит, прежде всего, от позиции взрослых. Появится ли у него способность к эмпатии, либо проявится эгоцентризм, зависит от тактики семейного воспитания. Часто родители задабривают ребенка, что способствует развитию прихотей и капризов. К тем же последствиям приводит и привычка взрослых демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т. д. Ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физического усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Однако и противоположное (холодное, безразличное, унижающее) отношение к ребенку порождает эмоциональную тупость, бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собств. интерес. В зрелом возрасте подобный эгоцентризм, равнодушие к внутреннему миру др. человека могут привести к отчуждению, переживанию одиночества. Предотвращение развития эгоизма в решающей степени зависит от учета родителями и воспитателями индивидуальных особенностей ребенка, включения его в гармоничные социальные отношения со взрослыми и сверстниками.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 578;