ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛИ И ЭТИКИ
1. Античная мораль и этика
2. Особенности этики Средних веков.
3. Этика Нового времени
4. Основные направления современной этики.
1. Античная мораль и этика
Этика формируется в недрах философского знания. На уровне предэтики, в единстве знания, мифологии и обыденного сознания, происходило осмысление нравственных проблем и накопление морального опыта.
Философия возникла в 1-й половине I тыс. до н. э. в Китае, Индии и Греции как "мировоззренческое мышление", распространение мышления на все мироздания. В круг вопросов философии входили и вопросы нравственности.
Особенности философии Востока и Запада: философия Индии была частью мифологического мировоззрения; философия Китая была тесно связана с обыденным, нравственным сознанием; философия Древней Греции была отделена от предфилософии.
Эти различия были обусловлены разным соотношением элементов предфилософии, национальными особенностями, спецификой способов производства и др. На этапе предэтики в период разложения родового строя происходит выработка «золотого правила морали». Важно отметить, что оно возникает в разных регионах, в разных культурах: в индийской «Махабхарате», в Китае – у Конфуция и т.д. В Древней Греции – в изречениях семи мудрецов.
В философии Древней Греции: формулируются основные общие понятия; преодолевается синкретизм мышления (единство преданий, символики, образов-архетипов); начинается отделение от мифологических представлений. В античной философии и этике были поставлены важнейшие этические проблемы (место человека в мире, противоречие интересов индивида и общества и т. п.), намечены варианты решения этих проблем, возникли почти все типы мировоззрения, которые развивались в последующие эпохи.
Общие характеристики античной этики: понимание моральности (мышления, поведения) как разумности; ориентация этики на человека ("Человек есть мера всех вещей". Протагор); провозглашение нравственной самоценности и суверенности личности; стремление к достижению гармонии (в душе человека, в обществе).
Софисты (Протагор, Горгий, Антифонт) отрицали безусловность и общезначимость морали, ее догматизм; провозглашали ценность человека, его моральный релятивизм (наличие у каждого индивида своих моральных представлений); считали добродетелями все достоинства человека (ум, профессионализм и т. п.); считали справедливым все, что приносит пользу (утилитаризм).
Противником софистов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.), среди овновных положений этики которого: единство морали и права («...Что законно, то и справедливо», справедливо все то, что предписано государством); ограниченность моральных оценок людей ("Человек знает то, что ничего не знает"); главное в морали – добродетели (мудрость, справедливость, умеренность, мужество); мудрость является важнейшей добродетелью, с ее помощью достигается цель жизни, отсюда идеал античной культуры – мудрец, человек в максимальной степени воплотивший в себе рациональное начало, который лучше всего выполняет предназначения природы.
Сократ был основоположником эвдемонистической традиции. Он считал, что: высшее благо для человека – достижение счастья; счастьем является разумная моральная жизнь; задача этики – сделать человека моральным (то есть счастливым); основой моральности является знание (любая добродетель – это вид знания); моральные ценности осуществляют регулятивные функции только тогда, когда осмыслены человеком.
Ученик Сократа Платон (427 - 347 гг. до н. э.) развивал идеи своего учителя, систематизировал этические идеи на объективно-идеалистической основе. Согласно Платону мир дуалистичен. Он включает в себя: мир явлений (видимый мир); гармоничный мир вечных идей – эйдосов (в нем пребывают души людей до рождения в видимом мире). Идеи являются прообразами всего существующего в видимом мире.
Индивидуальная этика - учение о совершенствовании человека (нравственном, интеллектуальном), гармонизации души человека. Платон считал, что смысл жизни человека заключается в приближении к миру идей путем самосовершенствования. Мудрец должен стремиться к выходу из несовершенного видимого мира и воссоединению с гармоничным миром идей. Добродетели основаны на сторонах души человека: мудрость (разумная сторона); мужество (волевая сторона); умеренность (аффективная сторона). Добродетели являются врожденными качествами, душа человека вспоминает то, что знала до рождения.
Социальная этика. В утопическом трактате "Государство" Платон обосновывает моральную иерархию, которая соответствует иерархии социальной. Каждая добродетель присуща тому или иному сословию: мудрость – правителям; мужество – воинам; умеренность – крестьянам и ремесленникам; справедливость является добродетелью государства (но не качеством личности), реализуется с помощью жесткой политической иерархии; рабы лишены добродетелей вообще.
Платон утверждал приоритет социальной гармонии. Интересы индивида отходят на задний план. Нравственность индивида должна быть социально значимой. Человек согласно Платону становится нравственным тогда, когда подчиняет свою жизнь интересам общества в целом. В труде "Законы" Платон утверждал, что добродетель народа является ложной, "торгашеской". Философская добродетель является истинной, она присуща правителям. Мудрец, философ должен стремиться к выходу за пределы чувственного мира, воссоединению с миром вечных идей.
Аристотель(384 - 322 гг. до н. э.) из города Стагира: ввел термин "этика"; классифицировал этические понятия; обосновал этику как систему научного знания; написал первые этические труды "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика"; обобщил этические взгляды предшественников в синтетическую теорию морали; сформулировал основные проблемы этики и т. д.
Согласно Аристотелю этика – это прикладная наука, изучающая нравственность, добродетели, цель которой – сделать человека моральным (а значит, счастливым). Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека – блаженство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо – не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.
Аристотелю чужд идеализм Платона. Он считал, что человек должен обрести счастье в эмпирическом, видимом мире. Поэтому задачами этики являются: дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению.
Аристотель утверждал, что добродетели: являются не врожденными, а благоприобретенными в процессе воспитания качествами; в основе имеют природные страсти (страх и т. п.), которые морально нейтральны; возникают тогда, когда человек дает оценку страстям. Воспитание, по Аристотелю, - борьба с крайностями в проявлении страстей. Добродетель – это "золотая середина" между крайностями. Например, добродетель – щедрость, крайности – скупость и мотовство – добродетелями не являются. Главная добродетель – справедливость. Аристотель выделял справедливость: распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей; уравнивающую (экономическую). Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом. Аристотель разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).
Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий: со стороны индивида – разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо; со стороны государства – защищать интересы граждан, учитывать потребности человека. Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значение для развития этики: общения (учение о дружбе); единства этики и политики; ответственности в морали и т. д.
Эпикур(341 - 270 гг. до н. э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма. Согласно Эпикуру счастье - это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира. Условия, необходимые для счастья: атараксия – безмятежность, невозмутимость духа; правильное отношение к удовольствиям; избавление от страхов; равнодушие к внешнему; дружба.
Эпикурейцы считали, что человек должен отдавать предпочтение духовным удовольствиям; соблюдать меру в удовольствиях; избегать неестественных удовольствий. Эпикур выделял удовольствия: естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.); естественные, не необходимые (вкусная еда и т. п.); неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство). Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия. Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Эпикур говорил: "Живи незаметно". В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией. Философияпомогает людям избавиться от страхов перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе и не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь; страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью; страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода - проявление общеприродной закономерности.
Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие. Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей. Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволит избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.). Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного, приходящего извне, сам стать источником моральных ценностей. Независимость - одно из условий счастья.
Основные положения этики римских стоиков: Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.), Эпиктет (50 - 140), Марк Аврелий Антонин (121 - 180).
Человек должен осознать необходимость, сквозную причинность - выражение высшего, разумного начала; сознательно подчиняться необходимости, безропотно принимать свою судьбу; в процессе подчинения не утрачивать чувство достоинства; жить разумно, добродетельно, в гармонии с природой; люди должны преодолевать такие страсти, как желание, наслаждение, страх, скорбь. Отрешенность от страстей - важнейшее условие внутренней свободы человека; достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродетелями: мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью; мудрец должен быть искренним, бесстрастным, деятельным, строгим, гордым, лишенным жалости (прежде всего к себе самому), ставить благо общества выше личного, руководствоваться чувством долга. Стоики не ценили: внешние блага; человеческие привязанности; здоровье и даже жизнь, если она не нравственна. ("Лучше достойно умереть, чем недостойно жить". Сенека).
2. Особенности этики Средних веков.
Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали. Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль.
Дляхристианской этики Средневековья характерны: пессимистический взгляд на земную жизнь людей; оптимистическое упование на Царство Божие; утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей. Центром христианской этики является идея любви к Богу.
Эта идея придает морали общечеловеческий статус; является универсальным принципом морали; рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение к ближнему.
Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена); социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов); общинная порука.
В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство. Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.
Была сформирована корпоративная мораль, которая: включала представление о справедливости по сословному признаку; указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.; определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности; устанавливала сословную субординацию.
Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.
В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство. Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности. Все сословия объединяло христианство: каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой; убийство любого человека - смертный грех.
Августин Аврелий Блаженный (345 - 430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей.
Августин Блаженный утверждал: человек греховен и слаб; Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог - это добро, благо; высшим благом является воля Господа; заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками, они абсолютно совершенны; спасение человека заключается в искренней вере.
Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и является абсолютным благом. Человек - венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека - не "сосуд греха", оно прекрасно, так как сотворено Богом.
Августин Блаженный считал, что земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге; интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога; мораль должна быть обращена к Богу, корни морали - в Божественном начале. Судьбы людей предопределены, поскольку человек создан способным к безгрешной жизни; человеку дана свобода морального выбора; свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи); зло не коренится в бытии, так как бытие - творение Божье, а представляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога; человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог. Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума. Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: "Первейшая и повседневная власть... - это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми".
Фома Аквинский (1225 - 1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что предметы теологии и философии совпадают; в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически; научное обоснование догматов христианства укрепляет веру; ряд христианских догматов недоступен уму людей.
Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности. Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть только в загробной жизни.
Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека. Причины зла: неподчинение человека правилам, законам; несовершенство воли человека; неверный моральный выбор.
Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок - действие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на умственные - интеллектуальные и практические (ум и благоразумие); нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными добродетелями (справедливость и т. п.); богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель - любовь).
В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не страстями, а разумом. Страсти человека являются свойствами низшей, чувственной природы; морально нейтральны; приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму.
По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит людьми посредством благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей) и закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей.
Фома Аквинский выделял «вечный закон, Божественную премудрость». Он выражается в религиозные заповедях, в совести людей; «естественный» закон - стремление всего сущего к добру, желание избежать зла; «человеческий» закон - законы государства.
3. Этика Нового времени
Мораль принимает индивидуалистический характер: экономическая независимость людей вызвала их моральную автономию. В своей деятельности люди руководствуются не только сословным моральным кодексом, мнением общественности, но и совестью, личным долгом. В обществе возникает убеждение, что нравственные нормы и ценности, добродетели имеют общечеловеческий характер, обязательны и одинаковы для всех.
Если средневековый человек достигал богатства, положения в обществе благодаря семейным и сословным связям, то в буржуазном обществе образцом для подражания является человек, который «сделал себя сам».
Материальный достаток, деньги становятся мерилом нравственности, поскольку считалось, что богатому человеку легче быть добродетельным, бедность толкает на отступления от норм морали; богатство определяет авторитет человека, в том числе нравственный; честность, верность слову способствуют коммерческому успеху; нанесенный моральный вред получает денежную компенсацию и т. д. В условиях растущей конкуренции ценятся такие качества, как трудолюбие; профессионализм; стремление к самосовершенствованию и т. п. Нравственность получает рациональное осмысление. Люди убеждены в полезности нравственности (например, заповедь "не укради" стоит на страже накопленных богатств). Добродетелями считаются бережливость(иногда доходящая до аскетизма), стремление к накопительству.
Гельвеций Клод-Адриан (1715 - 1771) исходил из того, что справедливость - это основа жизни человека и общества, добродетель, связанная с общей пользой. Гельвеций считал, что человек должен стать "разумным эгоистом", совмещать эгоистическое стремление к выгоде и благо общества.
Задача государства, закона и морали- связать интересы индивида и общества, утверждать справедливость, искоренять пороки. Политика направлена на достижение счастья человечества, совпадает с этикой и является основой нравственности человека. Гуманность, по словам Гельвеция, - это "сгусток всех других добродетелей'’ (справедливости, общественного долга и др.).
Гольбах Поль-Генрих-Дитрих (1723 - 1789) в своих трудах "Основы всеобщей морали, или Катехизис природы", "Социальная система, или Естественные принципы морали и политики" и др. развивал идеи Гельвеция.
Гольбах утверждал, что целью каждого существа является самосохранение, а двигателем деятельности человека является стремление к благополучию. Неравенство людей в обществе создает возможность для сотрудничества и обмена результатами их деятельности на основе взаимной пользы. Справедливостьв обществе достигается с помощью разумных законов, преодоления несправедливых условий в обществе, воспитания и обучения человека. Нравственностьоснована на солидарности интересов личности и общества.
Основа морали - интересы человека, ее содержание - избавление человека от страданий. Основные моральные качества личности: справедливость, умеренность, благоразумие, общественно полезная деятельность.
Мораль, ориентированная на благо общества, полезна индивиду, так как позволяет ему реализовать свои интересы. Гольбах писал: "Добродетель... - польза людей, соединенных в обществе".
Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем критической философии, первым осуществил теоретический анализ нравственности. Труды Каша, посвященные этическим проблемам: "Основы метафизики нравственности”, "Религия в пределах только разума", "Критика практического разума", "Метафизика нравов" и др.
Специфику морали, согласно И. Канту, образует категорический императив. Кант дал несколько формулировок категорического императива. "Поступай согласно такой максиме, которая в тоже самое времясама может стать всеобщим законом”(максима - субъективный принцип поведения). Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было одобрено всеми людьми; воспроизведено всеми людьми.
В отличие от "золотого правила морали" категорический императив не концентрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества.
”Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Кант утверждал, что любой человек обладает достоинством; абсолютно ценен; является целью сам по себе, а значит, не может быть средством. Кант призывал людей не терять достоинства и не позволять другим ущемлять его.
Все качества человека, внешние блага приобретают моральные характеристики только благодаря доброй воле. Она безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного существа поступать согласно Законам.
Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) развивал теорию диалектики, определил значение этики в системе общественных отношений. Свои этические взгляды философ изложил в трудах "Философия права", "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук".
Гегель разграничил понятия "мораль" и "нравственность". Нравственность - это объективный аспект поступков человека, то, какими они являются на самом деле. Нравственность совпадает е нравами общества на данном этапе его развития, является общественной природой человека; объединена с политическим сознанием людей; не связана с волей индивида; это преодоление человеком своей естественной природы, подчинение индивидуальности интересам государства.
Формами развития нравственности являются: семья, общество, государство.
Гегель развивал идею Канта о нравственности как преодолении естественной природы индивида. Поскольку общественный интерес выше интересов индивида, то общественная нравственность выше индивидуальной нравственности.
Мораль - субъективный аспект поступков человека, какими он их видит. Эго сфера личностных убеждений, оценок, переживаний.
Гегель разграничивает понятия «свобода» и «произвол». Произвол - свобода действий, противоречащая нравственности. Свобода - это: соединение разума и воли; познанная необходимость; замена эгоистических интересов всеобщими.
Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) - автор пессимистической концепции морали. Этические проблемы затрагивал в работах "Мир как воля и представление", "О воле в природе", "Две основные проблемы этики" и др.
Шопенгауэр утверждал, что в основе мироздания лежит воля; воля - иррациональная сила, "вещь в себе", непостижимая уму человека.
Тем, что сущность мира - воля - неразумна и слепа, Шопенгауэр объяснял несовершенство нашего мира (он утверждал, что это - худший из миров). В мире происходит "борьба всех против всех" - источник всех страданий на земле.
В жизни человека наслаждение после того, как оно достигнуто, оставляет чувство неудовлетворенности. Удовольствие- это недолговечное отсутствие страданий, реальным является только страдание.
Избавление от страданий возможно с помощью преодоления "воли к жизни", перехода в тишину, небытие (аналог буддийской нирваны). Действия, мотивом которых является желание личного блага, Шопенгауэр считал эгоистическими, безнравственными. Критерием нравственности Шопенгауэр считал отсутствие эгоистических мотивов. Единственная форма нравственности - взаимная симпатия людей. Чужое страдание должно восприниматься как свое.
Путь к прекращению страданий лежит "через сознательное подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом от стремления к продолжению рода и тем самым - отказом от постоянной цепи мучений" (А. Шопенгауэр).
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра"* "Антихристианин" и др.
Ницше находился под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал мораль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности моральных ценностей, сделал их предметом философского сомнения. Согласно Ницше задача этики состоит в критике морального сознания. Ницше утверждал, что существует много моралей, которые можно разделить на типы. Среди них - "мораль рабов" Она господствует е Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и выражена в гуманистических традициях человечества.
Основной характеристикой рабской морали, отмеченной Ницше, является претензия на безусловность, абсолютность. Рабская мораль является стадной, обезличивающей. Она: отстаивает интересы общности (стада), а не личности; направляет солидарность, милосердие, сострадание на поддержку больных, убогих и неудачников; требует отречения от своих интересов, подавления своего "я” ради служения интересам большинства; через нормы морали уравнивает всех индивидов. Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой добродетели является сама добродетель. Лицемерие рабской морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свойственному жизни.
Ницше считал, что новая мораль должна вернуться к аристократизму. Аристократизм - синоним всего благородного, высокого. Чаще встречается в среде аристократов, но не является их привилегией.
Преодолеть рабскую мораль - значит становиться "по ту сторону добра и зла”, оставить под собой иллюзию морального осуждения. ("Это требование вытекает из познания, сформулированного впервые мною: что Ницшеанский "сверхчеловек" находится "по ту сторону добра и зла".
Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) не создали специальной этической теории. Марксистская философия определила новый подход к этическим проблемам - социально-исторический.
В капиталистическом обществе господствовали товарно-денежные отношения» имущественная зависимость, эксплуатация и пр. Эти явления оказали влияние на все сферы жизни общества. В обществе (буржуазном) нарастают индивидуализм и моральное отчуждение человека. Основной ценностью становится богатство. Ценность человека в буржуазном обществе определяют услуги, которые он может оказать.
Со временем индивидуализм абсолютизируется, становится антигуманным и препятствует развитию личности. Духовный мир другого человека воспринимается как враждебный. Маркс утверждал, что выходом из этого положения для человека индустриальной цивилизации стали отчуждение от действующих в обществе моральных норм и ценностей; раздвоение моральной личности человека на "неподлинную" и «подлинную» (в личной жизни, вне социальной роли человека); отчуждение личности от духовного мира других людей.
По мнению Маркса и Энгельса, мораль социально обусловлена и основана на экономических отношениях в обществе. Основной элемент морали - исторически развивающийся социальный идеал. Пролетариат, будучи самым прогрессивным классом буржуазного общества, должен считать своей целью ликвидацию несправедливого строя. Маркс и Энгельс утверждали, что пролетарская мораль исторически прогрессивна; основана на «материальной практике»; носит общечеловеческий характер; освобождена от религиозных догм.
Нравственность определена образом жизни человека; образ жизни определен господствующим в обществе способом производства (не только в материальной сфере, но и всей общественной жизни).
4. Основные направления современной этики.
Этические концепции конца XIX - второй половины XX вв. основаны на принципах релятивизма, субъективизма и волюнтаризма.
Прагматизм. Представители этого направления - Д. Дьюи, Ч. Пирс и др. - представляли этику как практическую науку, которая рассматривает утилитарные проблемы. Основные положения прагматического направления:
основой морали является стремление людей к достижению выгоды;
человек в своих действиях руководствуется текущей моральной ситуацией и оценкой ближайших перспектив;
любой характер деятельности и средства достижения цели оправданы самой целью.
Неопозитивизм. Его представители - Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Д, Мур и др. - отрицали объективное основание морали. Они утверждали, что индивид сам определяет содержание моральных ценностей и идеалов, поэтому все действия человека оправданы.
Моральные суждения индивида произвольны; основаны на его чувствах; могут быть случайными; не связаны с жизнью.
Неопозитивисты утверждали, что категории этики неопределимы и не могут рассматриваться как научные (так как все, что основано на эмоциях, недоказуемо). Они зависят от сознания субъекта и обстоятельств. Философы-неопозитивисты отрицали возможность теоретического осмысления морали, способность этики решать моральные проблемы.
Экзистенциализм. Представители этого течения - Карл Ясперс (1883 - 1969), Альбер Камю (1913 - I960), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) и др. - полагали, что нравственность враждебна человеку, она является средством манипулирования людьми.
Сартрутверждал, что человек создан Богом незавершенным, поэтому он сам создает свою сущность (делает себя честным, благородным или наоборот); в своем внутреннем мире не зависит от общества, моральных и религиозных норм и собственного опыта прожитой жизни.
Человек осуществляет выбор свободно и неизбежно (даже если не хочет выбирать), "с нуля", без влияния ценностных установок, обстоятельств и т.п. Выбор человека реализуется в поступках. Только по ним можно судить о его качествах. Человек сам создает моральные ценности, на которые ориентируется, и несет полную ответственность за свой выбор и действия перед самим собой. Основной добродетелью, по мнению Сартра, является честность. Человек не должен искать оправдания своим поступкам, перекладывать вину на других. Свои этические идеи Ж.-П. Сартр изложил в работе "Бытие и ничто".
А. Камю полагал, что человек познает самого себя и мир посредством чувств, а не научного познания. Чувством, характеризующим бытие человека, является чувство абсурдности, постоянного конфликта человека с абсурдным миром. Человек задается вопросом: "А стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой?" Абсурд, по мнению Камю, преодолеть невозможно, и не стоит смиряться с ним. Человек должен утвердить самого себя; обладать максимальной ясностью ума; понимать выпавший ему удел и жить, не смиряясь с ним.
В работе "Бунтующий человек" Камю изложил идею метафизического и политического бунта против несправедливости удела человека. Бунт, отказ от рабского удела утверждают свободу, равенство, человеческое достоинство каждого человека, человеческую солидарность.
Эрих Фромм (1900 - 1980) - представитель психоаналитического направления. Его работа “Человек для самого себя" посвящена этическим проблемам.
Фромм считал этику прикладной наукой ("искусством жить"). Жизнь подчинена системе теоретически обоснованных норм. Фромм утверждал также, что истинным критерием нравственности является разум, а удовольствие не может быть таковым, поскольку допускает патологический характер. Существование человека - это динамичный процесс раскрытия его способностей и возможностей. Человеку необходимо познать себя: свою природу, свойства, тип характера и пр.
В зависимости от преобладающих инстинктов Фромм выделял следующие типы человека: биофил (преобладает инстинкт жизни), конструктивный тип человека- творца; некрофил (преобладает инстинкт смерти) - деструктивный тип, человек-разрушитель, убийца, маньяк и пр.
Фромм дал характеристики нравственной ориентации людей: она может быть плодотворной и неплодотворной.
Неплодотворная ориентация включает типы поведениям
✓ рецептивный (ощущаемое поведение) тип: человек считает, что вещный мир ему не принадлежит, растворяется в том, что любит, тяжело переживает потерю любимых вещей и людей;
✓ эксплуататорский тип: человек ощущает мир вне себя, активно стремится присвоить ценности внешнего мира, ему свойственны зависть, жажда обладания тем, что принадлежит другому;
✓ накопительский тип: человек замкнут на себе, на своем вещном мире, противостоит влиянию извне, не любит риска;
✓ рыночный тип: человек, живущий по принципам "ты мне - я тебе", "все продается, все покупается", способен к активному обучению, может совершить предательство.
Непродуктивная ориентация является злом для человека.
Согласно Фромму положительная личность - это человек с плодотворной нравственной ориентацией, созидательной деятельностью. Продуктивность - это реализация способностей человека и его сил, активность умственного и эмоционального потенциала человека.
Продуктивными силами человека являются: сила разума (постижение сущности явлений); сила любви (способствует объединению людей); сила воображения (планирование действий).
Негативной, непродуктивной силой Фромм считал власть человека над человеком. Жажда власти над другими людьми противоречит продуктивным силам, исключает их.
Неотомизм - официальное учение католической церкви. Основные положения:
источником морали является божественный разум. Он вечен, обладает всей полнотой моральных возможностей, определяет моральные требования;
земная жизнь человека неразделима со злом и н
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 557;