ТЕМА 6. ЭТИКА БИЗНЕСА


 

1. Этика и экономика

2. Этика бизнеса и социальная ответственность бизнеса

3. Этика профессии экономиста: миссия, кодекс, ценности, нормы, поступки

4. Основные нарушения в этике бизнеса и их социальные последствия

 

1.Этика и экономика

 

В современной экономике возрастает значимость интеллектуального и творческого компонента профессиональной деятельности. Во-первых, это связано с возникновением совершенно новых специальностей, специфика которых полностью определяется потребностями современных информационных и коммуникационных технологий. И здесь от уровня компетентности, образованности и креативности работника зависит конечный результат. Культура личности, следовательно, непосредственно определяет и мотивацию профессиональной деятельности, отношение к своему делу и качество производимых услуг или продукта. Во-вторых, с развитием частного бизнеса осуществляется переход к децентрализации экономики. Слепое исполнительство, основные результаты которого определяются выполнением плановых показателей любой ценой, вплоть до очевидной фальсификации, сменяется личной инициативностью, когда от проявленных собственных умений зависит достижение прибыли и где культура и экономика выступают как две стороны единого целого.

В-третьих, в традиционных отраслях экономики существенно изменяется содержание трудового процесса. С развитием технологий практически не остается тех видов деятельности, которые оставались бы на уровне индустриальных. В тех из них, которые основываются на цикличности природного процесса – сельское хозяйство, животноводство активно внедряются такие производственные новации, применение которых предполагает знание не только в сфере агрономии, но и сложных приборов с программным обеспечением.

В четвертых, в стране реализуется курс на инновационное развитие экономики. Если три обозначенных выше фактора отражают объективные процессы, то последний (отнюдь не по значимости) характеризует субъективное стремление ответить на вызовы времени путем модели развития экономики, адекватной современной ситуации. И здесь наблюдается прямая корреляция экономики и культуры. С одной стороне позиция значительной части управленческого аппарата, способной (или не способной) осуществлять необходимые изменения в управлении (менеджменте) экономикой и создавать понятые и прозрачные «правила игры» для игроков на рынке. «Качество» управленческой элиты непосредственно сказывается на проектировании и реализации экономических реформ. Развитые формы культуры расширяют гуманитарный кругозор индивида, способствуют формированию творческого инициативного отношения к экономической деятельности и, как следствие, - чувства личной ответственности за принятое решение. С другой стороны, культура представляет собой укоренившиеся традиции, вошедшие в привычки и проявляющиеся в ментальности этносов. Сложность внедрения модели инновационной рыночной экономики во многом связана со своеобразной боязнью значительной части населения радикальных перемен, что можно объяснить как раз особенностями формирования национального характера, в основе своей не ориентированного на риск и предпочитающего пусть и не совсем совершенное настоящее неопределенному будущему. Консервативность сознания позволяет избегать крайностей, но в меньшей степени способствует каким-либо новациям.

В пятых проявляющиеся в культуре противоречивые тенденции с одной стороны, глобализации, с другой – индивидуализации самым непосредственным образом влияют на экономическую ситуацию. Наша страна, которая уже по своему географическому положению обречена интенсивные экономические связи с другими государствами, объявляя и реализуя многовекторную политику во всех сферах взаимоотношений с ними, активно включается в систему международного разделения труда. Но обратная сторона такого взаимодействия – влияние экономических кризисов на экономику Беларуси. Минимизация последствий этих кризисов – одна из сложнейших задач, стоящих перед нашей экономикой.

Вторая названная тенденция – индивидуализация культуры – теснейшим образом связана с глобализацией. Происходит взаимопроникновение разных ценностных систем. Вестернизация, которая многими рассматривается как содержательная основа глобализации, приводит к изменению ценностных установок, прежде всего, молодежи, которая более прагматично определяет свои жизненные приоритеты. А высокая социальная мобильность и открытость, присущая современному глобализирующемуся миру способствует поискам перемен молодыми людьми. Это связано, как с возможностями изменений в профессиональной сфере, вплоть до смены (иногда достаточно радикальной) видов деятельности, так и с трудовой миграцией, которая предстает как одна из серьезных проблем в нашей стране. Конечно, бессмысленно ставить препоны и запреты, тем более, что многие молодые люди возвращаются в страну, обогащенные приобретенным, как правило, в России и Западных странах, значительным опытом. Но если предположить, что выезжают люди, уверенные в себе, инициативные, способные достаточно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, которые рассчитывают на то, что их компетентный труд, достоин высокой оплаты, то не трудно заметить значительный урон для экономики нашей страны.

В шестых, в условиях возрастания культурного фактора в жизни социума фактически экономическими категориями становятся такие нравственные понятия, выражающие качества личности, как честность, добросовестность и т.п., приверженность которым связывается с материальной выгодой, экономическим успехом. Иначе говоря, традиционные моральные понятия наполняются экономическим содержанием. Честным быть выгодно, как отмечал еще Б. Франклин, потому что она приводит к материальной выгоде. К этому же ряду принадлежит категория доверия, которая для субъектов экономической деятельность включает в себя одну из фундаментальных основ деловой активности. Вероятно, в современной науке появляется возможность просчитывать экономический эффект таких нематериальных элементов человеческой деятельности. А если к этому ряду категорий добавить и репутацию акторов, то становится очевидным зависимость экономических успехов от накапливаемого в течение всей жизни социального капитала. При этом, конечно, мы имеем в виду цивилизованный рынок, участники которого соблюдают «правила игры».

В седьмых, говоря о развитии современной экономики, нельзя упускать и тот факт, что «дух капитализма», по М. Веберу, формировался в рамках такой духовно-религиозной традиции, как протестантизм. Западная цивилизация во многих отношениях зиждется на тех ценностях, ориентация на которые привела к кардинальному изменению жизненного и профессионального призвания «среднего» человека Запада. Индивидуализм как духовный фундамент западноевропейского общества задает матрицу взаимодействия между людьми в разных сферах деятельности и включает в себя не только веру в свои собственные силы, но и ответственность за совершаемые выборы. Ориентация на достижение богатства выступает в качестве одной из центральных в условиях рынка, но способы его достижения являются этически оправданными: только в случае удовлетворения интересов и потребностей других можно получить прибыль. При этом одной из приоритетных идей протестантизма является труд во славу всевышнего, т.к. он хочет, чтобы социальная жизнь соответствовала заповедям. Тезис «трудиться – значит молиться» можно рассматривать как квинтэссенцию «духа капитализма». Такая ценностная установка до сегодняшнего дня не утратила своей регулирующей роли.

Если мы можем утверждать факт конституирующей роли протестантизма в становлении современной цивилизации, то весьма проблематичными будут выглядеть теория и практика определения культуры как вторичной и зависимой от реального сектора экономики.

Таким образом, культура предстает в качестве одного из конституирующих элементов экономики, невнимание к которому порождает ряд сложно решаемых проблем в самой экономике, в особенности на этапе становления информационного общества. Достаточно банально звучит тезис о том, что человек является основным капиталом любой экономики. Но только тогда, когда абстрактный лозунг об инвестициях в этот основной капитал трансформируется в реально осуществляемый процесс, можно говорить о возможности становления и развития инновационной экономики.

 

2.Этика бизнеса и социальная ответственность бизнеса

(раздел по Ю.Ю. Петрунину и В.К. Борисову)

 

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом. Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е годы XX в. в США (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е годы, во время различных социальных потрясений). Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Некоторые специалисты указывали на необходимость повышения "ответственности корпораций перед обществом". Другие обращали особое внимание на участившиеся случаи коррупции среди Становление этики бизнеса как научной дисциплины как правительственной бюрократии, так и ответственных лиц различных корпораций.

К началу 80-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы. Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете исторических изменений в организации современного бизнеса: (1) роста уровня корпоративности в настоящее время и (2) информационной революции.

Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.

Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.

Американский историк Э. Лейтон-мл. относит зарождение концепции социальной ответственности бизнеса к концу XIX—началу XX в. Первоначальное распространение она получила в среде американских инженеров, видевших в демонстрации "большого чувства социальной ответственности" путь к повышению социального престижа своей профессии.

Через некоторое время указанную концепцию начали связывать с бизнесом. В 20-х годах в американских деловых кругах широкое распространение получила концепция "служения", согласно которой фирмы должны иметь и другие цели, кроме "делания денег". Деятельность ради этих целей, не имеющих отношения к прибыли, была объединена одним понятием — "служение". Концепция "служения" оказалась недолговечной (по причине как ее недостаточной ясности и проработанности, так и сложного экономического положения в конце 20-х годов) и постепенно утратила свою популярность в деловых кругах. В последующие два десятилетия на смену ей приходит концепция "социальной ответственности", сначала имевшая преимущественно теоретический характер, а после второй мировой войны распространившаяся и в деловых кругах. Основу современного подхода к социальной ответственности корпораций заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г. Боуэна "Социальная ответственность бизнесмена", где автор сформулировал доктрину социальной ответственности как обязанность бизнесменов проводить ту политику, принимать те решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества.

Во многих отношениях понятие корпоративной социальной ответственности является мостом между макро- и микроуровнем принятия этических решений. В экономической теории решения на уровне фирмы принято относить к микроуровню (микроэкономика), но в этике бизнеса вполне обоснованно их рассмотрение на некотором промежуточном уровне. Это связано с тем, что, как правило, важную роль в развитии и поддержании корпоративной социальной ответственности играет государство (в зависимости, конечно, от того, как понимать корпоративную социальную ответственность). И наоборот: решения фирмы, касающиеся социальных проблем, могут в определенных случаях влиять на государственную политику. Более того, в области социальной ответственности часто наблюдается своего рода "демонстрационный эффект". Другими словами, какая-нибудь фирма действует столь достойным образом, что создает определенную этическую тенденцию, которой следуют другие. Так, фирма Johnson and Johnson мгновенно отреагировала на случаи отравления "Тайленолом", одним из своих медицинских препаратов, в Чикаго, объявив запрет на его использование в масштабе страны. Это способствовало установлению более высокого уровня ответственности за продукцию в других фармацевтических компаниях. Следовательно, представляется оправданным рассматривать корпоративную социальную ответственность как своего рода мост между макро- и микроуровнем принятия этических решений.

Один из самых дискутируемых вопросов в этике бизнеса — вопрос о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами. Иными словами, должен ли бизнес стремиться к чему-либо, кроме максимизации прибыли. Есть ли у бизнеса обязанности перед обществом, такие, например, как обеспечение занятости, устранение дискриминации, недопущение загрязнения окружающей среды и т. п.?

В специальной литературе эта проблема была названа проблемой корпоративной социальной ответственности. Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся: благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы "за" и "против" социально ответственного поведения корпораций.

Аргументы в пользу социальной ответственности

1. Создаются благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия фирм улучшают жизнь местного сообщества или устраняют необходимость государственного участия. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный имидж компании.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом компаний, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Компания является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять ее поведением. Подобно индивидуальным членам общества, компания должна действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, компании должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

Аргументы против социальной ответственности

1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Компания ведет себя в наибольшей степени социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен.

3. Недостаточный уровень отчетности перед общественностью. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой общественности. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели компаний и плохо — их социальную вовлеченность. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему компаний, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любой компании лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.

 

3.Этика профессии экономиста: миссия, кодекс, ценности, нормы, поступки

 

Пример профессионального кодекса:

В стремлении реализовывать широкомасштабную задачу по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики аудиторов в настоящее время Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации при активном участии аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений разработан Кодекс этических норм профессиональной деятельности аудиторов и принят Советом 28 августа 2003 года.

Кодекс этики аудиторов — это подробный официальный перечень ценностей и принципов, которыми руководствуется аудиторы России при осуществлении профессиональной деятельности.

В соответствии с условиями кодекса необходимо признать, что основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов.

Соблюдение этических норм профессионального поведения достигается высокой ответственностью аудиторов. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм — непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 346;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.