Антропология в изучении возрастных норм поведения.
Этнографические факты о различных народах мира, сохранивших архаические принципы организации жизни, дают основание предполагать, что возраст играл главную роль в процессе возникновения первых поведенческих норм на ранних стадиях социогенеза.
Социально-экономические предпосылки, определявшие этот процесс, представляются следующими: возникновение социальной кооперации как формы организации материи неизбежно сопровождалось формированием иерархии между ее элементами. Известно, что принцип иерархичности основополагающ для любой сложной самоуправляемой системы. Он обеспечивает упорядоченность ее элементов, необходимую для сохранения целостности и воспроизводства системы во времени и пространстве. Иерархия в человеческом обществе проявляется в неодинаковом распределении между индивидами властных ресурсов, которые позволяют одним доминировать над другими, т.е. навязывать им свою волю. Исторически первым принципом, определявшим иерархию в социальных сообществах, был возрастной.
Социально-экономической базой для возникновения подобной формы иерархических отношений между людьми на ранних стадиях являлось естественно возникшее разделение труда, при котором возрастные различия людей имели решающее значение. Только физические возможности и жизненный опыт могли служить гарантом успеха в добывании пищи. Обретение этих качеств происходило в процессе взросления человека. Поэтому самые ответственные и трудоемкие работы неизбежно ложились на плечи наиболее трудоспособных, сильных и опытных мужчин, которые становились естественными лидерами первобытных общин.
Количество добываемой пищи служило естественным регулятором численности общин, и вследствие низкого технического уровня орудий труда они часто пребывали в состоянии дефицита пищевых ресурсов. Видимо, это послужило причиной убийства детей и стариков (традиция зафиксирована у многих народов). Возраст был главным критерием при дележе добычи. Разным возрастным группам требовалось и разное количество пищи для восстановления энергетических затрат. Опытные охотники получали при дележе лучшие части туши убитого зверя.
Количество и качество получаемой пищи стало маркером социально-политического положения индивида (группы) в раннем социуме. Этнографические материалы по самым примитивным народам свидетельствуют о наличии преимуществ у старших социально-возрастных групп мужчин в сфере распределения пищевых ресурсов, преимущественно мясных. Возникновение охоты и потребление мясной пищи наряду с растительной способствовало разделению труда между полами. Охотой занимались преимущественно мужчины, собирательством, а затем выращиванием растений — женщины. Так складывается экономическая зависимость между взрослыми мужскими и женскими особями. В результате обмена продуктами образуется элементарная семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей.
Становление первых социальных норм поведения происходило и в отношениях между мужчинами и женщинами. Этот процесс носил естественный характер, так как потребности мужчин и женщин разного возраста неодинаковы. Этнографы утверждают, что первоначально брак был социально-групповым, и юноши автоматически вступали в брак по достижении ими определенного возраста. При переходе к элементарной семье усиление власти старших в рамках родственных семейных кланов, преимущественное обладание женщинами продолжало выступать признаком социального превосходства патриарха. Следы этого явления обнаруживаются в культуре любого общества. Они выражаются в сексуальных табу, которые определяют границу между лицами разного возраста и пола.
Социальная иерархия (младшее и старшее поколения) на ранних этапах социогенеза оформлялась поведенческими нормами, табу. Помимо сексуальных и пищевых существовали и другие запреты, регламентировавшие поведение в соответствии с социально-возрастным статусом (всевозможные вербальные табу, табу, связанные с ношением тех или иных видов одежды, украшений, оружия и т.д.). Роль табу в регуляции поведения представителей архаических обществ была чрезвычайно важной. Есть основания полагать, что именно эта норма играла главную роль в организации психики людей, формируя в ней чувство страха, которое эффективно контролировало соблюдение членами общества поведенческих норм, возникавших в процессе социогенеза.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 402;