Исследования истории культуры в Беларуси


В 90-х гг. XIX ст. усилился интерес к особенностям физиче­ского типа и истории культуры населения Беларуси и белорусов в частности. Данные о физическом развитии призывников бело­русских губерний были использованы в работе Д.Н. Анучина (1889). В 1890 г. на основании обширных архивных материалов он выявил характер распределения размеров головы у русских, белорусов и украинцев и выявил общие антропологические типы.

В дореволюционные годы исследования белорусов с позиций расоведения проводили и другие ученые: Н.А. Янчук, А.К Рож­дественский, А.Л. Здроевский, А.А. Пионтковский. Они выполня­лись по краткой программе (чаще всего определяли пигмента­цию глаз и волос, размеры головы). Поскольку программы разных авторов, изучавших население небольших регионов, не совпадали по набору признаков, материалы трудносопоставимы и сейчас представляют лишь историографический интерес.

Более высоким научным уровнем, разносторонностью под­хода отмечались исследования Е.Р. Эйхголъца (1896) и П.А. Гор­ского (1910). Физическое развитие — рост и окружность груди — рассматривались в зависимости от социальных и природных факторов, учитывались место жительства (город или село), на­циональность, социальное положение, географические условия.

Попытка обобщения антропологических данных о белорусах, собранных в дореволюционные годы, принадлежит ЕМ. Чепурковскому, который выделил на территории Беларуси два антро­пологических типа — темнопигментированный, широкоголо­вый, низкорослый, распространенный на Полесье, и более светловолосый и светлоглазый тип могилевских белорусов.

В 1926 г. в Беларуси создается антропологический центр — в Институте белорусской культуры начинает работу антрополо­гическая комиссия, на базе которой открывается кафедра антро­пологии Академии наук БССР. Возглавил комиссию, а затем и кафедру ученик И.П. Павлова, известный ученый А.К. Ленц. Была намечена и частично осуществлена программа комплекс­ных антропологических исследований. В 1927-1928 гг. создается и оснащается лаборатория, начинаются полевые исследования.

Материалы этих экспедиций исчезли во время Великой Отечест­венной войны. О работе антропологической комиссии можно судить лишь по публикациям кратких отчетов и планов А. К. Лен­ца, сотрудников кафедры А.А. Смирнова, Д.Л. Эйгорна, Ю.М. Ве-ремецкой в «Запісках Аддзела прыроды і гаспадаркі Беларускай акадэміі навук», в киевском ежегоднике «Антропологія, ручнік кабінету» и в ряде изданий 1929—1932 гг.

Антропологическое исследование западных районов Белару­си в 1926—1928 гг. осуществили польские антропологи Я. Мыдлярский и Ю.Д. Только-Гринцевич.

В 1932 г. опубликованы палеоантропологические данные по средневековому населению Беларуси (Г. Ф. Дебец).

В 1933 г. кафедра антропологии Белорусской академии наук реорганизуется в Научно-исследовательский институт психонев­рологии, антропологические исследования в республике приоста­навливаются.

Антропологическое изучение населения БССР активизиро­валось в послевоенные годы.

В 1965 г. в секторе этнографии Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР образуется группа антрополо­гии. Накоплены, систематизированы и описаны краниологиче­ские материалы (И.И. Саливон) и данные по современному насе­лению Беларуси {Л.И. Тегако, И.И. Саливон, АИ. Микулич).

Начиная с 1975 г. проводятся комплексные исследования, включающие дерматоглифические, одонтологические, изосерологические и другие наследственно детерминированные признаки, антропометрические (расовые и соматометрические) показатели. Пополнились данные о групповой изменчивости папиллярных узоров и строения зубов, групп крови и других показателей. Вы­явлена географическая направленность в вариациях морфофизиологических признаков и выделены их комплексы на терри­тории Полесья и Поозерья. Результаты опубликованы в ряде монографий.

В 1990 г. на базе группы антропологии создан отдел антропо­логии и экологии. Отдел был и остается единственным антропо­логическим научным и учебно-практическим центром мышленных предприятий поставили население республики в экстремальные для выживания условия. Чрезвычайная напря­женность механизмов взаимодействия человека и среды привела к изменению многих биологических показателей и генодемографической структуры популяций. Усилились миграционные процессы, снизилась рождаемость, возросли заболеваемость и смертность. Изменились функциональные показатели эндокринной системы и крови (формула, уровень гемоглобина, содержание микроэле­ментов) и др. Стала очевидной необходимость изучения адапта­ционных возможностей организма и механизмов его устойчиво­сти к длительному воздействию различных доз ионизирующих излучений в сочетании с другими неблагоприятными фактора­ми среды. В связи с этим отделом антропологии и экологии ИИЭФ АНБ осуществляется реализация экологических про­грамм. В 1989 г. начато изучение изменчивости генодемографической структуры популяций в районах, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению. С 1992 г. отдел работает над темой «Эко­логические изменения и биокультурная адаптация человека».

Содержание и принципы основных разделов науки о человеке

В антропологической науке традиционно выделяют три раз­дела: морфология человека, антропогенез, расоведение (вклю­чающее этническую антропологию).

Морфология изучает структурные вариации органов человека и его тела в целом. Она включает раздел о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, связана с ана­томией человека, но, в отличие от последней, дает не обобщен­ное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеризует половозрастную и этнотерриториальную их изменчивость в популяциях в зависимости от ис­торических и климатических факторов.

В морфологии человека выделяют соматологию (изучает из­менчивость тела в целом), мерологию (учение об изменчивости отдельных органов). Данные морфологии имеют большое зна­чение для медицины, так как предрасположенность к заболеваниям зависит от наследственных особенностей и физического развития человека. В промышленности результаты измерений человеческого тела используются для разработки размерной ти­пологии и стандартизации одежды, обуви, мебели, приведения станков, приборов, рабочих мест и т.д. в соответствие с наиболее удобным для работы положением тела.

Антропогенез освещает проблемы происхождения и эволю­ции человека, рассматривает в сравнении морфологию совре­менного человека и его предшественников, изучает историю становления человеческого общества.

Предмет исследования расоведения — формирование рас, ра­сового состава и происхождение народов, их расселение и сте­пень родства. Этническая антропология входит в расоведение, но касается поздних этапов расогенеза. Этническая антропология использует методы и данные естественных (генетика, биология) и гуманитарных (археология, история, языкознание, демогра­фия, социология) наук.

Антропологическая наука с момента выделения ее в само­стоятельную отрасль знания находилась в центре острой идеоло­гической борьбы, наряду с разработкой и унификацией методов исследования постоянно совершенствовались методологические принципы анализа материалов.

На рубеже XIX и XX вв. отождествление биологического тер­мина «раса» с социально-историческими терминами «народ», «нация» сопровождалось как ошибочным, так и заведомо тенден­циозным перенесением биологических закономерностей на исто­рию развития человеческих общностей.

Унаследовав лучшие традиции прогрессивной русской науки в лице таких ее представителей, как А.П. Богданов, Н.Н. Мик­лухо-Маклай, Д.Н. Анучин и др., советская антропология одной из важных своих задач считала борьбу с извращениями в науке о человеке. Усилия ученых были направлены на построение об­щей методологии антропологических исследований. В области морфологии основные задачи сосредоточились во­круг следующих проблем:

♦ обоснование учения о физическом развитии человека;

♦ разработка методов стандартизации одежды, обуви и пред­метов быта;

♦ эргономические вопросы.

Отмеченное в XX в. во многих странах мира явление ускоре­ния развития и роста (акселерация) вызвало необходимость изу­чения и корректной оценки роли наследственных, социальных и климатических факторов в его возникновении. Ростовые про­цессы у человека мало зависят от климатических условий, толь­ко экстремальные условия высокогорья, Заполярья, аридной зоны оказывают на них заметное влияние. Хотя окончательные (дефинитивные) размеры тела человека в значительной мере на­следственно детерминированы, характер экономических, социаль­но-гигиенических условий его жизни существенно воздействует на реализацию генетической программы: в оптимальных услови­ях происходит ускорение роста и развития, в экстремальных — задержка и искажение.

В области антропогенеза разрабатывалась одна из главных проблем материалистического мировоззрения — теория эволю­ции человека через труд. Внимание исследователей сосредото­чилось на двух вопросах: происхождение семейства гоминид и роль труда в возникновении вида современного человека (Homo sapiens).

Формировавшиеся под воздействием трудовой деятельности свойственные человеку особенности (большой головной мозг, строение руки и структура скелета, связанная с прямохождением) должны были иметь биологические основы развития уже у предков гоминид. Эволюция органического мира, детермини­рованная средой обитания, обусловлена естественным отбо­ром — одним из наиболее эффективных путей приспособления организмов к меняющимся условиям. Поэтому истоки биологи­ческих предпосылок очеловечивания следует искать во взаимо­действии предков человека с географической средой и в способах адаптации к ней, среди которых труд стал важнейшим.

С появлением сознательной трудовой деятельности, по мере совершенствования средств социальной адаптации роль геогра­фической среды в формировании физического типа человека постепенно уменьшалась, т.е. естественный отбор потерял свое видообразующее значение.

Объективность оценки результатов исследования зависит от правильности выбора метода и методологического принципа ра­сового анализа. Расовый тип каждого индивидуума и частота.

встречаемости этих типов в группе определяются по типологиче­скому принципу. Принцип допустимо применять при анализе палеоантропологического материала, чаще малочисленного. Ме­тод позволяет в первом приближении определить место ископае­мых находок в схеме расовой классификации. Но использовать типологический подход (с неверным представлением о наследо­вании расовых особенностей целым комплексом) при исследо­вании расового состава современного населения методологически ошибочно.

В связи с тем, что расовые признаки наследуются независимо друг от друга, в антропологической науке утвердился популяционный принцип, учитывающий распределение, т.е. частоту встре­чаемости в популяции, не расовых типов, а отдельных морфоло­гических и физиологических характеристик.

В методологическом отношении важно разграничивать поня­тия «раса» и «нация», «раса» и «язык», «раса» и «культура».

В отличие от расы, представляющей собой совокупность на­следственно закрепленных биологических особенностей человека, нация, язык и культура являются категориями социальными, которые формировались в ходе сложных процессов обществен­но-исторического развития. Принцип четкого разграничения биологических и социальных общностей человека позволяет по­казать несостоятельность концепций исторического процесса расообразования, опирающихся на якобы существующую гене­тическую связь между культурой, языком и расой и тем самым биологизирующих социальные процессы.



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 319;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.