История развития антропологических исследований


В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала ре­лигия. Библейская легенда о сотворении мира и человека проч­но укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформиро­валась в концепцию креационизма (от лат. creator — творец), стремившуюся согласовать науку с догматами религии. Даже в XVIII в. выдающийся естествоиспытатель Карл Линней считал человека венцом божественного творения, несмотря на то, что в созданной им научной классификации растительного и живот­ного мира, которая используется и в настоящее время, человек поставлен рядом с обезьяной.

Эпоха Возрождения характеризуется крупными дос­тижениями во всех науках. Значительный вклад в естествозна­ние, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриут­робного развития.

Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма.

В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по кра­ниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.

Путешествия и географические открытия сыграли большую роль в развитии знаний о расах. Марко Поло открыл для европей­цев культуру азиатских стран, в том числе Китая. Путешествия и открытия Христофора Колумба, Вас ко да Гамы, Фернана Магел­лана не только расширили знания в области культуры народов мира, но и дали представление о типах экваториальной расы, о флоре и фауне Америки и Африки.

Французский путешественник Ф. Бернъе в 1684 г. опублико­вал первую классификацию человеческих рас. Он выделил че­тыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического об­лика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с рекомендациями, на что обращать внимание при описании населе­ния разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке.

Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В «Естественной истории» (т. 1—36, 1749—1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминиро­ванные, по его мнению, климатом и условиями быта. Склады­валось материалистическое понимание биологического разно­образия, формировался эволюционный принцип в изучении жи­вотных и человека.

Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обос­новал принцип историзма в биологии.

В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогене­тического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эм­бриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, процесс дробления на первых стадиях эмбриогенеза напоминает процесс развития многоклеточных животных (протозойская эра). В возрасте нескольких недель зародыши челове­ка и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост.

От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо раз­витая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка, имеющаяся и у некоторых рыб.

У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу пер­вичный волосяной покров (лануго). К моменту рождения он сменяется вторичным. Характер распределения волос на теле плода человека в известной степени повторяет расположение чешуи на кожном покрове древних рептилий — предков млеко­питающих.

Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвер­дилась.

В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов рас­тений и животных свидетельствуют о постепенном приспособ­лении их строения к менявшейся среде или о вымирании.

Стройная эволюционная теория впервые была сформулиро­вана Чарльзом Дарвином в книге «Происхождение видов путем ес­тественного отбора» (1859). На большом фактическом материа­ле он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных из­менений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основ­ной движущей силой эволюции является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а на­следственность закрепляет в потомстве полезные приспособи­тельные свойства.

Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге «О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные обезья­ны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил существование в далеком эво­люционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек.

В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриоло­гии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, — про­изошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле.

Роль социального фактора, определяющего появление чело­веческих качеств, впервые была раскрыта Фридрихом Энгельсом в произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в че­ловека» (1876). Труд, по его мнению, есть «первое основное ус­ловие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». Пер­воначальный толчок к появлению у высокоразвитых обезьян необходимости трудиться был дан изменившимися условиями сре­ды. Исчезновение лесов и уменьшение количества растительной пищи способствовали тому, что высокоразвитые обезьяноподоб­ные существа стали коллективно охотиться на крупных животных и создавать запасы пищи. Такое изменение пищевого рациона и поведения и сопровождалось функциональной и морфологи­ческой перестройкой определенных частей организма.

В России систематизация знаний о строении человеческого тела началась в эпоху Петра I, когда была приобретена коллек­ция голландского анатома Рюйша и основана кунсткамера. В журнале «Академические известия», издававшемся в 1770-х гг. в Петербурге, публиковали свои работы анатомы А. П. Протасов, С.Г. Забелин, А.М. Шумлянский. Позже НИ. Новиков основал в Москве «Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих сим трем наукам». На страницах этого журнала публиковались труды К. Линнея, статьи о физических особенностях и быте разных народов Земли, по анатомии, физиологии, эмбриологии человека.

Русские ученые и философы поддержали и развили эволю­ционное учение. Материалистические взгляды на природу и че­ловека разделяли русские мыслители А.Н. Радищев, Н.Г. Черны­шевский.

Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими учеными — К.М. Бэром, ИМ. Сечено­вым, К.М. Рулъе, Н.А. Северцовым и др. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о заро­дышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных.

В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, М. Ферворна о процессах возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены основы материалистического понимания психической деятельности.

Однако механизм эволюционного процесса был раскрыт лишь во второй половине XX в. благодаря достижениям генети­ки, установившей основу наследственности и закономерности ее изменчивости.

Параллельно с формированием эволюционной теории разра­батывались методы изучения расовых особенностей людей и ра­совых классификаций. Закладывались основы расоведения.

В середине XVIII в. датский анатом Л. Кампер разработал краниометрическую (от греч. kranion— череп) методику, предло­жив при измерении черепа устанавливать его в плоскости, про­ходящей через середину слуховых отверстий и нижний край грушевидного (носового) отверстия. Он ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров.

В 1775 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге «Естест­венные варианты человеческого рода» попытался классифициро­вать расы человека на основании описательных характеристик.

В 1842 г. появляется работа шведского анатома А. Ретциуса о форме головы у населения Северной Европы. На основании измерений он разделил людей на:

♦ брахикефалов (от греч. brachys — короткий, kephale — голова);

♦ долихокефалов (от греч. dolichos — длинный), с прямым вертикальным профилем лица (ортогнатные) и с выступающим челюстным отделом (прогнатные). А. Ретциус показал, что расо­вые различия можно выразить данными точных измерений.

Более совершенная краниометрическая методика француз­ского исследователя П. Брока изложена в его «Антропологических инструкциях» (1864).

Немецкий ученый Р. Вихров предложил свою методику и программу исследований. Однако использование исследова­телями разных схем и методик затрудняло сопоставление ре­зультатов измерений.

Для выработки единых принципов измерений по инициативе К.М. Бэра, разрабатывавшего методику антропологических ис­следований в России, в 1861 г. в Гёттингене был созван съезд ан­тропологов. Унификация краниометрической методики была за­креплена Франкфуртским соглашением (1882), утвердившим единую горизонтальную плоскость для ряда линейных и угловых измерений.

Уточнение методик и накопление фактических данных пре­допределило объединение антропологических сил в научных об­ществах и учреждениях. В 1822 г. при Британском обществе ана­томов была организована секция антропологии.

В 1839 г. в Парижское этнологическое общество объедини­лись этнографы, археологи, лингвисты, антропологи.

В 1850 г. при Музее естественной истории в Париже образо­валась кафедра антропологии, которую возглавил известный анатом Р. Топинар. Здесь же в 1859 г. по инициативе П. Брока было создано антропологическое общество. Антропологические общества возникли в Лондоне (1863), Германии (1869), Италии (1870), Польше (1874).

Антропологический отдел при обществе любителей естество­знания в Москве был организован в 1864 г., в 1888 г. учреждено Русское антропологическое общество при Петербургском уни­верситете, в 1893 г. — при Военно-медицинской академии во главе с А.И. Таренецким.

Сведения о физическом типе людей, заселявших просторы России, начали накапливаться со времен Геродота, описавшего их. В 1737 г. В.Н. Татищев разработал, а позднее Г.Ф. Миллер уточнил анкету-инструкцию для сбора сведений по географии, истории, быту, физическому типу населения (всего 198 вопро­сов). Ее использовали при работе Великой северной экспедиции (1733—1743) исследователь Камчатки СП. Крашенинников, уча­стники академических экспедиций под руководством П.П. Пал-ласа. В книге И. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» (1799) обобщены собранные в этих экспе­дициях этнографические, антропологические и другие материа­лы, в том числе по населению территорий, входящих в состав современной Беларуси.

Деятельность Карла Максимовича Бэра положила начало под­линной истории антропологии в России. Это был крупнейший натуралист XIX в., основоположник современной эмбриологии, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие ряда дисциплин: антропологии, этнографии, археологии. Его лекции по антропологии, работа «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822—1824) популяризировали представле­ния об антропологической науке. К.М. Бэр был первым иссле­дователем древнего населения в России. Он собрал, системати­зировал и изучил краниологические коллекции (серии черепов) различных племен и народов России. При группировке кранио­логических серий использовал расово-географический принцип, считая определяющим фактором в расообразовании.

В гипотезе о расовой дифференциации К.М. Бэр предполо­жил существование двух антропологических типов населения Новой Гвинеи: на западе — относящийся к австралийской расе (собственно папуасы), а во внутренних районах — сходный с негроидной расой Африки (альфуры). Экспедиции на остров, осуществленные в 1871-1872 и 1876-1877 гг. Н.Н. Миклухо-Маклаем, доказали правильность гипотезы К.М. Бэра, хотя во­прос о происхождении этих двух типов и степени их родства ос­тается дискуссионным и сейчас.

Новый этап в развитии русской антропологии связан с дея­тельностью Анатолия Петровича Богданова. По его инициативе был создан антропологический отдел при Обществе любителей естествознания Московского университета для координации на­учных исследований в России, с целью же популяризации дости­жений новой науки в 1867 г. была открыта этнографическая вы­ставка, где экспонировались и антропологические материалы. К 1879 г. была организована первая в России антропологическая выставка. Экспонаты выставок послужили основой для создания этнографического и антропологического музеев.

А.П. Богданов первым высказал мысль об антропологиче­ской разнородности любого этноса. Дмитрий Николаевич Анучин является основоположником академических курсов географии, археологии, этнографии, ан­тропологии — благодаря его деятельности эти дисциплины заня­ли прочное место в университетском образовании, послужили основой для развития специальных исследований.

Д.Н. Анучин способствовал выходу в 1900 г. «Русского антро­пологического журнала», организовал и возглавил в 1919 г. ка­федру антропологии, а в 1922 г. — научно-исследовательский Институт антропологии при Московском государственном уни­верситете, был первым преподавателем антропологии.

В дореволюционный период антропологические исследова­ния осуществлялись биологами, врачами, историками, археоло­гами и в других городах России. Систематически проводились собрания и съезды, издавались научные труды.

После Октябрьской революции в середине 1920-х гг. два ан­тропологических общества в Ленинграде объединились в Медико-антропологическое общество во главе с СИ. Руденко и В.Н. Тонковым. Антропологические исследования велись также общест­вом естествоиспытателей при Казанском университете. Его ор­ганизаторами были П.Ф. Лесгафт, ЕМ. Малиев, СМ. Чугунов. Общество ставило своей задачей изучение быта и антропологи­ческих особенностей населения Поволжья, Прикамья и других областей России.

В 1950 г. в Институте этнографии АН СССР выделена лабо­ратория пластической реконструкции во главе с ММ. Герасимо­вым. Он разработал методику реконструкции и создал галерею скульптурных портретов.

В 60-х гг. XX в. благодаря новейшим достижениям физиоло­гии, биохимии, генетики укрепляется связь антропологии с тео­ретической и практической медициной и генетикой. Осуществ­ляются исследования в области антропогенетики и генетики популяций (В.В. Бунак, Ю.Г. Рычков, В.П. Алексеев, А.Р. Гаджиев). Расширяется программа антропологических исследова­ний за счет включения таких направлений, как одонтология (А.А. Зубов, Н.И. Халдеева и др.), дерматоглифика (Т.Д. Глад­кова, Г.Л. Хить и др.), групповые факторы крови и обмен ве­ществ (Т.И. Алексеева, О.М. Павловский, В.П. Волков-Дуб­ровин, И.В. Перевозчиков, Е.З. Година, Л.К. Гудкова и др.). На VII Международном конгрессе антропологических и этногра­фических наук было отмечено выделение нового раздела о чело­веке — физиологической антропологии, изучающей обменные процессы, физиологические показатели и различные функцио­нальные признаки на популяционном уровне в связи с приспо­собительной изменчивостью или процессами адаптации.

В 1971 г. ЮНЕСКО была принята новая Международная про­грамма «Человек и биосфера» (The Man and Biosphere Programm). Один из проектов этой программы посвящен человеку и по­лучил название «Взаимодействие между изменениями окружаю­щей среды и адаптивной, демографической и генетической структурой популяций».

Комплексные междисциплинарные исследования, проводи­мые в рамках этих программ, послужили основой и стимулом для выделения экологии человека. В Советском Союзе работы по экологии человека велись в двух направлениях — популяционно-биологическом (Т.И. Алексеева, 1977, 1986) и меди­ко-гигиеническом (В.П. Казначеев, 1980, 1983).



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 333;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.