Периодизация истории поэтики. Архаический тип художественного сознания
Авторы «Исторической поэтики» (М., 1994) выделяют три всеохватывающих, наиболее общих и устойчивых типа художественного сознания: архаический или мифопоэтический, традиционалистский или нормативный, индивидуально-творческий или исторический. Устойчивых границ между типами художественного сознания не существует, однако хронологические рубежи между ними определяются двумя важнейшими социально-культурными переворотами в мировой истории: в VI1-V1 в.в. до н. э. и в конце XVIII века.
В рамках первого типа художественного сознания развиваются устная и архаическая письменная словесность, второго – древность, средневековье, возрождение, классицизм, барокко, третьего – романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм и др. Смена типов художественного сознания преломляется в трансформации категорий поэтики. Среди этих категорий на первый план выдвигаются стиль, жанр и автор. На разных этапах развития словесного творчества доминирует одна из этих категорий.
Эпоха мифопоэтического типа художественного сознания в словесном искусстве может быть представлена памятниками мифологии и архаического фольклора бесписьменных обществ, а также традиционного фольклора; классическим эпосом и литературой древнего Ближнего Востока (шумерской, египетской, еврейской); литературой начальных периодов развития Ирана, Индии, Китая и Греции. Архаическая литература отличалась от мифологии и фольклора прежде всего способом хранения информации. Для всех памятников словесного искусства архаического периода характерна неразмежёванность эстетического и внеэстетического критериев. «Деловые» жанры архаической письменности тесно связаны с жанрами «художественными»: «…изложение представлений о мире и генезисе его частей, магико-медицинские рецепты, неотделимые от заговоров, племенные соглашения, сопровождаемые обстоятельными проклятиями нарушителю, законы, излагаемые в ритмической форме, изречения оракулов, проповеди религиозных деятелей… - все это не менее «художественно», чем героический эпос или свадебная песня» (Историческая поэтика, с. VIII-IX). В эпоху архаической словесности в качестве «художественных» могут рассматриваться тексты, устные и записанные, которые предназначены для многократного дословного воспроизведения.
В архаический период словесного творчества ключевые категории поэтики еще не могут обрести своей эстетической значимости. Мифологии и фольклору чуждо авторское начало, хотя представление о некоем коллективном всенародном авторстве тоже не соответствует реальности. Так, в архаическом фольклоре песни могут рассматриваться как собственность мужских союзов, сказки воспроизводились, в основном, женщинами, а «Эзоповы» басни жили в устах учителей-рабов. В фольклоре и архаической литературе проявляются черты жанровых различий, но преимущественно жанры фольклора жестко связаны с обрядами и ритуалами, то есть соотнесены с внеэстетическими функциями. Для многих произведений архаической литературы, таких как индийские «Веды», древнеиранская «Авеста», древнееврейские тексты «Библии», характерно тяготение к формированию синкретических сводов, обладающих чертами многожанровости. При этом действительные жанровые свойства древних текстов скрываются от современного читателя. К примеру, «Рассказ египтянина Синухе» построен по канону надгробной автобиографической надписи, а воспринимается нами как историческая повесть.
В архаический период развития словесности стиль также не может еще обрести эстетического смысла. В слове главное не его поэтический смысл, а магическая и коммуникативная функция.
Первые проявления мифологических и религиозных представлений древнейших людей могли возникнуть вместе с ранними формами духовной жизни. Сознание древнейшего человека в силу малого запаса знаний и опыта, зависимости от природы и страхом перед ней определялось, преимущественно, эмоционально-ассоциативными и фантастическими связями. В примитивном коллективе человек оказывался в наибольшей зависимости от природы, роль которой в жизни первобытного человека особенно велика. Как писала О. Фрейденберг, история формирования сознания – это история «освобождения от давления внешнего мира в направлении к миру внутреннему»
Центральное место в первобытных мифах занимали зооантропоморфные предки и обоготворенные герои, поскольку родство с тотемом, культ умерших предков, представление о магической силе идолов и амулетов составляли основу духовной жизни. В этих мифах духи обладают способностью к перевоплощению, браки между человеком и животным или фантастическим чудовищем – обычное дело. Первобытные мифы отражали характерные оппозиции (жизнь-смерть, мужское-женское, небо-земля, вода-огонь), которые позволяли древнему человеку расчленять непрерывность окружающего мира и осмыслять его.
Древнейшие мифы, как правило, кратки, просты по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее создаются более сложные мифы, в которых разные образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования эпического характера, из них образуются циклы. Тематика мифов охватывает самый широкий круг главных проблем мироздания. Мифотворчество – одна из существенных сторон истории культуры. В первобытном обществе мифология явилась главным способом понимания мира. Мифология отражает комплекс представлений человека об окружающей природной и социальной жизни. Причины мифологического восприятия мира первобытного человека таятся в особенностях его мышления. Первобытный человек еще не выделял себя из социальной и природной среды. Его мышление не отделено от эмоциональной сферы жизни.
Основой развитых мифологических систем становятся мифы творения. Хорошо изучены эти мифы у народов Древнего Востока, а также Полинезии и индейцев Северной Америки. Одна группа мифов отражает представления о том, что мир был создан сверхъестественным существом (богом-творцом, демиургом, колдуном). По другим мифологическим версиям, мир постепенно сложился из бесформенного состояния (хаоса, мрака, воды, яйца). Космогонические мифы повествуют о происхождении вселенной, о рождении богов рассказывают теогонические мифы, а о появлении людей - антропогонические. Широко распространены мифологические сюжеты о чудесном рождении, о происхождении смерти, о загробном мире, о судьбе. К космогоническим мифам примыкают и эсхатологические мифы, которые содержат пророчества о конце мира.
Особое место занимают мифы о происхождении культурных благ: огня, ремесел, земледелия, установлении различных обычаев и обрядов. Их обретение связывается с культурными героями.
В мифологии аграрных народов важную роль играют календарные мифы, отражающие природные циклы. Миф об умирающем и воскресающем боге характерен для мифологии Древнего Востока: мифы об Осирисе в Древнем Египте, Адонисе в Финикии, Дионисе во Фракии, Греции.
По жанру и времени возникновения мифам близки сказки, героический эпос, легенды, исторические предания. Миф предшествует сказке. По сравнению с мифом, в сказке утрачивается вера в истинность излагаемых фантастических событий, используется сознательная выдумка.
Лекция 16
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 352;