Драматургия как род литературы
Древнегреческое слово drama означает действие, вот почему Аристотель и определил особенность лиц в драме как «действующих и деятельных». По значимости событий и взаимодействия персонажей драма близка эпическим произведениям, однако многие другие художественные возможности, хотя и доступные для драмы, не могут быть использованы в ней с такой художественной полнотой, как в эпосе.
Драматургия – это особый род литературы, который близок эпическому, но он подчиняется требованиям сценического искусства, театра. Литературный материал драмы соединяется с пантомимой, игрой актеров, их костюмами, декорациями, светом, музыкой, танцами. Соединение словесного искусства и пантомимы – одно из свидетельств синкретичности драматургического творчества.
Драматургическое произведение, как правило, создается для театра с учетом того сценического эффекта, который оно должно производить на зрителя. Если в эпическом произведении основа – это повествование, которое обычно относится к прошлому, то драма представляет то, что происходит в текущий момент на сцене. По мысли Пушкина, драматическое искусство призвано воздействовать на три основные струны воображения зрителя: «смех, жалость, ужас». В «Пире во время чумы», одной из «маленьких трагедий» Пушкина, перед пирующими проезжает телега, наполненная телами, которой управляет негр. Впечатление ужаса усиливается обмороком Луизы, которая, приходя в чувство, говорит:
Ужасный демон
Приснился мне: весь черный, белоглазый…
Он звал меня в свою тележку. В ней
Лежали мертвые – и лепетали
Ужасную, неведомую речь…
Скажите мне: во сне ли это было?
Проехала ль телега?
По сравнению с потенциалом эпического рода литературы, драматургия обладает ограниченными художественными возможностями. Пределы этих возможностей обусловлены объемом пьесы и ограничивают драматурга рамками времени и пространства. В связи с этим и система персонажей не может быть разработана так широко, как это позволяет почти неограниченный размах эпического произведения. Драматург не может воспользоваться и предметно-изобразительными средствами из арсенала эпических произведений. В русской драматургии XIX века лишь А.Н. Островский и А.П. Чехов придают немалое значение предметным деталям.
В «Грозе» Островского восприятие природы отражено не только в авторских ремарках, но и в диалогах персонажей. Сад на высоком берегу и сельский вид на Волгу вызывают восторг Кулигина и дают художественный импульс мотивам красоты и полета в драме. Пейзаж создает атмосферу национальной жизни, в контексте которой даже нелепые россказни странницы Феклуши звучат как апокалиптические пророчества.
Наиболее значимая художественная нагрузка в драме лежит на монологах и диалогах, которые задают движение художественным коллизиям и становятся средством проявления динамики внутренней жизни героев. В драме Островского «Гроза» с основными монологами Катерины связаны вехи композиции сюжета. Так, монолог в конце второго действия, когда после напряженных сомнений, кинуть ли ключ от калитки в реку или положить в карман, Катерина решается на свидание с Борисом, завязывает любовную интригу, что и предопределяет судьбу героини.
Новые возможности в драматическом роде литературы были предложены пьесами Генрика Ибсена. В статье «Квинтэссенция ибсенизма» Б. Шоу комментирует новые приемы европейской драмы рубежа XIX-XX веков. Прежде всего, квинтэссенцию ибсенизма Б. Шоу видит «в отрицании всяких формул». В героине драмы «Кукольный дом», Норе, можно увидеть и бесстрашную женщину с благородным сердцем, и маленькую лгунью, и неискреннюю мать. Конфликт в современной драме строится не между правыми и виноватыми, злодеями и героями. Самому Б. Шоу ставили в вину, что герои его пьес «говорят, но ничего не делают», имея в виду, что они не совершают уголовных преступлений.
Так в связи с изменением структуры конфликта происходят композиционные преобразования. Если прежде в так называемых «хорошо сделанных» пьесах все элементы композиции сюжета были полностью проработаны, то теперь главным композиционным приемом становится дискуссия, и в современных пьесах она переплетается с действием.
Новую существенную черту современной драмы Б. Шоу видит в том, что зрители становятся ее участниками, а случаи из их жизни становятся сценическими ситуациями. Задача драматурга, как ее понимал Б. Шоу, заключается в том, чтобы втянуть зрителей в дискуссию. Драматург не приемлет традиционных развязок, которые вызывают у зрителя «целительные угрызения совести». Для него важно заставить его «терзаться» неразрешенными эмоциями и проблемами.
В доибсеновской драматургии преобладает традиционное внешневолевое действие, которое основано на «движущихся коллизиях» (Гегель). Такие коллизии имеют локальный и преходящий характер и разрешаются в ходе событий пьесы. В таких, «хорошо сделанных», пьесах важную роль играет завязка, которая и определяет их дальнейший ход. О роли завязки и в жанровом и композиционном планах говорится в гоголевском «Театральном разъезде после представления новой комедии»: «Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, – коснуться того, что волнует более или менее всех действующих. Тут всякий герой; течение и ход пьесы производят потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело».
Динамика драматургических произведений, о которых писал Б. Шоу, иная. Она основана не на внешних столкновениях, а на противоречиях внутреннего мира человека. О пьесах А.П. Чехова К.С. Станиславский писал, что «в самом бездействии героев Чехова таится сложное внутреннее действие». Главные события происходят либо за сценой, либо в сознании персонажей. Новизна чеховской драматургии особенно заметна в характере конфликта. Если в драматургии Островского подчеркиваются различия между персонажами в их семейном или материальном положении, то Чехов акцентирует их единство и общность перед лицом времени и судьбы, всего устройства жизни, над которыми никто не властен.
В драме М. Горького «На дне» предметом художественного интереса писателя становится сознание людей, выброшенных на дно жизни. Обстоятельства жизни уравнивают в положении Барона, аристократа по происхождению, с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом. Внутреннее сходство героев обнаруживается с появлением в ночлежке Луки, который в каждом из персонажей видит светлую сторону характера, составляющую его сущность. С еще большей определенностью Горький показывает противоречие в характерах героев, которое становится очевидным после исчезновения Луки: неудовлетворенность своей жизнью и полную неспособность хотя бы что-то изменить в ней самостоятельно. В этом плане драматургический подход Горького к организации системы персонажей очень близок чеховскому. Как и Чехов, Горький тоже отдает предпочтение конфликту не социальному или любовному, а коллизиям, присущим сознанию человека, русскому национальному характеру переломной эпохи.
До XVIII века драматургический род литературы нередко становился ведущим в разных национальных культурах. Это связано с тем, что традиционно театральное искусство было обращено ко всему обществу в целом, а не только к его элитарным слоям. Возможности такого обращения связаны с тем, что драма, как изначально массовое искусство, тяготела к преувеличениям в подаче характеров, событий и страстей, что соответствовало потребностям публики в сильных ощущениях.
Лекция 9
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 862;