Нравоописательные жанры в литературе
По мысли Г. Н. Поспелова, в нравоописательных, или «этологических», произведениях на первый план выдвигается художественное отражение и осмысление нравственного уклада социальной жизни, состояния общества и отдельных его слоев. Нравоописательное жанровое содержание лежит в основе творчества Н. В. Гоголя. Некоторые черты драматургических и эпических произведений Гоголя определены им самим в «Театральном разъезде после представления новой комедии»: «Стоит вглядеться пристально вокруг. Все изменилось давно в свете. Теперь сильнее завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить…другого… Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?».
Произведения национально-исторических жанров изображают обычно однажды происшедшие события. И главные персонажи таких произведений всегда играют ту или иную ведущую роль в ходе однажды происшедших событий. Они часто направляют развитие этих событий своими действиями, вытекающими из особенностей их социально-исторических характеров.
В отличие от этого, произведения «этологические», по своему жанровому содержанию, изображают характеры прежде всего с их постоянно повторяющимися нравственными свойствами. Если все же эти произведения изображают какие-то происшествия в жизни своих персонажей, какие-то однажды возникшие отношения между ними, то по преимуществу для того, чтобы выявить в характерах персонажей эти постоянно существующие черты нравственности. Поэтому события, изображаемые в «этологических» произведениях, имеют обычно вспомогательный характер. И хотя те или иные персонажи таких произведений могут быть на вид главными, могут занимать большое место на авансцене произведения, все же они не являются в сюжете таких произведений ведущими персонажами, и события, составляющие такой сюжет, не заключают в себе эволюцию этих характеров.
Кто, например, «главный герой» «Мертвых душ»? На первый взгляд — Чичиков. А на самом деле здесь «главный герой» не обманщик-спекулянт, а все те, кто ему поверил, кто распустил затем сплетни о Чичикове и «мертвых душах», кто хоронил прокурора, умершего из-за этих сплетен в страхе перед наказанием. Чичиков же нужен Гоголю для раскрытия нравственного состояния всего губернского общества.
В «этологической» группе жанров очень рано возникла такая специфическая жанровая форма, как басня. Басня — повествовательное произведение, изображающее какую-то сценку, какое-то происшествие или столкновение интересов в жизни животных (а иногда и людей), но такое происшествие или столкновение, которое не развивает характеры персонажей, а только выявляет их сложившиеся, постоянные нравственные — в большинстве случаев отрицательные — свойства. В устном народном творчестве басня была прозаическим произведением. На европейской почве самыми ранними дошедшими до нас баснями были басни легендарного фригийского раба Эзопа (VI в. до н. э.). Басни возникали и в фольклоре других народов. В русском средневековом фольклоре басенные сказки существовали и в XVII в., будучи записанными, они превратились в повести. Такова знаменитая «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». Эту традицию продолжил потом Щедрин в своих литературных «Сказках»). Затем в поэтическом творчестве древнегреческого поэта Архилоха (VII в. до н. э.) появились первые стихотворные басни. Их традиции в римской литературе продолжил Федр, выпустивший под названием «Эзоповых басен» пять сборников небольших произведений. Позднее стихотворная литературная басня пережила свой расцвет в эпоху классицизма: во Франции — в основном Лафонтена, в России — Сумарокова и Хемницера. У Крылова эта форма басни достигает своего апогея в пределах не только национальной, но и мировой литературы.
В античной литературе возник и другой «этологический» жанр — жанр сатиры. Собственно сатирой следует назвать произведения нравоописательные, «этологические», сатирически осмысляющие состояние общества, но не заключающие в себе развитие характеров главных персонажей, а выявляющие посредством описания, повествования и связанных с ними медитаций автора соответствующие свойства характеров.
Подобное же выявление состояния той или иной социальной сферы жизни может порождать не только сатирический, но и юмористический пафос произведения. «Нос» Гоголя — повесть-сатира, его «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — повесть юмористическая.
В античной литературе возник еще один жанр «этологической» группы, у греков названный первоначально «идиллией» (у римлян — «буколиками»). Так, древнегреческий поэт Феокрит (III в. до н. э.) изображал в своих стихотворных идиллиях, с некоторой долей чувствительности, сцены из жизни рабов, пасущих стада коз, их песни и состязания в пении, их любовь к пастушкам и нимфам, то неразделенную и унылую, то счастливую. Эти любовные отношения и переживания, однако, не развивали характеры персонажей, но выявляли искренность и непосредственность их отношения к жизни, простоту и неизменность всего ее уклада. То же можно найти и в «Буколиках» римского поэта Вергилия (I в. до н. э.), продолжающего традиции этого жанра. Произведения Феокрита и Вергилия стали гораздо позднее образцами для подражания у западноевропейских поэтов XV—XVI вв., затем — поэтов классицизма.
В литературе эпохи эллинизма возник и другой «этологический» жанр, жанр утопии. Произведение Томаса Мора, в котором писатель изобразил идеальное общественное устройство, и называется «Утопия». Ярким образцом этого жанра была большая английская поэма В. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре», имевшая огромный успех в демократических слоях общества. В своем «Видении» автор изображает огромное поле и на нем людей всех званий и сословий, которых церковь, в образе простой женщины, обличает в пороках, завладевших душой каждого из них. Разум призывает людей искать Правду, но никто не знает, где она, и только пахарь Петр знает, в чем Правда и где ее искать. К этой же творческой традиции примыкает и крупнейший гуманист Голландии Эразм Роттердамский своей знаменитой сатирой «Похвала Глупости», написанной прозой на латинском языке. В ней Глупость обращается с похвальным словом к своим слугам и поклонникам, к иронически изображенным автором представителям всех сословий общества: к философам, напрасно воображающим себя всезнайками, к чиновникам — крючкотворцам и взяточникам, к врачам, самодовольно, но неумело лечащим больных, к купцам, чья «порода глупее и гаже всех», к дворянам и придворным, прожигающим жизнь в забавах и разврате, и даже к государю, являющемуся «врагом общества», «ненавистником учености, истины и свободы». Но самого резкого осуждения и здесь заслуживают деятели церкви — «суеверы», торгующие индульгенциями, погруженные в «смрадное болото» пустых богословских споров, и сам папа римский, защищающий свою власть и богатства с помощью крови и железа.
Ту же жанровую традицию продолжает Ф. Рабле в повести «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533 — 1564). Ее часто называют то «сатирой», то «романом» или даже «романом-эпопеей», по существу же она является «этологической» повестью, очень сложной и разнообразной по своему составу, в которой сатира соединяется с пародией и утопией, в которой также много дидактики и в которой на вид романические (приключенческие) эпизоды служат только поводом и мотивировкой для основных нравоописательных заданий. По форме же, по композиции образов это в основном произведение гротескное, главными героями которого выступают короли-великаны — Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль. А по композиции повествования оно отличается свободным расположением эпизодов и обилием разного рода отступлений.
Сюжетная форма путешествий и приключений становится важным стержнем повествования в романистике. Все четыре части знаменитой повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» построены на этой основе, однако путешествия героя-рассказчика служат только канвой, скрепляющей множество картин и эпизодов «этологического» содержания, в большинстве своем представляющих сатиру, но отчасти и утопию. Сатирична первая часть, изображающая пребывание Гулливера в стране лилипутов и иносказательно-комически осмысляющая политические нравы правящих кругов современной писателю Англии. Сатирическим эпизодам противостоят у Свифта эпизоды идиллические и утопические: с одной стороны, это — изображение патриархального сельскохозяйственного общежития великанов, с их мудрым и добрым королем Бробдингнегом, с другой — изображение общежития умных лошадей, которые лишены всяких страстей и знают лишь простой коллективный здравый смысл и чувство взаимного уважения.
В русской литературе «этологическое» содержание проявилось еще в 70-х годах XVIII в. Тогда, по почину Екатерины II, начавшей издавать журнал «Всякая всячина», в России появился целый ряд сатирических журналов, авторы которых стали зачинателями новых жанровых форм сатирического изображения жизни. Они печатали небольшие прозаические произведения, претендующие на «документальность», являющиеся как бы непосредственными откликами на острые вопросы современности. Это были разного рода корреспонденции с места, письма из провинции, путевые заметки и эпизоды, распоряжения и приказы частных лиц и т. п. Наиболее смелым и глубоким по своему мышлению сатириком был Н. И. Новиков. Напечатанные в его журналах «Письма к Фалалею» — яркий образец новых для русской литературы форм «нравоописания». Начатое Новиковым продолжил в своих журналах молодой Крылов.
В 1840-х годах в русской литературе сложилась «натуральная школа», которая ставила своей задачей познакомить читателей с современным состоянием русского общества, преимущественно в низших, демократических его слоях. Тургенев написал тогда целый цикл художественных очерков, «Записки охотника», ставших выдающимся явлением нравоописательной литературы новой исторической эпохи.
Почти все лучшие поэмы Некрасова, написанные в десятилетие подготовки и проведения крестьянской «реформы», от «Несчастных» до «Железной дороги», созданы не для того, чтобы проследить историю каких-то характеров, но для того, чтобы показать или в отдельных очерковых сценах, или по поводу какого-то тяжелого происшествия (смерти Вани, сына Орины, или смерти Прокла, мужа Дарьи), в каких условиях непосильного труда, угнетения, поборов, оскорблений и опасностей живет русский народ. И самое значительное его произведение — поэма «Кому на Руси жить хорошо» — представляет собой цикл стихотворных «очерков», связанных друг с другом путешествием семерых «временно обязанных», тщетно ищущих среди основных слоев населения пореформенной России «счастливого» человека.
Так же строил свои большие произведения Щедрин. Это были или книги очерков, тематически разнообразных, но связанных единством проблематики («Невинные рассказы» или «Признаки времени»), или сатирические «обозрения», также тематически разнородные в своих частях, но связанные не только проблемно, но и образом рассказчика-наблюдателя («Губернские очерки», «Дневник провинциала», «Благонамеренные речи» и т. п.).
Обзор истории формирования нравоописательных жанров позволяет увидеть, что очерковый принцип построения литературного произведения может быть использован в произведениях, как прозаических, так и стихотворных, любого художественного объема. Анализ композиции романа Л.Н. Толстого «Воскресение» показывает, что и значительное по художественной ценности произведение может тяготеть к очерковому жанровому началу. В конце Х1Х века панораме русской жизни уступает место психологический роман.
Лекция 14
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 518;