Сюжет литературного произведения


Сюжет определяетпоследовательность и связь системы событий в литературном произведе­нии. События разворачиваются во времени и пространстве, соединяются временными или причинно-следственными связями и позволяют раскрывать характеры персонажей в их взаимодействии. Сюжет — важнейший компонент художественной формы в большинстве эпических и драматургических произведений, а также в некоторых лиро-эпических произведениях (балладах и лирических поэмах). Без сюжета любое произ­ведение было композиционно хаотичным и бесформенным, механической суммой событий и фактов жизни, не связанных между собой. Для лирических произведений наличие сюжета не характерно, но в повествовательной лирике сюжетное начало является безусловно значимым. Основа любого сюжета – событие, в котором участвуют персонажи литературного произведения. Событие складывается из действий, по­ступков, движений, взаимоотношений персонажей. Действия сопровожда­ются жестами, мимикой, монологами или репликами. Повествователь, рассказчик, лирический герой могут быть комментаторами собы­тий, переживаний, высказываний, жестов персонажей в эпических и лиро-эпических произведениях.

Не всякое событие, упомянутое в произведении, имеет отношение к сюжету. Сюжетными являются только те события, которые непосредственно по­казаны, а не те, о которых только сообщается. Изложение событий, важное для характеристики персонажей, дополняет или уточняет картину происходящего, побуждают героев к совершению поступков. Нередко пер­сонажи становятся участниками событий, совершающихся помимо их воли и намерений. К таким событиям относятся стихийные бедствия, бунты, вой­ны, революции. События в таких сюжетах зависят не только от поступков персонажей, но и от сил, которые не подчиняются отдельному человеку или группе лю­дей. Это дает возможность автору проследить взаимоотношения личности и об­щества, связи судеб людей с ходом истории, показать, как в локальных конфликтах между людьми (коллизиях личностных, семейных, бытовых) отражаются конфликты бытийные, социальные, исторические, как влияют на человека силы природы.

В сюжете очень важна мотивировка событий, переживаний, судеб. Каждое последующее событие должно быть обосновано предыдущим. Случайность, бессвязность событий, умолчания создают впечатление немотивированности про­исходящего, разрушают цельность сюжета, так как нарушается логика со­бытий или их временная последовательность. В романе Пушкина «Евгений Онегин» поведение, высказывания героев обусловлены предшествующими обстоятельствами их жизни.

Рассматривая сюжет, необходимо определить его основные компоненты, этапы развития сюжетного действия, уловить логику в происходящих событиях, выявить их значение и художественный смысл. Большинство сюжетов классических произведений последовательностью событий соответствуют жизненной логике развития событий. В основе таких сюжетов лежит, как правило, конфликт, поэтому расположение и взаимосвязь событий в сюжете определяются развитием коллизий, которые продвигают развитие конфликта, подготавливают его разрешение. В коллизии необходимо видеть форму разворачивания ситуации, которая представляет собой совокупность условий, позиций, положений для возможных проявлений противоречий жизни.

Любой сюжет, основанный на конфликте, может включать следующие компоненты: экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульмина­цию, развязку действия. Не все компоненты сюжета могут быть задействованы в произведении. Отдельные его элементы (например, экспозиция или раз­вязка действия) могут отсутствовать. Все зависит от художественной задачи, поставленной писателем. Экспозиция отсутствует в романе Лермонтова «Герой нашего времени», потому что для автора важнее углубиться во внутренний мир Печорина, чем показать истоки его характера и мировоззрения.

В экспозицииотражается ситуация накануне действия. Она позволяет пред­ставить некоторых персонажей произведения и атмосферу, в которой будут разворачиваться события. Ос­новное сюжетное действие в экспозиции еще не начато. Экспозиция лишь подготавливает события, которые произойдут впоследствии. В экспозиции не следует ожидать знакомства со всеми героями. В экспозиции могут быть представлены как главные так и второстепенные персонажи. Иногда именно появление главного действующего лица завершает экспози­цию и является завязкой действия (например, появление Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).

Обстановка действия, представленная в экспозиции, совсем не обя­зательно сохраняется в ходе сюжета. Так в драме А. Н. Островского «Гроза» атмосфера красоты, которая открывается с высокого берега Волги, поддерживается автором на протяжении всей драмы, но вид на Волгу чередуется в пьесе домашним интерьером. В классической русской драматургии принцип «единства места» сохраняется только в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: действие от начала и до конца происходит в доме Фамусова.

В экспозиции нередко используется повествовательный прием, который называется предысторией. Обширная предыстория Онегина содержится в экспозиции романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (глава 1). В пьесе А. Н. Островского «Гроза» предысторией Катерины является ее рассказ Варваре о жизни в родительском доме. Особый случай предыстории героя - рассказ о жизни Чичикова в одиннадцатой главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, намеренно вынесенный писателем не только за пределы экспо­зиции, но и фактически за пределы сюжета первого тома поэмы. Предыстория Рахметова в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» помещена автором во вставной главе «Особенный человек», но связана с самым широким контекстом русской национальной жизни.

Завязка в литературном произведении дает важный импульс развитию основного действия. Она определяет положение персонажей в сюжете и провоцирует противоречия между ними. Не­редко завязкой действия становятся вполне обычные ситуации: приезд или отъезд действующего лица, знакомство, встреча, сообщение о чем-либо или разговор.

Важно правильно определить момент начала основного сюжетного дей­ствия. Для этого необходимо найти точный ответ на вопросы: что выводит из равновесия сложившуюся систему отношений между персонажами, что меняет жизнь персонажа, в чем причина всех последующих событий? Ведь именно характер завязки действия нередко предопределяет особенности дальнейшего движения сюжета. Такие традиционные для завязки действия ситуации, как встреча или отъезд героя, не вполне проясняют после­дующие события. Но спор, резкое столкновение героев локализуют конфликтные отношения, которые могут быть воплощены в сюжете. В развитии действияконкретизируется и реализуется конфликт, намеченный в завязке произведении. Если конфликт отсутствует, то развитие действия склады­вается из хроники событий, действий, поступков персонажей.

Если сюжет основан на конфликтных отношениях, то в развитии дей­ствия напряженность между конфликтующими сторонами нарастает. В про­цессе анализа целесообразно проследить именно этот аспект сюжета, не стремясь выявить абсолютно все события. Для того чтобы правильно оп­ределить границы развития действия, необходимо точно установить завязку действия и тот момент, в который действие достигает наивысшего напря­жения.

Характеризуя темп развития действия, следует обращать особое внима­ние на остановки, замедления, которые могут возникнуть, если писатель использует разного рода внесюжетные элементы: вставные рассказы, необходимые для того, чтобы представить новых героев, а также «исповеди» героев, диалоги, в которых выясняются их идейные позиции. Кульминация является высшей точкой в развитии действия, в которой кон­фликт достигает наивысшей остроты и напряжения. После кульминации действие неизбежно идет на спад, так как конфликт оказывается исчер­панным. Кульминация — поворотный момент в отношениях между про­тивоборствующими сторонами. Как правило, после кульминации изменения в отношениях конфликтующих сторон становятся неизбежными.

Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» кульминация — призна­ние Катерины в «грехе». Это поворотный момент в сюжете, так как после него выбор героини неизбежен: она должна либо покориться «темному царству», либо решиться на ту единственную форму протеста, которая ей доступна, — уход из жизни. Кульминацией нередко является объяснение героев (в рамках любовного сюжета) или дуэль.

В сюжетах хроникального типа кульминация либо слабо выражена, ли­бо полностью отсутствует. Например, она отсутствует в первом томе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Некое подобие кульминации можно найти в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»: известие о продаже усадьбы внешне меняет жизнь персонажей, но не является следствием конфликта между ними. Потеря «дворянского гнезда» — давно ожидаемое событие, оно имеет прежде всего психологическое и символическое значение.

Развязкой завершается часть сюжета, следующая после кульминации. В развязке действия обычно выясняется, как изменились от­ношения между противоборствующими сторонами, какие последствия имел конфликт. Иногда писатели вообще опускают развязку действия. Отсутствие развязки в восьмой главе «Евгения Онегина» делает финал романа открытым. Благодаря этому развитие характера главного героя также остается незавершенным, способным к дальнейшей эволюции.В многообразии сюжетов литературных произведений традиционно выделяются два основных типа: хроникальные и концентрические.

В хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются художественные возможности в изображении действительности, поступков и поведения персонажей, отражении их внутреннего мира.

В хроникальных сюжетах связь между событиями — временная, то есть события сменяют друг друга во времени, следуя одно за другим. Действие в хроникальных сюжетах не отличается цельностью, строгой логической мотивированностью, ведь в сюжетах-хрониках не разверты­вается какой-либо один центральный конфликт. Они представляют собой обозрение событий и фактов, которые могут быть внешне не связаны между собой. Объединяет эти события только то, что все они вы­страиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени. Хроникаль­ные сюжеты многоконфликтны. Такие сюжеты широко используются в авантюрно-приклю­ченческих романах, в которых воссоздается, как правило, внешняя сторона жизни людей, в социально-бытовых романах-хрониках, где может быть изо­бражено несколько поколений одной семьи или показано развитие опреде­ленной социально-бытовой среды.

Хроникальный тип сюжета привлекателен для писателя, если он хочет показать внутренний мир персонажей, развертывающийся во времени. «История души человеческой» — основа психологического рома­на-хроники.

Русские писатели XIX в. часто создавали в своих произведениях хрони­кальные сюжеты. Таково повествование о жизни Гринева и Маши Мироновой в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Этот тип сюжета привлекал и писателей-сатириков: сатирические «хроники» создали Н. В. Гоголь («Мертвые души») и М. Е. Салтыков-Щедрин («История одного города»). Хроникальный тип сюжета весьма распространен и в поэмах. Хроникальными в своей основе являются сюжет поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», сюжеты поэм «Соловьиный сад» А. А. Блока и «Анна Онегина» С. А. Есенина.

В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные отношения между событиями: каждое предшествующее событие является причиной после­дующего и следствием предыдущего. Такие сюжеты отличаются от хроникальных единством действия: писатель исследует какую-либо одну характерную конфликтную ситуацию и все события подчиняются логике основной коллизии.

Концентрический характер имеют сюжеты романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», сюжет романа М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени». Все повести — «главы» романа основаны на ясно выраженных конфликтах, однако хронологические связи между ними наме­ренно разрушены, ведь Лермонтов вовсе не стремился воссоздавать «историю души» Печорина. Сюжет воплощает иной замысел писателя: вы­явить постепенно, поэтапно характер главного героя — характер вполне сложившийся, глубокий и противоречивый. Личность Печорина не разви­вается, а выявляется в сюжетной цепи из пяти повестей, каждая из которых — образец концентрического сюжета.

В большинстве произведений литературы XIX и XX вв. оба типа сюже­та сосуществуют: для писателей важно развернуть события во времени, но не менее важно выстроить их в соответствии с логикой конфликта. Особен­но сложны отношения между хроникальными и концентрическими типами сюжета в многоплановых произведениях, где есть несколько сюжетных линий (например, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Петр Первый» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шоло­хова)


Лекция 15



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 300;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.