Поэтика общая и историческая в теории литературы.
Литературоведение изучает происхождение, развитие и сущность литературы позволяет узнать, когда и как рождается художественная литература, как складываются разные стили, формируются жанры, как пишущий человек превращается в автора-творца. Эта наука включает в себя три основные дисциплины: история литературы, теория литературы и литературная критика. Историки литературы исследуют национальные литературы, их возникновение и развитие, а также движение всей мировой литературы. В теории литературы выделяются два основных раздела – общая поэтика и историческая поэтика.
Общая поэтика изучает структуру литературного произведения вообще. Анализируя любое лирическое стихотворение, например, «Я вас любил…» Пушкина или большое эпическое произведение, как роман Толстого «Война и мир», мы рассматриваем их жанровые черты, особенности композиции, художественного конфликта и другие стороны поэтики.
Если общая (или теоретическая) поэтика разрабатывает систему литературоведческих понятий, то историческая поэтика показывает происхождение и развитие всех художественных структур. Историческая поэтика близка истории литературы, потому что изучает искусство слова в его историческом становлении и обновлении.
Целостный анализ литературного произведения предполагает рассмотрение его с разных сторон. Если историк литературы станет оценивать стихотворение Пушкина «К Чаадаеву», то для него будет важно, что оно написано в 1817 году, в период увлечения молодого поэта декабристскими идеалами. Историк литературы должен увидеть, какое место занимает это стихотворение в ряду других стихов Пушкина о свободе, к каким еще темам обращается Пушкин в конце 10-х годов XIX века. Для историка литературы важно сказать о Чаадаеве, русском офицере и в будущем крупном литераторе и философе. С точки зрения исторической поэтики важно увидеть истоки и значимость жанра послания в русской литературе XVIII- XIX века. Проявление преромантических начал в стихах Пушкина конца 10-х годов XIX века тоже составляет интересы исторической поэтики.
Средствами общей поэтики мы можем описать и проанализировать само стихотворение Пушкина. Жанр послания дает возможность Пушкину прямо обратиться к своему адресату, Чаадаеву, и к широкому кругу друзей, близких ему по духу. Энергия и эмоциональность стиля стихотворения тесно связана с его жанром. Композиция стихотворения позволяет увидеть, что в недавнем прошлом лирический герой и его друзья мечтали лишь о «любви и тихой славе», а теперь озабочены судьбой отчизны, противостоянием (конфликтом) власти и идеалов свободы.
Литературная критика составляет важную сторону функционирования литературы. В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и другие критики были нередко посредниками между писателями и читателями, предлагали воспринимать произведения Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева в ракурсе актуальных социально – политических проблем.
Важную роль по отношению к литературоведению играют такие вспомогательные дисциплины, как текстология, статистика, архивоведение, библиография. Текст художественного произведения – это основа науки о литературе, поэтому аналитическое изучение и установление канонического текста, а также его издания – одна из главных задач науки. Текстология изучает и историю текста, и творческую историю самого произведения. Любая научная работа должна начинаться со знакомства исследователя с теми изысканиями, которые уже сделаны по избранной теме. Память об этих работах сохраняет библиография.
Литературоведение тесно связано с другими гуманитарными науками: философией, историей, эстетикой, искусствоведением, мифологией, психологией, фольклористикой, этнологией, языкознанием. Наука о литературе неотделима от философии, потому что в течение более двадцати веков, с IV века до нашей эры почти до конца XVIII века, она складывалась в рамках философии и не была самостоятельной наукой. Кроме того, художественное сознание автора и эстетическое сознание исследователя литературы тесно связаны с философским восприятием и мировоззренческим осмыслением жизни.
Историзм художественной литературы, который определенно проявился в эпоху романтизма, позволил воспринимать человеческую личность в прямой связи с движением времени, ходом исторических событий. Пушкин написал роман «Капитанская дочка» после того, как изучил все материалы, связанные с восстанием Пугачева, и подготовил «Историю Пугачева». Жанр исторического романа позволяет Пушкину показать, как история превращает Гринева из «недоросля» в самостоятельную личность, человека, который берет на себя всю ответственность за свои поступки. Самозванцу Пугачеву история дает шанс раскрыть, реализовать весь потенциал личности, который остался бы скрытым, неизрасходованным в обыденной жизни.
Отношения литературоведения и мифологии, как литературы и мифа имеют давнюю генетическую связь. Ученые мифологической школы литературоведения открывают мифологический подтекст литературы. Некоторые мифологи полагают, что любое литературное произведение имеет отношение к мифу. Я. Гримм, Дж. Фрейзер, Н. Фрай пытались увидеть в основе литературы единственный, первичный «мономиф». Н. Фрай считал, что для литературы наиболее характерно обращение к мифологическому сюжету об отъезде героя на поиски приключений и возвращении с победой. Этот сюжет, к примеру, А. С. Пушкин использует в повести «Станционный смотритель».
Художественная литература вообще и русская литература в частности тесно связаны с устным народным творчеством. Ранние русские летописи во многом основаны на фольклорных мотивах. Исследования фольклористов, такие как «Морфология сказки» В. Проппа, не только предлагают новые научные подходы в изучении литературы, но и помогают углубиться в анализ произведений классической литературы. Так, чеховский рассказ «После театра» получит новый и более полный художественный смысл, если увидеть его связь с русской лирической песней.
В этом рассказе Чехова молодая девушка, оставшись вечером дома одна, вспоминает своих поклонников, не решаясь кому-либо из них отдать предпочтение. Никаких происшествий в произведении нет — есть размышление и настроение. Ясно, что героиня бескорыстна, что свою будущую жизнь она видит веселой и интересной, а поэтому появившуюся на мгновение мысль о монастыре она тут же отгоняет прочь. Так представляет она себе то, что может произойти, — и на этом рассказ завершается.
Примерно такая же ситуация отражена в лирической народной песне, чрезвычайно распространенной (опубликовано свыше 20 вариантов), «Сидела Катенька поздно вечером одна…». Известный испанский романс примерно того же, что и наша песня, содержания, не смог обойтись без событийной развязки: «Взяли за руки друг друга и ушли они вдвоем». Тот же мотив, который в русском фольклоре получил лирическое воплощение, в испанском приобретает лиро-эпический характер. Причина различий - в условиях становления и развития испанского романса и русской лирической песни.
По-разному сложились отношения испанского романса и русской лирической песни с литературой. Воздействие письменной литературы на романс было весьма значительным. История русской песни сложилась иначе. Русская литература средних веков практически не знала лирических жанров (хотя, конечно, не лишена была лиризма). Не знала она и любовной темы. Поэтому в течение длительного времени процесс был однонаправленным: русская народная любовная песня развивалась первоначально вне прямого литературного воздействия, а русская литература всякий раз имела дело с народной лирической песней в ее чистом виде.
Лекция 2
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 388;