Соотношение сокращенного порядка судебного следствия и сокращенного судебного следствия по делам ускоренного производства
Уголовно-процессуальный закон предусматривает два варианта сокращенного судебного следствия: общий, регулируемый ст. 326 УПК, и специальный – по делам ускоренного производства, регламентированный ст. 459 УПК.
Несмотря на имеющиеся различия, указанные варианты сокращенного судебного следствия имеют одинаковую правовую природу и общее основание применения. В соответствии со ст. 326 УПК, таким основанием является полное и добровольное признание обвиняемым своей вины в преступлении. Согласно ч. 1 ст. 452 УПК, ускоренное производство может проводиться в случае если известно подозреваемое лицо и оно не отрицает своей причастности к совершению преступления. При этом успешное окончание ускоренного производства возможно только тогда, когда обвиняемый добровольно и в полном объеме признает свою вину в совершении преступления и его признание подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. Именно эти обстоятельства, а не причастность лица к преступлению, должен установить как прокурор при направлении дела ускоренного производства в суд, так и суд при применении сокращенного порядка судебного следствия по делам данной категории. Таким образом, основание для успешного окончания ускоренного производства и основание для проведения сокращенного судебного следствия фактически совпадают.
Кроме того, сходство имеют материальные условия, необходимые для применения рассматриваемых вариантов сокращенного судебного следствия. Что же касается процессуальных условий, то необходимо отметить следующее. Главного из них – согласие сторон на применение упрощенной судебной процедуры – по делам ускоренного производства не требуется, поскольку ч. 5 ст. 459 УПК императивно предписывает проведение судебного следствия по указанной категории дел только в сокращенном порядке. Установление же судом остальных процессуальных условий, которые регламентированы ст. 326 УПК и необходимы для применения судебного следствия в сокращенном порядке, по делам ускоренного производства напрямую не предусмотрено. Однако в ч. 7 ст. 459 УПК указано, что суд объявляет судебное следствие оконченным и переходит к судебным прениям, если признание обвиняемым своей вины никем не оспаривается. Это значит, что данное требование, которое является одним из процессуальных условий применения сокращенного порядка судебного следствия, распространяется и на дела ускоренного производства.
Таким образом, анализ норм УПК показывает, что основание и условия применения обоих вариантов процедуры сокращенного следствия во многом совпадают. Разница заключается главным образом в моменте их установления судом и последующих процессуальных решениях. Если судебное следствие начато в общем порядке, то для его сокращения суд должен определить наличие соответствующего основания и условий. При их отсутствии решение о применении рассматриваемой процедуры не может быть принято, исследование доказательств продолжается и проводится в полном объеме. По делам ускоренного производства судебное следствие сразу же начинается в сокращенном порядке и заключается в проверке судом необходимых для данной процедуры основания и условий. При их установлении судебное следствие заканчивается и суд переходит к судебным прениям, а при их отсутствии принимается решение об отложении судебного разбирательства, после чего оно происходит в общем порядке (ч. 8 ст. 459 УПК).
Существенные отличия от обычной процедуры имеет процессуальная деятельность, которая предшествует судебному разбирательству дел ускоренного производства. Так, при направлении дела в суд прокурор или его заместитель в постановлении высказывают мнение о рассмотрении уголовного дела без участия государственного обвинителя с предложением о применении к обвиняемому наказания или иных мер уголовной ответственности. Копия данного постановления направляется обвиняемому и потерпевшему (ч. 2 ст. 455 УПК).
Из приведенной нормы следует, что судебное разбирательство дел ускоренного производства может назначаться как с участием, так и без участия государственного обвинителя, что определяется прокурором при направлении дела в суд. Это положение представляет собой единственное исключение из правила об обязательном участии прокурора при рассмотрении в суде первой инстанции уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, к которым относятся и все дела ускоренного производства (ч. 8 ст. 34 УПК).
В то же время действующее законодательство предусматривает два случая обязательного участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве дел ускоренного производства: 1) по инициативе прокурора, о чем указывается в постановлении о направлении уголовного дела в суд (ч.2 ст. 455 УПК); 2) по инициативе суда, о чем указывается в постановлении об отложении судебного разбирательства (ч. 8 ст. 459 УПК).
В постановлениях о направлении уголовного дела в суд прокурорами указываются следующие обстоятельства, подтверждающие обоснованность участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве: необходимость проведения выездного судебного заседания; осуществление профилактики определенных видов преступлений; усиление надзора за законностью судебных постановлений по данной категории уголовных дел.
Представляется целесообразным по делам ускоренного производства закрепить в УПК примерный перечень обстоятельств, при наличии которых прокурор вправе принять решение об участии государственного обвинителя в судебном разбирательстве.
Анализ ч. 3 ст. 458 УПК позволяет выделить еще одну особенность процедуры сокращенного судебного следствия по делам ускоренного производства. Она заключается в том, что в случае назначения судебного разбирательства без участия государственного обвинителя в судебное заседание вызываются только представители сторон, участвующие в деле. Однако их неявка (кроме обвиняемого) в судебное заседание без уважительных причин не препятствует рассмотрению дела по существу (ч. 4 ст. 459 УПК). Вызов же свидетелей, специалистов и экспертов в судебное заседание в данном случае законом не предусмотрен. Полагаем, что они должны вызываться лишь тогда, когда дело ускоренного производства назначается к слушанию с участием государственного обвинителя по инициативе последнего либо суда и рассматривается по общим правилам, установленным в главах 35-37 УПК.
Как следует из ч. 1 ст. 459 УПК, особый порядок рассмотрения дел ускоренного производства действует только при отсутствии в судебном заседании государственного обвинителя. В таком случае судебное следствие начинается без оглашения предъявленного лицу обвинения. Однако на практике некоторые судьи вопреки требованиям ч. 5 ст. 459 УПК берут на себя функции государственного обвинителя, оглашают предъявленное лицу обвинение и даже излагают доказательства его виновности.
При отсутствии государственного обвинителя сокращенное судебное следствие начинается с выяснения отношения лица к предъявленному ему обвинению. Затем суд должен вынести постановление о порядке исследования доказательств: допросе обвиняемого, других представителей сторон по их ходатайству. Согласно общим правилам, после допроса обвиняемого суд должен выяснить, не является ли признание им своей вины вынужденным и не оспаривает ли он имеющиеся в деле доказательства. Последнее обстоятельство и отношение к признанию обвиняемого должно быть выяснено также у участвующих в судебном заседании представителей сторон. Если наличие основания и условий, необходимых для проведения сокращенного судебного следствия, не вызывает сомнений у сторон и суда, то последний разъясняет сторонам последствия применения сокращенного порядка судебного следствия, исследует характеризующие обвиняемого обстоятельства, а затем объявляет судебное следствие оконченным и переходит к судебным прениям (ч. 7 ст. 459 УПК).
В целом, существование фактически двух вариантов сокращенного судебного следствия может приводить к различному толкованию правил его проведения, ошибкам в правоприменении. В данной связи совершенствование регламентации сокращенного порядка судебного следствия должно идти по пути их унификации с сохранением общего основания и условий, предусмотренных ст. 326 УПК, и использованием тех особенностей, которые установлены по делам ускоренного производства и оправдали себя на практике. Речь идет о возможности рассмотрения дела без вызова свидетелей и участия государственного обвинителя, а также отложении судебного разбирательства в случае отсутствия основания и (или) условий для проведения сокращенного судебного следствия. Это будет способствовать единообразному применению норм УПК в части применения рассматриваемой процедуры при производстве по любым категориям уголовных дел.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 426;