Что такое инфекционная болезнь?
Человек заболел... Как часто употребляем мы это слово — «заболел». Оно представляется всем нам предельно ясным.
Заболел — значит плохо себя чувствует, значит что-то болит, значит в организме произошло что-то такое, что нарушило его нормальную деятельность. Да, это действительно так.
Но ничто не бывает без причины. В данном случае возникла болезнь. А почему?
Почему, например, пятилетний Сережа, жизнерадостный, краснощекий крепыш, который всего лишь несколько часов назад был здоров, сейчас лежит с высокой температурой, ему тяжело дышать, он жалуется на головную боль, слабость, отсутствие аппетита, кашель?
Или вот: скорая помощь доставила трехлетнюю Наташу в отделение реанимации, у Наташи — клиническая смерть. Она не дышит, сердце не бьется. Трагедия случилась в течение одного мгновенья — Наташа случайно наступила на оголенный электрический провод высокого напряжения, порванный во время бури.
Грибы. Кто не любит эти дары леса? Сегодня Володя целый день бродил по лесу в поисках удачи. Собрал много разных грибов, а через несколько часов после вкусного грибного обеда вся его семья в состоянии тяжелейшего отравления была доставлена в больницу.
Что же произошло? Почему заболел Сережа? В чем причина тяжелейшего состояния Наташи? Почему произошло отравление грибами?
Приведенные примеры свидетельствуют, что болезнь — результат действия на организм различных вредных факторов.
Сережа заболел в результате проникновения в его организм вируса гриппа, у него гриппозная инфекция.
Тяжелое состояние Наташи — результат действия тока высокого, напряжения, вызвавшего паралич жизненно важных нервных центров.
Семья Володи отравилась ядом, который содержали ошибочно собранные им ядовитые грибы.
Таким образом, в данных примерах болезнетворными факторами явились: вирус гриппа, ток высокого напряжения, грибной яд.
Болезнетворных факторов много, они весьма разнообразны по своей природе. Но все они вызывают болезнь, если піри воздействии на организм человека нарушают его нормальную жизнедеятельность.
Все болезнетворные факторы можно разделить на две группы: живые и неживые. Неживые болезнетворные факторы (травмы, ожоги, отравления и т. д.) вызывают неинфекционные болезни.
Инфекционные болезни обусловливаются живыми возбудителями в результате проникновения их в организм человека. Возбудители инфекций являются паразитами.
Паразит живет в другом, обычно более крупном организме, который называется его «биологическим хозяином». Русский ученый И. И. Мечников еще в конце прошлого столетия убеждал медиков рассматривать инфекционные болезни человека как своеобразную форму паразитизма.
Как всякий живой организм, паразит нуждается в источнике питания и других средствах для поддержания своей жизнедеятельности, роста, размножения. Но если свободно живущий организм все это обеспечивает за счет окружающей его природы, то для паразита нет другого источника удовлетворения жизненных потребностей, кроме организма своего биологического хозяина.
Однако возбудители инфекционных болезней не ограничиваются только тем, что присваивают жизненные ресурсы, своего хозяина для собственного существования, но и наносят ему тяжелый ущерб, вызывая инфекционную болезнь. Это дает основание охарактеризовать возбудителя болезни как «патогенного (болезнетворного) паразита».
Питаясь за счет своего биологического хозяина, паразитический, возбудитель встречается с живым организмом, обладающим определенными защитными механизмами. Только подавляя их, паразит может обеспечить свое существование.
Необходимые для этого агрессивные средства, выработанные: патогенными паразитами в процессе их эволюционного приспособления, по своей природе близки к широко распространенным ферментам. Но по их действию на организм человека они получили в медицине название токсинов, или ядов.
Паразиты-возбудители инфекционных болезней человека чрезвычайно многообразны: встречаются паразитические бактерии, вирусы, грибки, простейшие (одноклеточные) организмы, членистоногие, черви и др.
Инфекционное заболевание вызывается живым биологическим фактором. Но существует, как мы уже сказали, множество болезней, вызываемых «неживыми» факторами: высокая или низкая температура, электрический ток, ранящий или травматизирующий предмет, ядовитое вещество, т. е. в основном это предметы и явления физической или химической природы, которые действуют внезапно или длительно «малыми дозами» и вызывают различные патологические состояния.
Каждый из этих факторов, например, травматизирующий предмет (топор, нож), ядовитое вещество (мышьяк, серная или уксусная кислота), причиняя человеку более или менее серьезные повреждения (вплоть до смертельного исхода), осуществляют при этом не свою основную, а как бы некую «побочную» функцию. Последняя является следствием случайного стечения обстоятельств, ошибочного, неумелого или злонамеренного применения данного предмета или вещества.
Совершенно иные взаимоотношения между живым болезнетворным фактором-возбудителем и человеческим организмом.
Чтобы стать паразитом определенного вида живого организма, чтобы вызывать у него определенную болезнь, пара- зиту7возбудителю надо было пройти длинный и сложный путь биологической эволюции. Этот путь в одних случаях продолжается миллионы лет, в других — многие тысячи или сотни лет.
Если мы знаем, что живой организм является возбудителем брюшного тифа человека, то ясно, во-первых, что этот паразит не может жить и развиваться независимо от своего биологического хозяина, а, во-вторых, что данный возбудитель уже только своим присутствием в организме человека свидетельствует о необходимости искать в нем симптомы заболевания брюшным тифом.
В отличие от топора, которым при неумелом обращении поврежден, например, палец, но который можно после этого использовать по его прямому назначению — рубить дрова, возбудитель брюшного тифа ничего другого, кроме обусловливания нового заболевания у неболевших еще людей, сделать не способен.
Указанная здесь особенность определяется как специфичность:
а) возбудителя, способного вызывать при проникновении в организм лишь одну определенную болезнь и
б) болезни, которая может возникнуть лишь под воздействием определенного возбудителя.
Отсюда третье кардинальное отличие инфекционных заболеваний от неинфекционных болезненных состояний. Инфекция возникает лишь тогда, когда в организм человека проникает живой болезнетворный фактор, вызывающий определенную болезнь. Как паразитический живой организм возбудитель не может существовать в природе вне организма своего биологического хозяина, а как специфический возбудитель определенной болезни он, естественно, вызывает соответствующую инфекционную болезнь.
Но если инфекционная болезнь возникает лишь в результате проникновения в организм живого специфического патогенного паразитического возбудителя, то откуда же он берется?
Паразит имеет лишь одно место своего естественного обитания, роста и размножения—организм биологического хозяина. От «зараженного» (т. е. уже содержащего возбудителя) хозяина происходит перемещение паразита в новый организм, пока не зараженный.
Этот процесс и носит название «заражение». Он совершенно необходим для каждого случая возникновения любой инфекционной болезни.
Другими словами, всякая инфекционная болезнь в то же время является и заразной. Или понятие «инфекционная болезнь» и «заразная болезнь» — синонимы. Это отличие инфекционных болезней от всех других болезней. Оно ставит инфекционные болезни человека, животных и растений как бы в особое положение. Заразность при этом— источник особых закономерностей.
Некоторые ученые ошибочно усматривают в явлении эпидемического распространения заразных болезней лишь один признак — возможность массового распространения. Они стали говорить об «эпидемиологии» различных массовых явлений, например, гипертонии, уличного травматизма, самоубийства и т. п. Все подобные состояния, где элемент заразности отсутствует, не могут изучаться с позиций эпидемиологической науки, изучающей условия распространения болезней, для которых основной движущей силой их распространения служит их заразность.
Инфекционные болезни возникли с момента появления человека. Появившись в процессе своего развития из недр животного мира, человек принес с собой немало инфекционных болезней, поражавших его животных предков. Впоследствии такие болезни и их возбудители постепенно изменялись, приспосабливаясь к новым условиям своего существования, постепенно приобретая свои современные формы.
Древнейшие памятники архитектуры и искусства хранят немало изображений, которые, бесспорно, свидетельствуют о том, что многие известные нам инфекционные болезни существовали уже в то время. В трудах ученых и историков древности инфекционные болезни описываются как «повальные», т. е. такие, которые одновременно или на протяжении короткого отрезка времени поражали большие массы людей, быстро распространялись на значительные территории.
Уже тогда была подмечена отличительная особенность этих болезней — их заразность, т. е. способность передаваться от больных к здоровым. И отсюда делалось логическое заключение: надо избегать общения с больными. В некоторых странах, например, еще 2—3 тысячи лет тому назад больные проказой изгонялись из населенного места.
Представление о том, что возбудителями заразных болезней являются живые существа, стало формироваться в умах ученых еще в начале нашей эры. Начиная с эпохи Возрождения, это представление все более укреплялась, хотя и носило еще на протяжении столетий характер умозрительной догадки.
Необходимо отметить крупного итальянского ученого XVI века Джироламо Фракасторо, разработавшего подробное учение о заразе и заразных болезнях (о «контагия» и «контагиозных болезнях»), в котором было убедительно обосновано представление о материальном характере заразного фактора, вызвавшего болезнь. Последователи Фракасторо, принявшие его учение о передаче заразы, стали называться «контатионистами» (от слова «контакт», т. е. соприкосновение).
Впервые о существований невидимых невооруженным глазом живых существ, которые получили название микроорганизмов или микробов, люди узнали в конце XVII века.
Это крупное открытие было сделано изобретателем микроскопа Антони ван Левенгуком. Рассматривая в Микроскоп зубной налет, пытливый исследователь обнаружил в нем неизвестные до того времени живые организмы. С тех пор микроскоп стал незаменимым средством изучения мелких образований, недоступных для наблюдения простым глазом.
Однако открыть возбудителей инфекционных болезней удалось значительно позже, так как микроскопы Левенгука и ближайших его последователей обладали для этого еще недостаточной увеличительной силой.
Дело в том, что огромное большинство возбудителей инфекционных болезней (бактерии, вирусы и др.) имеют чрезвычайно малые размеры. Так, величина бактерий исчисляется микронами (микрон — тысячная доля миллиметра), а вирусов— миллимикронами (миллимикрон — тысячная доля микрона). Например, возбудитель сибирской язвы—сибиреязвенная палочка имеет размер 5—8 микрон, а размер аденовируса— до 100 миллимикрон.
Лишь в середине XIX века, в результате грандиозного развития физики, химии и техники, возникла и начала свой победный путь новая наука — микробиология (от греческих слов микрос — малый; биология — наука о жизни), Абстрактно существовавшее в умах ученых представление о живой природе возбудителей инфекционных болезней нашло реальное подтверждение.
Однако оптические или световые микроскопы XIX века, представляющие собой систему стеклянных линз и увеличительных стекол, хотя постепенно и совершенствовались, имеют пределы своей увеличительной способности (самые совершенные микроскопы увеличивают до 2500 раз). Даже при такой увеличительной способности оптический микроскоп оказался неспособным сделать доступным для наблюдения вирусы, которые в десятки и сотни раз мельче, чем бактерия.
В самом конце XIX века (1892 г.) русский ученый-ботаник Д. И. Ивановский установил, что мозаичная болезнь табака имеет в качестве возбудителя именно такие невидимые в тогдашние микроскопы живые организмы. В дальнейшем было доказано, что такой же природы возбудители '(вирусы) поражают не только растения, но также человека и животных. Увидеть их оказалось возможным лишь с применением электронного микроскопа, который был сконструирован в 30-х годах нашего столетия.
Этот прибор отличается принципиально от обычного оптического микроскопа тем, что в нем в качестве источника света используется поток движущихся электронов, а вместо стеклянных линз—электромагнитное поле, фокусирующее электронный луч. Последнее способно дать направление лучам, которые и обеспечивают увеличение предмета в десятки и даже сотни тысяч раз. При этих условиях видимыми становятся и мельчайшие вирусы.
Из сказанного можно понять, что открытие истинных возбудителей инфекционных болезней в XIX веке было достигнуто под воздействием передовой теории, признавшей заразность инфекционных болезней и предполагавшей живую природу самой «заразы» до ее открытия. Выше было сказано, что последователи этой теории носили название «контагионистов». Именно им принадлежит великая честь открытия невидимых простым глазом возбудителей заразных болезней.
Надо, однако, сказать, что у контагионистов имелись противники, которые отрицали заразность инфекционных болезней. Причиной возникновения массовой заболеваемости они считали действие на население каких-то общих вредоносных факторов, которые с давних времен обозначались преимущественно термином «миазмы» (греческое слово, обозначающее гниение» зловоние, ядовитые газы).
К числу таких факторов относили мистическую «волю бога», особенности «движения планет» и т. п., которые якобы способствовали возникновению эпидемии. .Лица, -мыслившие более материалистически, под миазмами подразумевали «болотные испарения», ядовитые газы и другие гипотетические вещества. В отличие от «контагионистов» сторонники этих взглядов назывались «миазматики». Они отрицали заразность инфекционных болезней, выступали против разумных мероприятий направленных на ограничение распространения заразных болезней, во многом тормозили развитие науки.
История Объективно рассудила долгий спор между представителями этих двух направлений, решив его в пользу контагионистов.
С открытием истинных возбудителей инфекционных болезней миазматическое направление в эпидемиологии потеряло почву и в настоящее время формально не существует. Однако реакционно мыслящие ученые и в настоящее время, перевооружаясь в области терминологии, ведут враждебную деятельность против прогрессивного современного контагионизма. Одним из излюбленных приемов они избрали в настоящее время «объяснение» эпидемиологических явлений с помощью «солнечных пятен».
Первый возбудитель инфекционной болезни, который стал известен науке—возбудитель сибирской язвы. Он был открыт в 50-х годах XIX века. В то время сибирская язва была широко распространена. Во многих странах мира она ежегодно уносила тысячи человеческих жизней, еще больше погибало от нее домашних животных (лошади, коровы, овцы).
Исследуя под микроскопом мазки крови больного животного, исследователи обнаружили неподвижные палочки размером 5—8 микрон. Такие же микробы были обнаружены в мазках, взятых с язв людей, больных сибирской язвой, а также из органов людей, погибших от сибирской язвы. Было установлено, что при введении найденного микроба здоровому восприимчивому к сибирской язве животному оно заболевало. Так был открыт первый возбудитель заразной болезни.
Мы не имеем возможности детально останавливаться на истории развития микробиологии и описывать замечательные открытия этой науки. Отметим лишь; что в течение второй половины XIX века были открыты почти все болезнетворные бактерии. С начала XX века стали обнаруживать возбудителей вирусных заболеваний. К настоящему времени известны возбудители почти всех инфекционных болезней человека.
Мы до сих пор не упоминали еще об одном разделе науки, имеющем самое близкое отношение к эпидемиологии. Дело в том, что, кроме вирусов и бактерий, многие патологические состояния человека вызывают паразитические черви (гельминты или глисты). Вместе с многочисленными- паразитическими членистоногими (насекомые), они стали объектом исследования раньше микроскопических организмов (благодаря своим относительно крупным размерам). Эти категории паразитов, а также и некоторые другие например, простейшие (одноклеточные) являются предметом изучения паразитологии.
Таким образом, исторически сложились три самостоятельных раздела науки — паразитология, микробиология, вирусология.
В отличие от этих трех наук, изучающих в основном биологическую природу отдельных групп живых возбудителей, эпидемиология изучает закономерности распространения заразных болезней вообще (конечно, учитывая наряду с общими закономерностями специфические особенности каждой инфекции) .
Современная наука располагает многими сведениями о сущности инфекционных болезней. Имеется много данных о строении и свойствах возбудителей инфекций, познаны многие процессы, протекающие в организме в течение инфекционной болезни, изучены закономерности распространения инфекций среди людей, созданы весьма эффективные средства лечения и предупреждения инфекций.
Это вооружило современную медицину до такой степени, что уже сегодня ликвидация одних инфекций и резкое снижение заболеваемости другими является вполне реальной задачей. Так, например, в нашей стране ликвидированы оспа, возвратный тиф, резко снижена заболеваемость малярией, дифтерией, брюшным гифом и многими другими инфекционными болезнями, грозные эпидемии которых еще в недалеком прошлом ежегодно уносили миллионы человеческих жизней. Дальнейший прогресс эпидемиологии, микробиологии, вирусологии, паразитологии и других наук, занимающихся изучением инфекций,—залог наших будущих успехов в борьбе с ними.
В нашей стране имеются самые благоприятные условия для внедрения в жизнь достижений медицинской науки. На страже здоровья советских людей стоят тысячи медицинских работников. Однако действенная борьба с инфекциями возможна лишь тогда, когда не только медицинские работники, но и широкие массы населения будут повседневно участвовать в осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение заразных заболеваний. Вот почему знакомство населения с тем, что такое инфекции, как они распространяются и каковы пути борьбы с ними — важная задача в решении этой большой общегосударственной проблемы.
Дата добавления: 2023-06-08; просмотров: 267;