Власть же (политическая система) законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.
Более детально общество, как социетальная система характеризуется следующими чертами:
− структурно-функциональной целостностью;
− устойчивостью;
− равновесием;
− открытостью;
− динамизмом;
− саморегуляцией;
− самовоспроизводством;
− эволюцией.
Структурно-функциональная целостность реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами.
Как социетальная система общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, которая обеспечивает поддержку и постоянное воспроизводство системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур, и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого социального института, организации, общности в отдельности.
Устойчивость, равновесие, открытость и динамизм. Общество обладает внутренним механизмом включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности и заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы.
Наличие вышеперечисленных черт обеспечивает эффективное функционирование общества.
Функционирование общества − это его постоянное самовоспроизводство, т. е. воссоздание структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы.
Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде.
Функционирование общества есть ничто иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне и изнутри. Функционировать – значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) – стабильность. Одновременно функционирование общества – это еще и его эволюция, способность к видоизменению.
Итак, общество, как социетальная система есть ничто иное, как саморегулирующаяся, многоуровневая суперсистема, включающая в себя подсистемы более низкого порядка: социальная группы (общность), социальные институты и личности (микросистемы).
2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Общество можно рассматривать используя разные подходы.Например, его можно анализировать как совокупность все групп, входящих в него и тогда мы будем иметь дело, прежде всего, с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия,в которой все люди выстроены по критерию богатства и объему власти. Тогда структура общества будет представлять собой т. н. "слоенный пирог", состоящий из страт (слои), где наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине средний класс, а внизу бедное и бесправное большинство или меньшинство общества. Можно рассматривать общество как совокупность пяти фундаментальных институтов:семьи, производства, государства, образования (культура и наука) и религии. Чаще в науке используется так называемый сферный подход, когда все общество делится на четыре главные сферы– экономическую, политическую, социальную и духовную. Разделение общества на четыре сферы условны, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений. Слово "сфера" означает практически то же самое, что подсистема или часть общества.
Экономическая сферавключает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей – в пище, жилье, досуге и т. п. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения (дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных ценностей либо выступают таковыми лишь частично), которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все мы является потребителями товаров и услуг, созданных первыми.
Политическая сфера– это президент, правительство и парламент (Федеральное собрание), их аппарат, местные органы власти (губернские, областные), армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов, учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и т. д. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразие политических интересов различных групп населения через установленные законом каналы.
Духовная сфера (культура, наука, религия и образование)включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. У этой сферы четыре главные задачи. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях, т. е. создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, описывать законы вселенной и т. д. Образование призвано передавать открытое учеными знание последующим поколениям, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания. Культура призвана создавать вненаучные, и именно художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религияпридает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.
Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком.
Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы – от богатых и средних до бедных.
Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения. Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть – как правило, беднейшие слои.
Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества.Они тесно связаны между собой, как бы вырастают из экономической (материально-производственной) сферы. Экономическая сфера выступает главной детерминантой других сфер: социальной, политической, духовной. В свою очередь социальная сфера определяет характер и особенности функционирования политической, а политическая – оказывает влияние на духовную сферу общественной жизни.
В силу относительной самостоятельности каждая сфера общественной жизни оказывает обратное воздействие на другие: духовная – на политическую, социальную, экономическую, политическая – на социальную и экономическую, социальная – на экономическую.
Взаимосвязь и взаимообусловленность основных сфер жизни общества усложняется по мере исторического развития общества.
Типология обществ.Социологи выделяют различные типы обществ. Их классификация осуществляется по (разным) следующим критериям.
По степени сложности общества подразделяются на простые и сложные.
Простое общество предположительно возникло 54–40 тысяч лет назад и характеризуется наличием кровнородственных связей между людьми, родоплеменной организацией их жизни, отсутствием письменности, имущественного расслоения, классов и государства.
Сложное общество возникло 10–6 тысяч лет назад. Для него свойственны такие характеристики, как широкие и разнообразные связи между людьми, социальное расслоение, появление письменности, многоуровневое управление обществом через государство и т.д.
По уровню развития производства выделяют следующие типы обществ:
Традиционное (доиндустриальное) – аграрное, малоподвижное, с натуральным хозяйством и примитивным ручным трудом;
Индустриальное – промышленное, демократическое, с массовым товарным производством и гибкой социальной структурой (термин ввел французский ученый, социалист-утопист Сен-Симон);
Постиндустриальное – информационное, компьютерное, с развитой сферой услуг, наукой и образованием (понятие введено в 60-х годах прошлого столетия американцем У. Ростоу и французом Р. Ароном).
По степени открытости различают закрытое общество (сословное, кастовое) и открытое общество – капиталистическое, демократическое (открытость достигается с помощью капитала (кошелька). Богатому человеку, даже с низким уровнем образования и культуры, открыты двери фактически любых общественных структур).
По типу власти различают общества тоталитарные, авторитарные и демократические (Платон и Аристотель выделяли монархическое общество, тираническое, аристократическое, олигархическое, демократическое).
По классовому критерию или с точки зрения формационного подхода (по Марксу) выделяют первобытнообщинное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.
Какое из них лучше, к какому обществу народы должны стремиться – вопросы дискуссионные. Необходимо учитывать, что идеального общества человечество пока не создало. У каждого общества есть свои положительные и отрицательные стороны. В этом контексте особый интерес вызывает проблема развития общества. Подробнее она будет рассмотрена в последующих темах.
В заключении остановимся на проблеме взаимодействия личности и общества.
Принято считать, что общество – это монстр, который пытается подчинить себе личность. В значительной степени это соответствует действительности. Должен ли человек вступать в схватку с обществом и противостоять ему? Социологи утверждают, что делать этого не стоит. Оснований для подобных суждений достаточно. Дело в том, что общество существует в самом человеке и благодаря человеку. Человек не может победить общество, как не может победить свою тень. Поэтому, бороться не надо, а стремиться к его улучшению необходимо. Улучшать можно и нужно любое общество, даже самое совершенное.
Каким образом человек может оказывать воздействие на общество? Для этого нужно конструктивно разрешать возникающие противоречия между личностью и обществом. Какие именно?
Первое – это противоречие между личными и общественными интересами. Человек преследует личные цели, а общество существует при соблюдении гражданами единых норм, правил поведения, признании ими единых ценностей общества.
Яркий пример противоречия между личностью и обществом – служба в вооруженных силах. Разумеется, молодому человеку служба в армии зачастую в тягость, она препятствует достижению или отодвигает на поздний срок реализацию его личных интересов. Но где выход? Интересы общества в данном случае превалируют над интересами личности.
Второе – это противоречие между обновлением и стабильностью. Природа личных интересов более мобильна, чем природа общественных. Общество нуждается в стабильности, а поэтому оно в большей степени консервативно, чем личность. Разрешение этого противоречия также требует мудрости и от личности, и от людей, представляющих интересы общества в целом.
Казалось бы, личность перед обществом совсем бессильна. Но это не так. Жизнь показывает, что на этапе постиндустриального развития даже один человек (хакер, террорист, просто хулиган, например, телефонный) способен вызвать серьезные потрясения в обществе.
Говоря научным языком, даже отдельно взятый человек может существенно усилить такое явление как энтропию общества. Энтропия– явление противоположно социальному порядку. Энтропия начинается, когда индивиды и разные институты общества начинают халатно выполнять свои функции, или не выполнять вообще, или выполнять не свойственные им функции.
Подведем итоги.
Человек не может остаться человеком, не создавая общество. Общество – не сумма индивидов, а произведение, умножение сил и возможностей каждого человека. Отдельные люди – как капли воды – незаметны и малозначимы. Но слившись в единую каплю, образуют океан, а люди создают общество. Соответственно и множатся их возможности. Важно, чтобы люди жили в обществе в мире и согласии. Чтобы оно было основано на принципах, которые бы воспринимались гражданами как справедливые.
Общество – самое крупное объединение людей, включающее в себя все иные социальные системы. Оно – социетальная система, имеющая свои собственные характеристики. Главная из них – структурно-функциональная целостность. Общество можно рассматривать используя разные подходы. Применяя к его анализу т. н. сферный подход, в структуре общества можно выделить экономическую, политическую, социальную и духовную сферы, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Возникнув много тысячелетий назад общество прошло длительный и сложный путь эволюции. Ученые отмечают множество форм его существования. Данный факт следует рассматривать как позитивный фактор, дающий шанс выжить всему человечеству, ориентируясь на наиболее жизнеспособное их них. Опыт показывает, что наибольшие перспективы имеет демократическое общество.
От качества общества зависит не только качество отдельной личности, но и его политической организации. А поэтому можно сказать: каково общество, таковы личность и государство, и наоборот, – общество наше такое, какое у нас государство и каждый из нас в отдельности.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 358;