Закрепление изобразительной информации на печатной форме


Копировальные слои

Изобретение фотографии решило первостепенную задачу – с помощью света зафиксировать изображение на промежуточной поверхности. Вначале это была металлическая пластина – (гелиография – Ньепс, дагеротипия – Дагер), затем бумага – (колотипия – Толбот). Принципиальное приближение к возможности использовать зафиксированное светом изображение для изготовления печатной формы произошло после изобретения мокроколлодионного процесса, изобретенного Скотчем. Мокроколлодионные фотографические пластины изготавливались на стеклянной подложке, и возможность переноса изображения, полученного на прозрачной подложке, стала вполне реальной.

Однако перенести эти изображения на поверхность, предназначенную для печатной формы, пока не удавалось. Необходимо было найти новый светочувствительный материал, который после нанесения его на поверхность формного материала принимал и фиксировал изображение фотоформы (негатива или диапозитива).

Настоящей находкой XIX в. способа сохранения изображения на промежуточных поверхностях, открывшей путь способам изготовления печатных форм, стало применение светочувствительного слоя на основе хромированных коллоидов (впоследствии названного копировальным слоем). Впервые хромированные коллоиды в качестве копировальных слоев были предложены Пуатвеном в 1855 г. Слои хромированных коллоидов обладают заметно более высокой светочувствительностью и большей стабильностью, чем асфальтовые слои, они легко могут быть изготовлены из доступных материалов в любой типографии. Но этим слоям присущ крупный недостаток – они самопроизвольно задубливались в темноте (так называемое темновое дубление) и поэтому не могли готовиться заблаговременно, централизованным путем. В качестве коллоидов применялись альбумин, костный клей, камедь сибирской лиственницы, поливиниловый спирт, однако фактор темнового дубления сильно осложнял работу с копировальными слоями этого типа, которые, тем не менее, использовались почти до конца 80-х годов.

Получено с "http://www.broadcasting.ru/wiki/index.php?title=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"

Изобретение копировальных слоев на основе хромированных коллоидов послужило толчком в развитии формных процессов для всех способов печати и прежде всего это коснулось технологии изготовления иллюстрационных печатных форм.

Зарождение и активное развитие цинкографии началось с появлением «хромированных коллоидов».

В 1862–1864 гг. выдающийся английский ученый Джозеф Свен, нанеся на поверхность бумаги светочувствительный слой желатина, получил пигментную бумагу. В результате этого стало возможным покрытие светочувствительным слоем цилиндрической поверхности формы глубокой печати.

В 1878 г. чешскому фотомастеру Карелу Кличу впервые удалось получить оттиск фотографии способом глубокой печати. Он скопировал диапозитив на пигментную бумагу (в результате чего хромированный желатиновый слой задубливался в зависимости от количества попадавшего на него света), припудривал асфальтовым лаком медную пластину и прижимал к ней экспонированную поверхность пигментной бумаги. Далее при помощи воды Клич отделял бумажную основу пигментной бумаги. Таким образом, задубленный на различную глубину желатиновый слой прилипал к медной пластине. После травления хлорным железом (по аналогии с акватинтой) К. Клич получил поверхность медной пластины с углублениями различной величины. Этот способ был назван гелиогравюрой.

Поскольку впервые в истории полиграфии удалось добиться передачи полутонового изображения различным слоем красителя, оттиски фотоиллюстраций по качеству стали резко превосходить отпечатки, полученные способом высокой печати. Но главным недостатком гелиогравюры было то, что избыток краски с пробельных (возвышающихся) элементов типограф должен был удалять вручную. Клич сумел решить и эту проблему: он изобрел специальный растр, образовывающий на печатной форме «перегородки» (напоминающие пчелиные соты), а также специальный нож – ракель, который, скользя по растровым перегородкам, удалял избыток краски с печатной формы. Растровые точки по площади были совершенно одинаковыми, а по глубине – разными. Способ печати с печатными элементами не только разной глубины, но и различного диаметра растровых точек называется глубокой автотипией. Таким образом, чем глубже была ячейка, тем больше краски переходило на запечатываемую поверхность и тем более насыщенным по тону было изображение на данном участке. В 1895 г. Карел Клич с английскими коллегами открыл Рембрандтовский печатный двор, где издавал репродукции картин с очень высоким качеством. Технику гелиогравюры держали в строжайшем секрете. Параллельные разработки по объединению технологии акватинты с пигментной бумагой активно велись в Германии и США. Но в 1903 г. один из работников Рембрандтовской типографии эмигрировал в Америку и раскрыл секрет, тщательно охранявшийся Карелом Кличем. С тех пор полутоновая печать изобразительного материала способом глубокой печати стала общедоступной.

В 1868 г., благодаря экспериментам многих исследователей, чешскому изобретателю Якубу Гуснику (1837–1916) удалось получить оттиск фотографии новым полиграфическим способом, получившим названиефототипия. На стеклянную пластинку исследователь наносил слой смеси хромированного желатина, яичного белка и пива. С обратной стороны стекла производилась засветка, чтобы светочувствительная эмульсия задубливалась и затвердевала. Поверх первого слоя наносили второй – с хромированным желатином, на который и производили экспозицию фотоизображения. После проявления получалась печатную форму, тиражестойкость которой достигала 600 экземпляров.

Фототипия обеспечивала очень высокое качество передачи полутонов, но главным ее недостатком являлась небольшая тиражестойкость печатных форм. В дальнейшем стеклянные пластины в печатных станках были заменены на металлические, что дало возможность закреплять их на цилиндрической поверхности печатной машины. Этот способ используется и сегодня для печати высокохудожественных произведений, но в средствах массовой информации его вытеснила офсетная печать.

После изобретения Ф. Толботом негативного процесса путь получения печатной формы для воспроизведения полутонового фотографического изображения был ясен: на светочувствительный слой литографского камня экспонировали фотоизображение. После проявления засвеченные участки скрытого изображения задубливались. С увеличением степени почернения изображения возрастала задубленность на данном участке, а, следовательно, после обработки азотной кислотой – и олеофильность (жировосприимчивость).

В связи с существенными недостатками хромированных коллоидов, связанных с темновым дублением, начиная примерно с конца 1940-х гг., были предприняты многочисленные попытки замены бихроматов в гидрофильных полимерах на другие светочувствительные соединения. На этом пути существенные успехи были достигнуты при использовании так называемых диазосмол – продуктов конденсации диазониевых солей и алифатических альдегидов. Копировальные слои на основе диазосмол не подвержены темновому дублению и поэтому возможно их изготовление централизованным путем. Предварительно очувствленные диазосмолами формные материалы стали находить применение в полиграфии. Дальнейший прогресс копировальных слоев и фоторезистов пошел по пути изыскания органических светочувствительных соединений, продукты фотолиза которых могут сшивать макромолекулы гидрофобных полимеров или, напротив, способствовать их растворимости. К первой группе (сшивание макромолекул) относятся, главным образом, соединения, светочувствительность которых определяется наличием двойной связи, например, поливинилциннамат, орто-нафтохинондиазиды. Копировальные слои на основе всех этих соединений готовятся из композиций, в которых растворителями служат органические соединения.

Слои, относящиеся к первой из указанных групп (ПВЦ, циклокаучуки с бисазидами), для проявления требуют применения органических растворителей и поэтому в полиграфии не нашли применения, хотя характеризуются превосходными защитными свойствами.

При изготовлении слоев второй группы на основе орто-нафто­хино­н­ди­а­зи­дов используются органические растворители, но проявление этих слоев проводят в водных щелочных растворах. Поэтому такие слои, изготовленные централизованным путем на химических предприятиях, нашли широкое применение в полиграфии. К достоинствам их относятся как высокие защитные свойства, так и то, что они работают по схеме позитивного копирования.

Следует упомянуть и копировальные слои на основе фотополимеризующихся композиций, которым последние годы уделяется большое внимание со стороны как химических предприятий, разрабатывающих эти композиции, так и потребителей (полиграфия). Для проявления ряда этих слоев используются водные растворы. Некоторые из этих композиций пригодны для изготовления не только копировальных слоев, но и фотополимерных печатных форм.

В настоящее время централизованно изготавливаются печатные формы (так называемые предварительно очуствленные пластины) с применением обеих композиций.

 



Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 1572;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.