Расчет расположения АС и слушателя в комнате
Размеры комнаты под названием «золотой кубоид» рекомендованы AES (Audio Engineering Sosiety): 10' х 16' х 26' = H x B x L = 3,05м x 4,9м х 7,93м. Такие пропорции основаны на так называемых числах Фибоначчи, в частности на «золотом сечении», когда отношение одного размера к другому имеет числовое значение, близкое к 0,618034:
Для лаборатории SAS размеры H x B x L = 2,56м х 3,05м х 5,25м (на рис. 6.21 указаны в скобках) гармонизированы по другим значениям чисел Фибоначчи:
Для примера приведена таблица иррациональных отношений, основанных на аддитивном ряде чисел Фибоначчи, посредством которых можно гармонизировать не только комнаты прослушивания, но и любые изделия и конструкции. В частности посредством таблицы этих чисел гармонизированы все элементы усилителя «Maestro Grosso». Успешная реализация концепции дизайна в сложной пространственной композиции была бы невозможна без таблицы чисел Фибоначчи (табл. 6.1).
Таблица. 6.1. Числа Фибоначчи.
1,000 | 0,730 | 0,553 | 0,403 | 0,279 |
0,944 | 0,691 | 0,528 | 0,382 | 0,249 |
0,897 | 0,653 | 0,472 | 0,361 | 0,223 |
0,854 | 0,618 | 0,451 | 0,326 | 0,202 |
0,764 | 0,583 | 0,428 | 0,292 | 0,112 |
Вернемся к комнате прослушивания с пропорциями по AES. Джордж Кардас предложил способ определения положения АС и слушателя, основанный также на числах фибоначчи (размечено черным цветом на рис. 6.21). Для лаборатории SAS голубым цветом показано расположение АС и слушателя, если руководствоваться способом Кардаса. Красным цветом показано фактическое, оптимизированное по слуху расположение АС и слушателя.
Если проанализировать табл. 6.2, где приведены расчеты fn по (6.1), то видно неслучайность выбора по слуху расположения АС и слушателя.
Таблица 6.2.
№ | nL | nB | nH | nL, Гц | l, м | l/3, м | для "SAS" по Cardas | для "SAS" по слуху | примечания |
10,70 | 3,55 | - | - | - | |||||
6,10 | 2,03 | 2,09 | 2,10 1,90 | АС - слушатель АС - стена | |||||
5,33 | 1,78 | - | - | - | |||||
5,09 | 1,70 | - | - | - | |||||
4,61 | 1,54 | 1,58 | - | - | |||||
3,92 | 1,31 | 1,37 | 1,35 | между АС | |||||
3,67 | 1,22 | - | 1,25 | слушатель - задняя стена |
Для того, чтобы не попадать в пучности звуковых волн в помещении, требуется выбирать такие значения относительныхрасстояний между АС, слушателем и АС. стенами и АС, слушателем и стеной, чтобы эти расстояния были близки к l/З относительно главных мод (частот) звуковых волн, определяемых по (6.1) и представленных в табл. 6.2.
Рис. 6.21
Расстояния от АС до боковых стен:
1. Расчет по Кардасу для SAS-LаЬ:
0,276 x B=0,276 x 3,05 = 0.84м;
2. Фактическое по слуху для SAS-Lab:
0.85м = Н/3= 2,56/3.
Расстояние между АС:
1. Расчет по Кардасу для SAS-LаЬ:
В - 2 x 0,276 x В = 3,05 - 2 x 0,276 x 3.05 = 1,37м;
2. Фактическое по слуху для SAS-LаЬ:
1,35м; (1,35/Н = 0,527, ближайшее число Фибоначчи 0,528).
Расстояние от слушателя до АС:
1.Расчет по Кардасу для SAS-LаЬ:
L -2 x 0,618 x Н = -5,25 - 2 x 0,618 x 2,56 = 2,09м;
2. Фактическое по слуху для SAS-LаЬ:
2,1м (2,1/Н = 0,82; ближайшее число Фибоначчи 0,854).
Расстояние от слушателя до задний стены:
1. Расчет по Кардасу для SAS-LаЬ:
0.618 x Н = 0,618 x 2,56 = 1,58 м:
2. фактическое по слуху для SAS-LаЬ:
1,25м (1.25/Н = 0,488; ближайшее число Фибоначчи 0,472).
Позади слушателя сложено наибольшее количество стройматериалов, что значительно увеличивает звукопоглощение в этой части лаборатории, что, видимо, привело к смещению оптимальной зоны для слушателя.
Расстояние от АС до стены:
1 Расчет по Кардасу для SAS-LаЬ:
0,618 x H = 0,618 x 2.56 = 1,58м:
2. Фактическое по слуху для SAS-LаЬ:
1.9м (1.9/Н = 0,742; ближайшее число Фибоначчи 0,73).
Как видно, слуховой контроль дает оптимальное расположение АС и слушателя, когда знаешь, что и как контролировать. Числа Фибоначчи вполне адекватно показывают точность слухового аппарата для оптимизации зоны прослушивания в лаборатории SAS. Читатели, опираясь на изложенный материал, смогут проверить его применимость в своих комнатах прослушивания.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1596;