Этапы редакционной стадии
Этап Содержание этапа
___________________________________________________________________________
Планирование Оценка производственной ситуации и возможностей
Планирование деятельности издательства Решение экономических задач
Подбор автора(ов) Картотека авторов
Собеседования Документы для авторов
Памятки авторам
Составление плана-проспекта
издания Определение необходимости составления плана-проспекта издания
Составление плана-проспекта издания Анализ плана-проспекта
Принятие решения о возможности издания
Рецензирование Оценка необходимости рецензирования
Картотека рецензентов Реализация целей рецензирования
Решение вопроса о целесообразности выпуска издания
Заключение договора с автором Определение условий использования произведения,
подготовка проекта договора
Собеседование с автором Подписание договора и определение авторского гонорара
Оценка авторского оригинала Требования к авторскому оригиналу
Проверка соответствия и комплектности Оценка авторского оригинала
Составление плана редакционной работы по оригиналу
Редактирование Определение целей и задач редактирования
Организация работы по редактированию текста и иллюстраций
Определение редакционных расходов
Этап 1. Планирование. Планирование деятельности издательства основывается на маркетинговых исследованиях рынка и выявлении читательских потребностей, комплексной оценке ресурсов и потенциала издательства (см. главу 5).
Этап 2. Подбор автора (авторского коллектива). Правильный выбор автора во многом определяет качество, успех будущего издания и прибыль издательства. Направления и методы работы с авторами зависят от специализации издательства.
Автор - это гражданин, творческим трудом которого создано произведение литературы, науки или искусства (ГК РФ, ст. 1257).
Авторский коллектив (соавторы) - это граждане, творческим трудом которых совместно создается произведение литературы, науки или искусства (ГК РФ, ст. 1258).
Издательство составляет базу данных авторов, в которую заносятся их личные данные, результаты творческой деятельности (публикации в СМИ, рецензии и отзывы на их произведения и др.).
Продуктивной формой сотрудничества редактора и автора на этом этапе является обсуждение наиболее сложных аспектов работы над изданием: используемые источники, композиция произведения. Редактор помогает автору получить в издательстве необходимые направления в архивы, отделы рукописных изданий специальных библиотек.
В некоторых издательствах систематически выпускаются для внутреннего пользования различные памятки авторам. В них обычно излагаются права и обязанности автора, требования к оформлению авторского оригинала, особенности использования графического материала и другие вопросы. Авторов знакомят с этими документами, разъясняют, в каком виде должен быть представлен авторский текстовой оригинал, как следует оформлять таблицы, иллюстрации, ссылки на источники и т. д. С авторами обсуждаются тема, характер издания, его объем и основные требования, которым оно должно удовлетворять.
Этап 3. Составление плана-проспекта. Прежде чем заключить договор с автором, издательство предлагает ему представить план-проспект будущего произведения.
План-проспект издания - это план, в котором кратко раскрывается содержание всех разделов будущего издания. В плане-проспекте отражаются содержание издания, его объем, число и характер иллюстраций, приложения, указатели и др. План-проспект позволяет полнее представить состав, тематическое содержание издания, глубину охвата темы, а также авторское видение идеи издания.
Для издательства план-проспект является отражением того, насколько автор владеет материалом и правильно ли он понимает задачу, поставленную перед ним издательством. Анализ плана-проспекта позволяет увидеть достоинства и недостатки произведения, выяснить, есть ли аналогичные издания на рынке и чем будет привлекательно данное издание для читателя. Иногда план-проспект может служить поводом отказаться от дальнейшего сотрудничества с автором, изменить характер работы с ним, подключить к работе соавторов.
План-проспект составляется не для каждого вида литературы. Например, в большинстве случаев план-проспект не требуется для художественной литературы. Издательство согласует с автором тему, объем, сюжетные линии, главных героев. Для учебной литературы в качестве плана-проспекта может быть принята рабочая учебная программа дисциплины, составленная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Ведущий (выпускающий) редактор обязан всесторонне изучить и оценить представляемый автором план-проспект будущего издания. Срок предварительного рассмотрения и оценки авторского оригинала не должен превышать 1,5 месяца со дня его поступления. За это время редактор от имени издательства обязан сообщить автору, принимается его предложение или отклоняется.
План-проспект в окончательном варианте подписывается автором и директором (главным редактором) издательства, в издательском договоре включается пункт о том, что представленное произведение должно соответствовать утвержденному плану-проспекту. В случае отклонения от плана-проспекта автор согласовывает с издательством все изменения.
Этап 4. Рецензирование. Рецензирование изданий является важным этапом в процессе создания качественной и конкурентоспособной продукции. Особенно серьезно подходят к рецензированию научной, учебной и производственной литературы.
Рецензирование - процесс письменного анализа и оценки литературных и научных качеств издания, запланированного к выпуску в свет, в целях выявления достоинств, недостатков и определения целесообразности его выпуска.
В рецензировании произведения может принимать участие как один рецензент, так и несколько. Задачи рецензирования заключаются в качественном анализе произведения и в ответе на главные вопросы, поставленные перед рецензентом: соответствует ли содержание названию и утвержденному плану-проспекту; насколько полно и глубоко раскрыта тема произведения; соответствует ли рабочей учебной программе и ФГОС (для учебной литературы); учитывает ли современный уровень знаний и научных достижений (для научной литературы); доступен ли для понимания язык произведения; соответствует ли произведение читательскому адресу. Рецензент должен отметить достоинства и недостатки, дать предложения по совершенствованию авторского оригинала и т. д.
В рецензируемых изданиях фамилия рецензента указывается на обороте титульного листа. Кандидатуры рецензентов согласовываются с главным редактором издательства или его заместителем. С рецензентом заключается договор, в котором указывается срок представления рецензии. Рецензироваться может и план-проспект. Издательство оставляет за собой право соглашаться или не соглашаться с мнениями рецензентов.
Профессиональная рецензия помогает издательству принять обоснованное решение о выпуске данного издания.
Рецензия может быть внутрииздательской и внешнеиздательской. Внутрииздательская рецензия выполняется сотрудником издательства (обычно - редактором), внешнеиздательская заказывается специалисту в соответствующей области, который не работает в издательстве. В зависимости от вида издания это может быть сотрудник научно-исследовательского института, высшего учебного заведения, высококвалифицированный работник в соответствующей области деятельности, критик, писатель, литературовед, сотрудник производственных структур. Иногда внешнеиздательская рецензия публикуется в средствах массовой информации, а также в самом издании. Такая рецензия носит рекламный характер и достаточно эффективна.
Этап 5. Заключение договора с автором. После собеседования с автором, утверждения плана-проспекта издания, редакторской оценки авторского оригинала и при положительном решении о возможности издания произведения в издательстве оформляют соответствующие документы на издание произведения. Комплект документов определяется уставом издательства. Основным документом является договор с автором. Договор подписывается автором (авторами) и руководителем издательства. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй экземпляр передается автору (авторам - по одному экземпляру каждому автору).
Этап 6. Приемка и оценка авторского оригинала. Готовое произведение (авторский оригинал) автор должен представить в срок, определенный договором. При нарушении сроков представления авторского текстового оригинала решение принимает руководство издательства.
Авторский оригинал - оригинал созданного автором произведения (произведений), включающий все необходимые компоненты (основной, дополнительный и вспомогательный тексты, оригиналы иллюстраций, подписи к ним и т. д.) и представляемый автором издателю для редакционно-издательской подготовки и выпуска в свет.
Издательство принимает авторский оригинал на основании его оценки (объем, содержание, структура произведения, степень раскрытия темы, новизна и т. д.) и соответствия действующим нормативным документам (ГОСТы, ОСТы, требования издательства авторскому оригиналу).
Основными документами являются ОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования» и ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические условия», которые устанавливают требования к качеству оформления оригиналов.
Если с автором предварительно был заключен договор, редактор должен проверить, соответствует ли объем представленного оригинала договорному. Если автор представил оригинал большего объема, чем предусматривалось договором, и это не вызвано научной или идейно-творческой необходимостью, издательство возвращает его автору для сокращения. Чтобы принять оригинал, объем которого больше, чем определено договором, необходимо разрешение главного редактора. Помимо объема оценивается степень новизны, оригинальность и актуальность произведения. Анализируется язык оригинала, стиль, форма подачи материала. Рассматриваются композиция, логичность построения произведения и некоторые другие параметры.
Авторский оригинал может быть текстовым и иллюстрационным (рис. 3.2 Рис. 3.2. Виды авторских оригиналов).
Авторским текстовым оригиналом называется текстовая часть произведения, подготовленная автором (коллективом авторов) для передачи в издательство и последующей редакционно-издательской обработки. Он служит исходным материалом для изготовления издательского текстового оригинала. Формы текстового оригинала: машинописный, аудио-, видео- и электронный оригиналы.
Вместе с распечатанным текстовым оригиналом обычно представляется его запись на любом внешнем носителе (компакт-диске, флэш-диске).
Представление авторского оригинала в электронном виде (т. е. запись произведения на внешнем носителе) позволяет сократить время на редакционно-издательскую подготовку издания (на набор, редакционную обработку и т. д.) и ускоряет его выход в свет.
При повторном издании, если предполагается переиздание без изменений, автор может представить в издательство оригинал в виде так называемой расклейки. Это наклеенные на одну сторону листов бумаги стандартного формата страницы предыдущего издания в порядке их нумерации в книге. Расклейка готовится из двух расшитых, разобранных экземпляров предыдущего издания. Из одного наклеивают четные страницы, из другого - нечетные.
В некоторых случаях авторский текстовой оригинал может быть Рукописным. Это допускается для таких изданий или их частей, как произведения на языках, пользующихся алфавитами особых графических форм (например, иероглифами), словари и вспомогательные указатели на карточках, сложные таблицы и т. п.
Авторские оригиналы иллюстраций могут быть представлены в виде эскизов для последующего изготовления с них издательских оригиналов, графиков, всех видов чертежей, их фото- и ксерокопий, полутоновых фотографий и рисунков, растровых репродукций из книг, цифровых отображений на машиночитаемых носителях и т. д. Иллюстрации должны быть пронумерованы в последовательности, соответствующей упоминанию их в тексте, и «привязаны» к подрисуночным подписям. На обороте распечатки каждой иллюстрации должны быть написаны фамилия автора, название издания, а также номер иллюстрации.
Если автор заимствует иллюстрации из других изданий, он может представить в издательство вместо подлинников иллюстраций библиографически правильно оформленный список таких изданий (если они выпускались тем же издательством) или экземпляры этих изданий (если они выпускались другими издательствами) с указанием заимствованных иллюстраций и страниц, на которых они расположены.
Авторский текстовой оригинал должен быть комплектным и включать следующие элементы (рис. 3.3 Рис. 3.3. Комплектность авторского оригинала):
• титульную полосу издания;
• оглавление (содержание);
• основной текст с заголовками, таблицами, формулами, иллюстрациями и т. п., авторское предисловие (при необходимости), аннотацию (для научных изданий по естественным и техническим наукам - реферат);
• тексты справочного характера (указатели, комментарии, примечания, приложения);
• библиографические списки и ссылки;
• подрисуночные подписи.
Наличие или отсутствие тех или иных элементов определяется содержанием авторского текстового оригинала.
Оригинал, сдаваемый в издательство, должен быть подписан автором (авторами) на титульной полосе с указанием даты и пронумерован (от титула до последней полосы). На титульной полосе должны быть указаны общее число полос, объем вставок, а также количество иллюстраций (например: с. 1-720, вставок 7 с, ил. 89). Подпись и дата, указанные рукой автора, могут быть важными при определении сроков подготовки оригинала и других условий договора.
Получив оригинал, работники издательства фиксируют этот факт (дают автору расписку, делают пометку на авторском экземпляре договора, высылают извещение по почте и др.).
Оценка авторского оригинала должна быть проведена в десятидневный срок. Если в течение указанного срока оригинал не вернули автору, он считается принятым к рассмотрению.
Оценка авторского оригинала - важнейшее звено редакционно-издательского процесса. Поступивший в издательство авторский оригинал должен быть обязательно оценен по существу в строго ограниченные сроки. Для договорных оригиналов этот срок установлен авторским договором. Обычно он составляет 1 месяц плюс 4 Дня на каждый авторский лист. Бездоговорные авторские оригиналы Должны быть оценены в следующие сроки: при объеме до 10 авторских листов - в течение не более 3 месяцев со дня поступления в издательство, при большем объеме - не более 3 месяцев с добавлением 1 месяца на каждые дополнительные 5 авторских листов. Конкретные сроки оценки бездоговорных авторских оригиналов могут быть установлены распоряжением директора (главного редактора) издательства.
Оценка оригинала предполагает оценку разработки выбранной темы, ее литературной формы. В оценке авторского оригинала участвуют разные специалисты: издательские работники, члены редакционного совета, внештатные рецензенты, однако главную роль в этом процессе играет ведущий редактор, который первый читает и оценивает авторский оригинал. При правильной организации редакционно-издательского процесса редактор ведет издание от включения темы в план до выпуска его в свет.
На основании всестороннего анализа и разбора авторского оригинала редактор пишет аргументированное редакторское заключение, в котором может принять одно из следующих решений:
• признать оригинал пригодным для дальнейшей редакционно-издательской подготовки;
• признать оригинал пригодным для дальнейшей редакционно-издательской подготовки, но направить его на рецензирование;
• вернуть оригинал автору для исправления отмеченных издательством недостатков;
• признать оригинал непригодным для издания, отклонить его и договор расторгнуть.
Оценивая бездоговорный авторский оригинал, редактор в своем заключении может предложить следующее:
• направить оригинал на рецензирование;
• принять оригинал в издательство;
• отклонить оригинал.
Далее оригинал с заключением редактора поступает к заведующему редакцией. Ознакомившись с оригиналом и заключением редактора, заведующий редакцией передает материалы на утверждение главному редактору или его заместителю. В том случае, если редактор предлагает расторгнуть договор, авторский оригинал вместе с заключением, завизированным заведующим редакцией и главным редактором, передается директору издательства, который принимает окончательное решение.
Редакторское заключение считается обязательной и наиболее ответственной формой издательской оценки, так как служит основанием для одобрения или отклонения авторского оригинала.
Важными критериями оценки темы произведения являются ее актуальность, оригинальность, определяющие его место среди других подобных изданий. Редактор устанавливает также соответствие темы виду издания, определяет типологические признаки авторского оригинала.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 475;