Античная философия: этапы развития и основные проблемы
Античная философия — это направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах.
Этапы развития античной философии:
1) Первый период (VI век до нашей эры): становление античной философии в творчестве Фалеса, его школы (Анаксимандр, Анаксимен), Гераклита, Пифагора и Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон);
2) Второй период (V — середина IV вв. до н.э.): классический период, в котором развернулась деятельность софистов (Протагор), Сократа, Демокрита, Платона и Аристотеля — период расцвета и наивысших достижений античной философии;
3) Третий период (вторая половина IV – II вв. до н.э.) – эллинистический период, видными представителями которого были Пиррон, Эпикур и Зенон;
4) Четвёртый период (II в до н.э. – начало VI века н.э.): римский период, пора долгого и яркого заката античной философии (Цицерон, Сенека, Марк Аврелий).
Первый этап носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это этап становления философии как сферы рационального постижения оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы и Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия. Открывается новый мир — мир мысли, начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля. Второй этап отличается от первого значительным качественным расширением предметного поля философии, развитием средств постижения бытия и богатством мыслей, появлением зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством материальной данности и совершенством мира идей. Аристотель различает два уровня философии: первая философия занимается вопросами бытия как такового, вторая исследует бытие сущего, причастного к движению. Эллинистический этап характеризуется снижением уровня философских исследований, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников. |
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая: общее и различное Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться: в проблеме мира и его познания; в проблеме взаимодействия человека и природы; добра и зла; счастья, наслаждения и страдания и др. Философия Древней Индии: Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен буддизмом. Основоположником буддизма считается Будда. Поиски пути, ведущего к преодолению страданий, переживаемых людьми, стали основной движущей силой жизнедеятельности Гаутамы. Четыре Благородные истины: · вся человеческая жизнь — это сплошное страдание; · причина страданий — стремление к удовольствиям; · прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности; · ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”. Существовали касты — Варны:Брахманы — жрецы, Кшатри — воины, Вайшьи — земледельцы, Шудры — простолюдины. Основные философские школы Древней Индии:Ортодоксальные школы: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Йога, Вайшешика;Неортодоксальные школы: Буддизм, Червака – Локаята, Джайнизм. Философия Дневнего Китая:В древнекитайской философии можно выделить несколько основных направлений, а именно конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Основные черты конфуцианской философии – это взаимность, культ предков, сдержанность в поступках, почитание родителей, осуждение радикализма, моизма – всеобщая любовь и почитание мудрости, легизма – равенство всех перед законом, даосизма – уход от жизненной суеты, принцип недеяния. Общее в философии Древней Индии и Древнего Китая: · тесная связь с религией · признание изначальной несвободы человека · почитание и сохранение древних традиций 4. Общее и особенное во взглядах на общество и государство Аристотеля и Платона Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывал тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования. Наилучшее же государство по Аристотелю — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Аристотель отождествлял общество с государством, в связи с этим он был вынужден заняться поисками элементов государства. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. В отличие от своего учителя Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Вывод: государство Платона — это утопическое государство, государство идеалов, государство Аристотеля — это реальное, земное государство. Идеальными формами государства Платон считал монархию и аристократию, не признавал олигархию и тиранию. Аристотель выделял правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, крайняя олигархия, охлократия). Общее у Платона и Аристотеля:выделяли понятие государства,рабы не граждане государства,государство преобладает над личностью,выделение недостатков демократии,выделение тирании как неправильной, извращенной формы правления. |
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 390;