Евроатлантический вектор военного сотрудничества
Окончание холодной войны поставило перед Североатлантическим альянсом ряд вопросов, связанных с поиском новых смыслов его существования.
4 апреля 1949 г. Североатлантический договор был подписан 10 европейскими странами — Великобританией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Норвегией, Данией, Исландией и Португалией, а также США и Канадой. Начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и позднее странам — участницам Варшавского договора (1955) . Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение (ст. 5 Договора). Зоной ответственности НАТО была Западная Европа, Атлантика и Средиземноморье. Европейские члены альянса предоставляли основную часть войск, американцы — большую часть техники и финансов. Наиболее сложными вопросами развития сотрудничества в рамках альянса были: включение Западной Германии, неспособность на первых этапах ведущих европейских армий Франции и Великобритании к существенной военной помощи, так как они были связаны обязательствами вне Европы — в колониях и зависимых территориях. В первое десятилетие эти проблемы были урегулированы. После неудачных попыток создать ЗЕС страны обратили основное свое внимание на НАТО. В 1952 г. к этому военному блоку присоединились Греция и Турция. В 1955 г. в состав НАТО была включена ФРГ, которая после завершения Второй мировой войны была серьезно ограничена в области вооружений, численности армии и участия в военных союзах. В 1982 г. в альянс вступила Испания. В пределах зоны ответственности НАТО оказалась вся Западная Европа, за исключением Ирландии, Австрии, Швейцарии, Швеции и Финляндии.
Членство в НАТО не сделало положение государств уравненным между собой. До наших дней сохранился следующий расклад сил — государства, являющиеся производителями вооружения и военной техники, имеют в блоке значительно больший вес. Авторитетность государств-членов, естественно, определяется и численностью той части собственной армии, которая государством выделена в состав Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО. На первые позиции в альянсе среди европейских стран достаточно быстро вышла Великобритания.
К концу 1950-х гг. в НАТО с инициативы Шарля де Голля начинаются интенсивные попытки реорганизации. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и стремилась к большей самостоятельности, особенно Франция. Придерживаясь этих принципов, де Голль выдвинул предложение о создании триумвирата в рамках НАТО, где США, Великобритания и Франция заняли бы руководящие позиции, так как он считал неприемлемыми доминирование США в НАТО и особое британское влияние. Эта идея была отвергнута. В середине 1960-х гг. Франция на волне роста антиамериканских воззрений в Европе и снижения уровня конфронтации с СССР (де Голль вообще считал, что главным врагом Европы является не Советский Союз, а Америка) вышла из военных структур альянса.
В 1960–1970-е гг. скрытое соперничество между США и европейскими державами начинает становиться явным. Основным источником противоречий были дискуссии о размещении ядерного оружия и управлении им. Не будем забывать, что к этому времени и у Великобритании и у Франции появилось свое ядерное оружие, да и в военно-техническом плане многие страны Европы если не догнали, то незначительно отставали от США. Сформировались две основные доктрины контроля над стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности. Концепция многонациональности предполагала, что основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные под командующего НАТО с правом отзыва последнего. Концепция многосторонности — наоборот, подразумевала необходимость создания смешанной армии НАТО. В результате победила концепция многосторонности. Франция, всегда отличавшаяся повышенной самостоятельностью в рамках альянса, имеющая ядерные силы, не подчиняющиеся объединенному командованию. Интересна ситуация с Исландией, у которой вооруженных сил как таковых никогда не было. Вся внешняя оборона страны базируется на исландско-американском соглашении об обороне 1951 г. Согласно этому соглашению, на территории страны была размещена авиабаза в городе Кеблавик неподалеку от столицы, принадлежащая Североатлантическому альянсу. С сентября 2006 г. база прекратила функционирование.
На решение США передать часть ядерных средств в совместное распоряжение огромную роль оказал Карибский кризис 1962 г. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО — Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, собирающийся два раза в год и состоящий из министров обороны стран членов блока. В современной структуре НАТО существует несколько ведомство, занимающиеся вопросами военной интеграции и планирования: Постоянный комитет военного планирования, Военный Комитет ядерного планирования. До сих пор основная доля ядерных ресурсов НАТО принадлежит США, но находится в совместном подчинении. Ракетные и авиабазы с возможностью нанесения ядерных ударов размещены в государствах — членах НАТО. До окончания холодной войны НАТО непосредственно не участвовало в военных действиях, хотя осуществляло помощь «своим» сторонам конфликта другими доступными средствами. НАТО было задействовано более чем в 15 вооруженных конфликтах, некоторые из которых (войны в Корее, Африке, Ближнем Востоке) были крайне кровопролитными. К числу конфликтов, поначалу поддержанных НАТО, относится и война во Вьетнаме, которая в конечном итоге серьезно сказалась на авторитете США в самой организации. НАТО также участвовало в поддержке дружественных сил в Афганистане в борьбе против советских войск и Народной Армии.
Почти полвека НАТО было главным оружием холодной войны, что отражалось самым непосредственным образом не только на противостоянии Запада и соцлагеря, но и на взаимоотношения между странами Западной Европы. Европейцы старались избегать любых форм военного сотрудничества между собой, так как в этом можно было усмотреть подрыв евро-американского сотрудничества. Во многом из-за этого интеграция стран как в военной сфере, так в рамках европейских сообществ и в форме многосторонних договоров не имела успеха (ЗЕС, План Плевена). Тормозило это и развитие общеевропейских политических институтов.
После распад СССР и ухода с политической арены ОВД НАТО остро ощутило необходимость изменения своей стратегии. Теоретически перед странами НАТО были возможны следующие варианты: распустить НАТО вслед за ОВД; на основе имеющейся инфраструктуры создать военный орган ОБСЕ или ООН; сохранить Альянс в качестве военно-политического блока, но расширить его функции и географическую сферу деятельности за пределы евроатлантического региона. Первый вариант странами даже не рассматривался. При неопределенности международной обстановки после распада СССР многие руководители стран НАТО в сохранении блока видели хоть какую то стабильность в Европе. Второй вариант рассматривался рядом европейских членов, но достаточно непродолжительное время. Был выбран третий вариант. Сказались и инертность мышления, из-за которой ситуация все еще воспринималась сквозь призму холодной войны, и достаточно ощутимый нажим США, стремившихся закрепить свое могущество в регионе. В результате в 1990-е гг. начинают развиваться два процесса трансформации НАТО. С одной стороны, это активно освещаемое во всех зарубежных СМИ сближение НАТО и России, появление программ партнерского сотрудничества со странами СНГ.
Второй процесс протекал в концепции развития НАТО, сложившейся в годы биполярных отношений. На Лондонской (1990) и в Римской (1991) конференциях союзники обозначили новые функции альянса, в число которых входили расширение миссии, зон ответственности и членского состава. В Новой стратегической концепции 1999 г. эти позиции были закреплены. НАТО заявил о расширении зоны ответственности с региональной на глобальную. Это подразумевало широкое определение безопасности, в котором признается важность политических, экономических, социальных и экологических факторов наряду с оборонными аспектами. Приоритетами были названы: сохранение трансатлантических связей; поддержание военного потенциала, создание европейского потенциала в рамках североатлантического союза; продолжение обязательств по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов; линия на партнерство, сотрудничество и диалог; процесс расширения и продолжение открытости НАТО для приема новых членов; поддержка контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения .
В рамках этой концепции прошли военные операции в Югославии, осуществляется миссия в Афганистане. Одним из приоритетов ее было приближение военного потенциала к границам врага. Формально врагом были определены недемократические режимы Ирака, Ирана и Афганистана. Реально НАТО вплотную приблизился к границам России. Прошло три волны расширения Альянса — в 1999 г. присоединились Чехия, Польша и Венгрия, в 2004 г. — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария и, наконец, в 2009 г. — Албания и Хорватия. Вследствие географического расширения союзники добились дополнительной поддержки военных кампаний, экономических вливаний, а также приближенности к интересным с геополитической точки зрения регионам Центральной Азии. Поставив в начале 1990-х гг. себе цель превратиться из военно-политического блока в универсальную политико-военную организацию, НАТО постепенно движется к своей цели. На наших глазах происходит не просто реформирование, но политизация блока. Об этом может свидетельствовать тот факт, что решение ни одного международного вопроса не обходится без вмешательства НАТО. Будь то глобальная проблема в лице терроризма и оружия массового уничтожения или региональный конфликт, такой как российско-грузинская война в Южной Осетии.
В первое десятилетие после холодной войны НАТО начинает активно принимать участие в конфликтах, возникающих в Европе. В 1992 г. самолеты НАТО начали контролировать судоходство в Адриатическом море на предмет соблюдения эмбарго против Союзной Республики Югославия. Первая военная интервенция НАТО была осуществлена в Боснии и Герцеговине в 1995 г. для предупреждения столкновений между общинами с санкции ООН. В 1999 г. ВВС НАТО начали систематические бомбардировки территории Сербии (без получения санкций СБ ООН),что привело крупной гуманитарной катастрофе в регионе.
События 11 сентября 2001 г. внесли изменения в общую стратегию. НАТО было необходимо защитить население государств-членов как на своей территории, так и за ее пределами. Первый шаг в этом направлении был сделан в ноябре 2006 г., когда руководители НАТО утвердили «Всеобъемлющие политические указания». Это один из основных политических документов, в котором сформулированы принципы и первоочередные задачи по всем направлениям потенциала Североатлантического союза, аспектам планирования и разведки на последующие 10–15 лет. На саммите в Страсбурге-Келе в апреле 2009 г. руководители НАТО приняли «Заявление о безопасности Североатлантического союза», в котором среди прочего содержится призыв к созданию новой Стратегической концепции. Новая концепция НАТО была принята на Лиссабонском саммите в ноябре 2010 г. В стратегии впервые зафиксировано, что блок не представляет угрозы для России: тема расширения НАТО также отражена в документе: «дверь блока открыта для всех государств Европы, которые разделяют принципы альянса и готовы выполнять все обязанности члена НАТО; позволяет альянсу использовать ядерное оружие в качестве средства сдерживания». Концепция стала основным документом, определяющим политику Североатлантического альянса на ближайшие 10 лет.
Начало XXI в. ознаменовалось военными действиями в Афганистане (2001) и Ираке (2003). Впоследствии на этих территориях были открыты миссии: Международные силы содействия безопасности в Афганистане (МССБ) с 2003 г., Учебная миссия ООН в Ираке (УМН-И) с 2004 г., Силы для Косово (СДК) с 1999 г., которые действуют и по сей день. География операций НАТО расширяется, на данный момент в них участвует порядка 70 тысяч военнослужащих. Ряд миссий и операций завершен: Босния и Герцеговина (1995–2004), бывшая Югославия и Республика Македония (2001–2003), ликвидация последствий в Пакистане (октябрь 2005 — февраль 2006), две операции в Аденском заливе по борьбе с пиратством (октябрь-декабрь 2008, апрель-июнь 2009). Под руководством ВМС НАТО в Средиземном море проходит операция «Активные усилия», сосредоточена на обнаружении и сдерживании террористической деятельности на Средиземном море, позднее круг задач данной операции расширился, в него было включено сопровождение в Гибралтарском проливе пассажирских и грузовых судов союзников по НАТО. С 2007 г. НАТО оказывает содействие Африканскому Союзу в рамках миссии в Сомали (АМИСОМ). Сфера ответственности НАТО в XXI в. вышла далеко за рамки Европы.
Активную деятельность ведет НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира», которая действует с 1994 г., на данный момент в программе участвуют 24 европейских государств и бывшие советские республики Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации.
НАТО-Россия. Формальные отношения между НАТО и Россией были установлены в 1997 г. при подписании Основополагающего акта о взаимных отношения. В 2002 г. в Риме была подписана декларация «Отношения между НАТО и Россией: Новое качество» на основе которой был создан Совет Россия-НАТО (СРН). Основные направления областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В августе 2008 г. НАТО не приняло российское предложение созвать СРН для поиска совместного разрешения ситуации, возникшей в результате вооруженного нападения Грузии на граждан Южной Осетии и находившихся там российских миротворцев. Не согласились в НАТО и с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии со стороны России. Отношения с нашей страной по инициативе Альянса были заморожены (по всем направлениям, кроме афганского) вплоть до конца 2009 г. В ноябре 2011 г. состоялся первый саммит СРН после кризиса. В итоговом заявлении было подчеркнуто стремление обеих сторон к необратимости взаимовыгодного партнерства. Важные договоренности были по созданию совместной противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД, система предназначена для защиты развернутых вооруженных сил); о региональной противоракетной системе (региональной ПРО), предназначенной для защиты территории и граждан, соответственно, стран — членов НАТО и России . Создание региональной системы ПРО означало бы имплементацию принципа равной и неделимой безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 292;