Проблема антропогенеза


 

Проблема антропогенеза – это проблема происхождения человека. Однозначного ответа на вопросы, когда именно возник человек и как именно он возник, философская антропология не дает.

Долгое время господствовала религиозная концепция происхождения человека как творения Бога. Для верующего человека она и по сей день остается неоспоримой.

Одним из вариантов религиозной креативной концепции является гипотеза «направленной эволюции» французского философа и богослова Тейяра де Шардена. В ней утверждается, что человек появился в процессе осуществления Программы-Цели, которую Творец (Организатор, «Направитель» мира) «встроил» в мир. В соответствии с этой Программой мир развивается от менее совершенного состояния к более совершенному. Русские космисты вслед за Шарденом также признают внутреннюю направленность эволюции к порождению сознания и его носителя – мозга. Согласно Н.Федорову, например, человеческий разум порождается эволюцией как сознательное орудие для ее дальнейшего разворачивания. Таким образом, человек имеет свою задачу во Вселенной.

Русские космисты по-разному формулируют эту задачу. Одни полагают, что человек должен участвовать в антиэнтропийных процессах во Вселенной, то есть в процессах, уменьшающих беспорядок, хаос. Согласно другим, человек должен стать лидирующей антиэнтропийной силой и овладеть «осью эволюции»и внести согласие во Вселенную.

В современной философии эта идея получила разработку в антропном космологическом принципе, согласно которому внутренняя направленность вселенной приводит к тому, чтобы на некотором этапе ее эволюции мог существовать наблюдатель.

После создания Ч.Дарвином эволюционной теории оформились эволюционистская и трудовая концепции происхождения человека.

Эволюционистская концепция руководствуется исходными принципами дарвинизма. Представители неодарвинистской теории эволюции М.Рьюз и Э.Уилсон признают, что человек подобно всем другим животным является продуктом эволюции путем естественного отбора и генетически связан с высшими млекопитающими. При этом, естественнонаучную теорию эволюции Дарвина они реконструируют в учение о генно-культурной коэволюции. Они утверждают, что социальное взаимодействие расширяет эволюционные возможности там, где они сопровождаются повышением репродуктивного успеха.

Сторонники общей космологической теории эволюции, например, М.Максвелл, убеждены в том, что сознательность изначально присуща эволюционному процессу, но до появления человека она не выделялась из природы и не оказывала заметного влияния на эволюцию. Эволюционный процесс постоянно прогрессирует в направлении все большей сознательности, свободы и целенаправленности, и, наконец, на уровне человека происходит прорыв сознания в бытие.

С позиций неодарвинистской и космологической теорий эволюции нельзя объяснить, почему человек, остановившись в изменении своей биологической организации, продолжает совершенствовать свою социальную организацию; почему у новорожденных, выросших в силу определенных обстоятельств в звериной стае, обнаруживается необратимая социальная деградация; почему социальное и интеллектуальное развитие человека тем выше, чем биологически менее благоприятной оказывается окружающая его среда.

Трудовая теория антропогенеза в основном известна в ее марксистском варианте. В ней заложены истоки объяснения активно-деятельного отношения человека к миру. В этой теории биологическая эволюция не рассматривается в качестве определяющего фактора антропогенеза. Общественный труд, согласно Ф.Энгельсу, превратил обезьяну в человека. Под влиянием труда сформировались такие специфические качества человека, как сознание, речь, творческие способности. Благодаря труду, развитию производительных сил, созданию искусственной, культурной среды обитания прекратилась популяционно-видовая изменчивость биологических признаков человека и определилась долгосрочная социальная перспектива его выживания как рода. Но несмотря на то, что трудовая теория демонстрирует явные достижения в объяснении происхождения человека, тем не менее остаются открытыми вопросы, почему только одна ветвь приматов перестала биологически приспосабливаться к природе и начала приспосабливать ее к себе, существовал ли некий биологический толчок, приведший к качественному изменению мозга, и др.

Эти трудности привели к тому, что в настоящее время все чаще обращаются к версиям, которые долгое время считались полностью ненаучными. К одной из них принадлежит гипотеза инопланетарного происхождения человека, согласно которой пришельцы из космоса оставили на Земле человеческие существа. Идеи неземного происхождения человека придерживалась, например, Н.П.Бехтерева, известный специалист в области изучения человеческого мозга. Она полагала, что сверхвозможности человеческого мозга поддаются объяснению при допущении инопланетарного происхождения человека. Должна существовать такая планета во Вселенной, на которой к мозгу предъявляются гораздо более высокие требования, чем на Земле.

 

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 310;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.