Научно-техническое творчество
Основная роль в разработке принципиально новой техники и технологии принадлежит специалистам инженерного профиля: конструкторам, технологам, инженерам-исследователям, организаторам производства и др.
Инженерная деятельность – это самостоятельный, специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства.
Слово инженер в переводе с латинского означает «хитроумный, остроумный, изобретательный». Этим словом стали называть во втором веке создателей сначала некоторых военных машин, а впоследствии – творцов всяких хитроумных устройств.
Собственно инженерная деятельность возникает в эпоху Возрождения. Причем это было обусловлено не столько развитием техники, ибо многие важнейшие изобретения принадлежат средневековью, сколько изменением общего восприятия мира. В средние века в роли творца – и художника, и конструктора, и ремесленника – выступал только Бог. Поэтому все новое, индивидуальное, оригинальное, вносимое в сотворенный и творимый Всевышним мир, оценивалось отрицательно. В связи с этим многие изобретения того времени оставались анонимными. В ренессансную эпоху Бог-творец заменяется человеком-творцом и человеком-работником. Это позволило мастеру присвоить себе как бы божественную прерогативу – изобретательство.
Свое современное значение понятие инженер приобрело в ХУШ веке с возникновением крупного машинного производства, когда развитие техники как способа деятельности уже не могло основываться только на производственных навыках, традициях и умениях работников, а требовало целенаправленного использования научных знаний. Инженер становится проводником научных знаний в производстве.
Это обстоятельство определяет место инженерной деятельности и сам характер этой деятельности. Инженер занимает промежуточное положение между теорией и практикой, его труд является умственным трудом в сфере материального производства.
С одной стороны, инженерная деятельность характеризуется технической направленностью, что обусловливает ее практический характер. Ведь инженер имеет дело с реально существующими объектами, и цель его труда заключается в создании техники и эффективном ее использовании в системе общественного производства.
С другой стороны, большую часть интеллектуального потенциала инженера составляют научные знания. Будучи процессом превращения природного в искусственное, инженерная деятельность невозможна без ориентации инженера на науку, изучающую законы развития природного мира. Это становится особенно очевидным в наше время, ибо современную сложную технику нельзя создать без применения научных знаний. Так, компьютер, например, можно создать, только опираясь на знания из области электротехники, информатики и еще целого комплекса наук.
Тем, что инженерная деятельность выходит за пределы техники и предполагает регулярное применение научных знаний, она отличается от технической деятельности, которая является исключительно практической. Направленная на непосредственную реализацию на практике инженерных знаний, идей и проектов, техническая деятельность включает в себя деятельность по производству техники и по ее эксплуатации.
Правда, в повседневной инженерной практике из-за эмпирической приземленности решаемых задач теоретическое знание часто недооценивается. Поэтому реализация творческих потенций инженера сводится лишь к поиску локальных конструкторских решений, к незначительным доработкам уже функционирующих технических систем.
Творчество является важной характеристикой инженерной деятельности, призванной творить новые артефакты и вообще вторую форму объективной реальности. Инженеру необходимо затратить немало творческих усилий, чтобы материализовать предельно оптимально при огромной выборе технических возможностей ту идеальную модель, которую он создал в своей голове.
Специфической формой творческого инженерного мышления является научно-техническое творчество, высшим выражением которого стала проектно-конструкторская и изобретательская деятельность, нацеленная на создание новой техники и технологии.
Инженерная деятельность и научно-техническое творчество являются одновременно наукой и искусством. Здесь присутствуют сила логической мысли, творческое озарение и воображение. Инженерное дело требует предельного напряжения ума, фантазии, то есть тех качеств, которые необходимы любому ученому, композитору или писателю.
Кроме того, научно-техническое творчество имеет четко выраженный психологический аспект, который в инженерной практике проявляется через систему психологических разрешений и запретов. Сложившиеся психологические запреты, традиционное отношение к исследуемому объекту тормозят исследовательскую мысль. Для преодоления психологической инерции применяют так называемую мозговую атаку, в ходе которой об объекте познания высказываются любые идеи, в том числе и самые нелепые, и из них постепенно вычленяются рациональные моменты, формулируются новые идеи. Например, гештальт-психология предлагает отказаться от прошлого опыта исследователя, считая его главным препятствием на пути продуцирования новых идей. В концепции эмпатии[92] успех творческой деятельности инженера связывается с его умением посмотреть на объект изнутри, поставить себя на место электрона, пружины и т.п.
Идеальный образ инженера совмещает в себе и естествоиспытателя, и техника, и художника и вбирает в себя такие привлекательные черты ремесленника, как целостность, многогранность, заинтересованность в конечных результатах труда. Поиск и реализация новых технико-технологических задач во многом определяется такими навыками инженерного мышления, как конкретность постановки задач и поиски кратчайшего пути для ее решения; учет противоречивых, иногда взаимоисключающих условий, связанных со свойствами материалов, техническими возможностями и экономической рентабельностью; умение доводить задачу до конкретного числового примера, до воплощения в материале и до внедрения в производство; его широта и творческие потенции.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 471;