Предмет философской антропологии


Философская антропология -это философское учение о человеке. Философская антропология изучает человека как особый род сущего, осмысливает проблемы человеческой природы и бытия человека, особенности его мировосприятия. Она ставит вопросы о том, каковы сущность человека и его положение в мире, является ли человек свободным существом, в чем смысл его существования, какие факторы определяют его поведение, какое место в его жизни занимают духовные ценности.

Пытаясь ответить на эти вопросы, философская антропология претендует на построение наиболее общего образа человека. В каждую новую историческую эпоху она формировала такое представление о человеке, которое соответствовало потребностям этой эпохи. Так, древние греки определяли человека как двуногое без перьев, то есть видели его отличие от животного лишь в строении тела. Но уже для Аристотеля человек выступал как политическое животное (political animal), который в отличие от животного подчиняется в своей жизни, прежде всего, законам государства. В средневековье человек выступал как образ и подобие Бога. Для эпохи первоначального накопления капитала характерной была трактовка человека как животного, делающего орудия (toolmaking animal), как человека производящего (Homo oeconomicus). В век современной научно-технической революции человек выступает, прежде всего, как потребитель (Homo consumer). Для эпохи коммунизма марксистская антропология выработала идеал человека, стремящегося к всестороннему гармоническому развитию.

Акцентируя внимание на определенных свойствах человека, философская антропология предлагает целый ряд определений человека. Человек – это Homo sapiens (человек разумный), Homo liber (человек свободный), Homo creator (человек-творец), Homo ludens (человек играющий), Homo naturel (человек естественный), Homo civil (человек-гражданин) и т.д.

Обращение философской антропологии к данным естественных и общественных наук позволяет ей выявлять новые свойства и факторы, определяющие человеческое бытие, закономерности его развития и тем самым получить цельную картину человека. Философская антропология выступает основой достижения диалектического синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний о человеке, позволяет избежать одностороннего, специализированного подхода каждой из конкретных дисциплин к изучению человека.

В системе наук о человеке доминирующее положение долгое время занимало естествознание. Считалось, что изучить человека можно лишь при помощи естественнонаучного метода и эмпирического эксперимента. Такая точка зрения является характерной, например, и для различных версий «научного материализма». В них отрицается принципиальное отличие человека от других феноменов природы, а сознание человека сводится лишь к особенностям функционирования головного мозга.

Однако природа человека такова, что делать относительно нее какие-либо обобщения, подобные существующим в естественных науках, невозможно. Многогранная структура сознания человека, система его нравственных и эстетических ценностей, любая форма его целеполагающей деятельности не подлежат экспериментальной проверке. Однако общественные науки все же добились определенных успехов в их понимании. Таким образом, претензии естествознания на монопольное владение истиной в изучении человека оказались необоснованными.

Философская антропология призвана охватить каждую грань человеческой природы, любую форму человеческой деятельности (право, мораль, религию, искусство, политические институты). Сегодня философская антропология – не только область философского знания, но и особый метод мышления. Исходным пунктом нового антропологического философствования выступает человек в конкретной ситуации – исторической, социальной, психологической, экзистенциальной.

Важнейшим для философской антропологии является вопрос о месте человека в мире. В различные исторические эпохи этот вопрос решался по-разному. Античная философия выработала космоцентрическое понимание положения человека в мире. Человек подобен Космосу и по отношению к нему является как бы маленьким миром, микрокосмом. В то же время сам Космос рассматривался как некий живой, одушевленный, упорядоченный организм, подчиненный логосу, закону. Космос наделялся человеческими свойствами.

Характерной особенностью средневековья был теоцентризм, согласно которому Бог является творцом, основой и центром всего, в том числе и человека. В иерархии мира человек занимал промежуточное положение между ангелами и животными.

С эпохи Возрождения господствующее положение в философской антропологии занял антропоцентризм, который возвышает человека и заставляет на все смотреть с точки зрения человеческих потребностей и интересов.

В настоящее время рождается новая идея, идея коэволюции, или сотрудничества, человека и окружающего мира как необходимого условия дальнейшего существования того и другого.

 

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 296;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.