Готическая архитектура Франции. Примеры городских соборов.
Готика (ит. gotico - букв. готский, связанный с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Ведущее место в искусстве готики занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, позволило создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке интерьера светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Устремленность собора ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Франция была не только родиной готики. Французские соборы богаче, чем любые другие, украшены скульптурой и размещение её более продумано, витражи её церквей не только больше, но и роль их несравнима с витражами в других странах: они последовательно развивали дидактическую программу и были органической составной украшения храма. В XIV в. Париж становится признанным европейским центром изготовления миниатюры. В той или иной мере влияние искусства Франции сказалось на всём развитии европейской готики. Выдающиеся произведения готической архитектуры: во Франции (собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре).
Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции — Нотр-Дам де Пари(Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 1163 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий — до XIV в. Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного — трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм, разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями — совершенное произведение вполне установившегося стиля. В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями — так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ — химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон — черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.
Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами, органичностью структуры. «Королевский портал» (1145— 1155 гг.) собора в Шартре — яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами, которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено.
Собор в Амьене(1220—88, Робер из Люзарша, Robert de Luzarches, 13 в., Тома из Кормопа, Thomas de Cormont, и его сын Рено — 15 в.)— длиной сто сорок пять , высотой сорок два с половиной метра и площадью 7700 м2 — самый крупный во Франции. Впечатление, которое производит на зрителя этот собор ,архитектурный памятник зрелой готики. Головокружительная высота нефа, чистота профиля всех нервюр,- активная кривизна 2-ярусных аркбутанов, точность их наклона и примыкания свидетельствуют о полном овладении законами равновесия. Свет в изобилии льётся из сплошь остеклённого (включая трифорий) хора и четырёхчастных окон нефа, словно расцветающих каждое тремя розами. Соотношение масс и пролётов постройки, значительность главной аркады, равной по высоте трифорию и окнам, создают замечательную пространствен-ность интерьера. Простота и целеустремлён-архитектурных линий контрастируют с многоплановой структурой фасада, насыщенного резьбой и скульптурой.
Собор в Амьене. План
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 4433;