Пространственная структура готических сооружений как техническо-конструктивная эволюция римской архитектуры, синтез художественных элементов в готической архитектуре, примеры


Романское зодчество подготовило зарождение готической архитектуры. Готический стиль (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Вос-точной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.)

Готический стиль держался в Европе свыше трёх веков и прошел три основные стадии развития.

1. Раняя - 12-13 вв.

2.Зрелая - 13-14 вв.

3.Поздняя - 14-16вв.

В период зарождения и в последующее столетие он определялся как ранняя готика (XII–XIII вв.) (соборы в Сен-Дени(1), Шартре, Лане(2), Суассоне; собор Парижской Богоматери(3)).

1 2 3

В XIV в. он получил название лучистая готика от формы горбылей в окне-розе, лучами расходящихся от центра (перестройка Нотр-Дам де Пари, Реймский собор(4), церковь Сен-Шапель в Париже(5).

4 5 6

Дальнейшее развитие стиля в XV в., характеризующееся избытком украшений, излюбленным мотивом которых стало качающееся пламя свечи, определило его новое название – пламенеющая готика (кафедральный собор в Руане(6).

Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное зодчество. Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы. Пластическая определенность художественных образов, конструктивная четкость, дерзания технической и творческой мысли.

Вторичными признаками являются:стрельчатая арка, нервюрная система сводов, динамика линейного строения, стремительный вертикализм.

Для того, чтобы облегчить стену ,нужно было заменить тяжелые цилиндрические своды более легкой системой крестовых сводов на нервюрах ,локализирующих распор в определенных точках. Для того чтобы принцип расчленения ранее равномерно нагружен­ной стены на облегченные и более нагруженныечасти довести до логического кон­ца—до каркасной системы, нужно было увеличить стрелу подъема арок и сводов, уменьшив таким образом распор. Это, в свою очередь, вело к утверждению вертикального принципа композиции, к изменению общего вида и художественного образа здания. Крестовый свод на нервюрах был только средством, облегчившим переход к новой архитектурной концепции, для создания нового свободного пространства, облегчения массивной стены и громоздкого перекрытия.

Наиболее яркое выражение гот. арх. получила в культовом зодчестве, но также нашла применение в строительстве более мелких зданий: ратушь, больниц, бирж, дворцов знати.

В массовом строительстве в народном жилище и в эпоху готики основным материаломпродолжало служить дерево, оно применялось в фахверковых конструкциях а также для перекрытий. Но дошедшие до нас уникальные памятники готики строились все из камня, а в некоторых областях (Нидерланды Северная Германия Ломбардия, части юго-запад Франции) – из кирпича.

План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Однако стоит характерное для романских церквей развитие трансепта, уступает место обратным тенденциям (слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами (собор в Париже(7), то его пространство сливается с пространством хора (Амьен(8), то вовсе отсутствует.

 

7 8

Крестообразность плана постепенно исчезает.Нет нартекса ,встречавшегося в романских постройках. Апсида хора - полукруглая в пане во Франции, прямоугольная в Англии.

Готические храмы были базиликальными (трехнефными, реже пяти-нефными) и зальными.Большае влияние на готическое зодчество европейских стран оказал тип гот. Соборов в Шар-тре(10),Реймсе(4) и Амьене.(9)

9 10

Апсида хора имеет двухъярусное членение с большими витражными окнами, занимающими все пространство между устоями. Средокрестие завершено высоким остроконечным декоративным шпилем. Средний неф покрыт двускатной крышей, боковые нефы — односкатной слабо вы- ступающий трансепт имеет богато украшенные порталы (или портал), над кото­рыми часто размещены огромные круглые окна — «розы». Главный, западный фасад, обычно двухъярусный, имеет по сторонам две мощные башни, четырехугольные в пла­не и в некоторых случаях завершенные восьмигранным шпилем. Главное место в первом ярусе фасада занимают скульптурно обработанные глубокие перспективные порталы, среднюю секцию верхнего яруса (отвечающую среднему нефу) целиком заполняет окно роза, по бокам которого располагаются высокие окна. Между башня­ми наверху—арочная галерея или ажур­ный фронтон.

Конструктивная система соборов зрелой готики представляет собой каркас, состоя­щий из четырех основных связанных друг с другом элементов — опор (столбов, ко­лонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфор­сов, вынесенных за пределы зданий, и аркбутанов. Стенасведена к ми­нимуму и играет роль заполнения.

Простейшую форму опоры представля­ет собой (цилиндрический столб, постав­ленный на квадратный цоколь и круглую подушку и завершенный капителью). Этот тип столбов применялся почти во всех со­борах XII в , в том числе и в соборе Па­рижской богоматери, в соборе Лана и др.

Следующий по времени тип опоры — тот же цилиндрический столб, но с пристав­ленными к нему с четырех сторон тонкими, приставными колонками. Тенденции развития готической опоры ведут к слиянию несущих и несомых элементов, которое намечается в так называемом «пучке колонн».Нервюры свода и профили архивольтов арок переходят в соответствующие им служебные колонки.

Слабо развита капитель. В дальнейшем происходит дробление служебных колонн, отдельные ее части свободно сливаются с нервюрами сводов. Уделялось внимание укреплению фундаментов под опорами которые стояли на особых субструкциях конической формы в свою очередь опиравшихся на общий и каменный фундамент здания.

Готический свод представляет собой крестовый свод на нервюрах стрельчатой формы. Диагональные ребра имели полуциркульное очертание, продольные и поперечные- стрельчатую форму. Описанный свод является четырехчастным,введениедополнительной нервюры по поперечной оси привело к расчленению его на 6 распалубок, шестичастный свод(11). На этой основе выросли все дальнейшие усложненные типы гот. сводов.



Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 3769;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.