Особенности романской архитектуры в Англии, Италии, Германии.
В XI веке появляется новый стиль, охвативший искусство и архитектуру Центральной и Западной средневековой Европы. В истории искусств, долгое время этот стиль ошибочно объединялся с готическим. Лишь в XIX веке доказана самостоятельность стиля и назвал его «Романским», установлена связь архитектуры этого периода с древнеримской архитектурой. Романский стиль господствовал в Европе с XI по XII век, а в Германии и Италии он просуществовал до XIII века. Возникновение Романского стиля тесно связано с подъемом городов, хозяйственным ростом, уменьшением внешних угроз, усилением церкви, развитием религиозных чувств и распространением паломничеств. Новый стиль берет начало во Франции, постепенно охватив все страны средневековой Европы. В романской архитектуре основными постройками становятся монастыри, аббатства, храмы и замки феодалов.
Основными особенностями соборной романской архитектуры является продольно организованное пространство храма и ранняя христианская базилика в основе его плана. Кроме того, романский храм увеличивается в высоту, растут размеры хоров и алтарной части с восточной стороны. Вместо кессонного потолка, появляется потолок с каменными сводами нескольких видов: крестовых, коробовых, чаще цилиндрических и плоских по балкам, что очень характерно именно для Италии. Своды Романского собора очень тяжелые, поэтому вводятся мощные стенные конструкции и колонны, при этом пространство собора сжимается. Особенностью романского стиля, является отсутствие ордера, как четкой пропорциональной системы. Сохраняется только капитель, которая хоть и приобретает разнообразные формы, но отдаленно похожа на античную коринфскую капитель. Значительной декоративной особенностью романской архитектуры является аркада различных форм: от ряда небольших арок для поддержания крыши, до мелких слепых аркад. В романской архитектуре, в частности в Италии и Германии, используются монолитные колонны, вырезанные из цельного куска камня, а так же цельновырезанные, иногда парные аркады. Романские контрфорсы плоского квадратного профиля и выступают из-за стен не так сильно как в готическом стиле. Строительной особенностью романского стиля было использование различных строительных материалов. Романская архитектура делится искусствоведами на два периода: первый романский стиль и непосредственно так, называемый романский стиль. Первый отличается окнами небольшого размера, конструкцией стен и крыш. В первом романском стиле все здания, включая церкви, монастыри и жилые дома, строились из дерева. Второй романский более изыскан, его часто двойные стены, одеты в камень, между ними засыпался щебень. В эпоху расцвета стиля, камень становится основным строительным материалом. Поначалу, из камня строят только храмы и крепости, но постепенно, все светские постройки так же возводят из этого прочного и долговечного материала. Камень отесывали блоками меньшей, чем во времена античности величины, делая из них тесовую кладку. Так же для кладки стен применяли бутовый, им же усиливали конструкцию, а сверху дополнительно облицовывали тесаными каменными блоками. В Германии, Италии, Польше и Нидерландах, при недостатке камня, использовался сверх обожженный толстый и твердый кирпич. В других странах использовался гранит и кремень. Для перекрытия сводами небольших пролетов, использовали более легкий известняк, добываемый на берегах Луары. Его применяли и как декоративное покрытие для наружной облицовки и украшения стен. Итальянские мастера для облицовки использовали мрамор в различных цветовых сочетаниях, который и стал впоследствии основной особенностью итальянской романики.
Норманнский стиль, как часто называют романский стиль в Англии.
Даремский собор (Durham Cathedral) является одним из величайших примеров нормандской архитектуры в Великобритании. Заложен в 1093-м году. Внешне собор строг, украшен скромными орнаментами. В западной части церкви находится крестильная купельная. Свод Даремского собора поддерживается мощными колоннами. Стена в центральной части разделена на три яруса. В каждом пролете по шесть проемов.
Даремский Собор
Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – уникальный пример норманнской архитектуры. Три крупные ниши в форме арок на западном фасаде иногда интерпретируются как отзвук римских триумфальных арок.
Собор в Линкольне. План.
Монументальность соборов Линкольна и Туксбери нашла свое полное выражение в гражданской архитектуре 11 века, в строительстве крепостных сооружений типа Белой башни Тауэра (около 1077 - 1097), а так же в еще более крупном замковом комплексе Колчестера, Эссекс. Возможно, обе постройки проектировались одним и тем же архитектором.
Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием.
В Италии элементы романского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в X - XI вв. сложился так называемый первый романский стиль. Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы, где возник инкрустационный стиль.
Архитектура романского стиля в различных регионах Италии отличается местным своеобразием.
Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль. Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Они часто имеют мощные фасады с аркадами, объединенными, единственным широким фронтоном, карликовые галереи под карнизом, ставшие характерным признаком ломбардского стиля, а так же порталы со свободными колоннами, стоящими на спинах статуй животных.
Города Флоренция, Пиза разработали очень жизнерадостные, неповторимые стили, которые невозможно ни с чем спутать. В Тоскане было легче достать камень и мрамор, подтверждением служит архитектура монументального восьмиугольного Флорентийского баптистерия.
Тот же вид мраморной облицовки в сочетании с рядами открытых колоннад является особенностью мощного Пизанского собора (начат 1063). Представляют интерес аркады с античными римскими гранитными колоннами, привезенными сюда с Эльбы. Капители варьируются по стилю: от имперских римских до византийских, а стены украшены мраморными инкрустациями с римскими рельефами и надписями. Собор в сочетании с баптистерием 12 века, «Падающей башней» кладбищем Кампо Санто 13 века образует один из самых живописных ансамблей.
Рим и юг, напротив, как центры романской архитектуры имеют маленькое значение.
Пизанский Собор
В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа - церкви с двумя симметричными хорами, иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны - Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001—33, а в зрелый период — церковное зодчество прирейнских городов, где в XI - XIII вв. были построены грандиозные соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе; здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов.
Собор в Шпейре
На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237). Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 9980;