Тема 3.10.7. Архитектура и искусство России 1830—1917 гг.
Крестьянская реформа 1861 г. и другие, последовавшие за ней, ускорила развитие капитализма в России. Рост промышленности вызвал появление новых типов зданий и сооружений. Для строительства заводов и фабрик чаще применяли два вида зданий: одноэтажные многопролетные здания с устройством фонарей верхнего света и трех-четырехэтажные корпуса с большими окнами на противоположных фасадах.
Расширение торговли привело к строительству зданий крытых рынков, многоэтажных универсальных магазинов и пассажей (Голицынская галерея в Москве, арх. М.Д. Быковский).
Промышленный переворот потребовал строительства железных дорог. Во второй половине XIX века сложился тип большого городского вокзала с пассажирскими залами и крытым перроном.
Быстрое заселение промышленных городов вызвало строительство многоэтажных «доходных» домов с квартирами, сдаваемыми внаем.
Во многих случаях перед строительной техникой вставали вопросы перекрытия большепролетных помещений без промежуточных опор или с опорами минимального сечения. Все чаще в проектировании наряду с архитекторами работали инженеры. Применение металлических конструкций из чугуна и прокатной стали позволило создавать купольные и большепролетные перекрытия, устраивать висячие и арочные мосты, заменять кирпичные столбы металлическими опорами.
В конце 1870-х гг. в России появились первые железобетонные сооружения (резервуары и трубопроводы). В конце века Б.Г. Галеркин и А.Ф. Лолейт начали использовать железобетонные конструкции для перекрытия зданий. Постепенно они начали вытеснять металлические конструкции. В 1910-х гг. появились здания с железобетонным каркасом.
Технологическая и конструктивная сторона русской архитектуры заметно прогрессировали, в то время как художественная сторона не только отставала, но и деградировала. Применение новых строительных материалов и новое утилитарное назначение зданий требовали новых композиционных приемов, как в построении планов, так и в оформлении фасадов. Все это породило отход от классицизма и неустойчивость стилевой направленности русской архитектуры. В архитектурном оформлении зданий увеличивается декоративность, праздничность, появляется обилие скульптуры. Архитектура утрачивает свои прогрессивные традиции.
Стремительность застройки негативно сказалась на градостроительстве, формировании городских ансамблей и разработке транспортных систем. Лишь в 1910-х гг. архитекторы начали задумываться о возрождении градостроительства, но тогда дело не могло пойти дальше проектов. Так, П. И. Балинский и Е.К.Кнорре предложили проект первой очереди Московского метрополитена, представляющей непрерывную спиралевидную линию. Она начиналась под Театральной площадью и, следуя трассе Бульварного кольца, по закрытой траншее (в виде галереи, перекрытой специальным настилом), через Воскресенскую площадь тянулась до Александровского сада. Из-за социально-политических событий строительство метрополитена было отодвинуто на два десятилетия.
Условно развитие архитектуры второй половины XIX — начала XX вв. делят на два этапа, в которых формируются несколько направлений:
• этап 1830 — 1890-е гг.— эклектика.
• этап 1890 — до 1917 гг.— стилизаторство или модерн.
Эклектика
К середине XIX века в архитектуре русских городов появляются признаки ослабления единого дисциплинирующего начала: заметно утрачивается чистота стиля, в застройке усиливается элемент хаотичности. Наступает новый период в архитектуре и градостроительстве, связанный с укреплением и развитием капитализма в России.
Быстрое развитие строительной техники еще не получило должного отражения в развитии архитектурных форм. Традици
онные формы вступили в противоречие с новой функциональной и конструктивной структурой сооружений. Архитекторы, не имея общих принципиальных взглядов на пути дальнейшего развития зодчества, все чаще механически воспроизводят формы различных исторических стилей. Это широко распространившееся явление получило название эклектики. Для него характерны многообразные проявления историзма — барокко, ренессанса, готики и т. д.
В России архитекторы часто обращаются к собственному наследию в поисках форм в духе «национального романтизма». В русской архитектуре стремление к воспроизведению национальных форм породило различные направления, состоявшие в большинстве случаев в обращении к формам древнерусского зодчества.
Одним из направлений в русской архитектуре конца XIX века стало подражание в декоре фасадов и интерьеров современных зданий убранству крестьянских изб. Поборники такой «народной» архитектуры применяли стилизацию орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральная часть фасада Московского Политехнического музея, 1875—1877 гг., И. Мони- гетти, Н. Шохин). Очень часто использовались деревянные срубовые конструкции с применением богатой деревянной резьбы. Но даже лучшие образцы этого направления эклектики, например, павильоны на ряде выставок в России и за границей, построенные И.П. Ропетом (рис. 125), достаточно вычурны и бессодержательны.
На втором съезде русских зодчих в 1895 г. К.М. Быковский обвинил последователей этой линии в недостаточно глубоком изучении русской архитектуры прошлого и «бессознательном эклектизме».
Другое направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII века, но создавало сухую, вычурную архитектуру. К ним относятся: здание Московской городской думы (1890—92 гг.), бывший Музей В.И. Ленина (архитектор Д. Чичагов), здание Исторического музея в Москве (1873- Рис. 1251883 гг., В. Шервуд, А. Семенов). Архи
тектура этих зданий имеет симметричную усложненную композицию фасадов, в архитектурном членении которых механически введены мотивы декора XVII века.
Крупнейшее здание, построенное в духе древнерусского романтизма — Казанский вокзал в Москве (рис. 126), (архитектор А. В. Щусев, 1914—17 гг.). В этом сооружении А. В. Щусев сделал редкую попытку придать зданию современного назначения живописные формы русской архитектуры конца XVII века.
В высших правительственных кругах официальным признанием пользовалась архитектура «русско-византийского» стиля, что еще больше усугубляло стилевую раздробленность. В частности, в последней трети XIX века был создан ряд крупных общественных зданий, архитектурное решение которых построено на механическом соединении приемов композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Так, например, здание Верхних торговых рядов (ГУМ), было «наряжено» в фасад, имитирующий византийские формы (1889—1898 гг., архитектор А. Померанцев).
Основоположником этого стиля являлся Константин Анатольевич Тон (1794—1881 гг.), по проекту которого в Москве был построен
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4687;