Тема 3.10.7. Архитектура и искусство России 1830—1917 гг.


Крестьянская реформа 1861 г. и другие, последовавшие за ней, ускорила развитие капитализма в России. Рост промышленнос­ти вызвал появление новых типов зданий и сооружений. Для строительства заводов и фабрик чаще применяли два вида зда­ний: одноэтажные многопролетные здания с устройством фонарей верхнего света и трех-четырехэтажные корпуса с большими окнами на противоположных фасадах.

Расширение торговли привело к строительству зданий кры­тых рынков, многоэтажных универсальных магазинов и пасса­жей (Голицынская галерея в Москве, арх. М.Д. Быковский).

Промышленный переворот потребовал строительства железных дорог. Во второй половине XIX века сложился тип большого го­родского вокзала с пассажирскими залами и крытым перроном.

Быстрое заселение промышленных городов вызвало строитель­ство многоэтажных «доходных» домов с квартирами, сдаваемы­ми внаем.

Во многих случаях перед строительной техникой вставали вопросы перекрытия большепролетных помещений без проме­жуточных опор или с опорами минимального сечения. Все чаще в проектировании наряду с архитекторами работали инженеры. Применение металлических конструкций из чугуна и прокатной стали позволило создавать купольные и большепролетные пере­крытия, устраивать висячие и арочные мосты, заменять кирпич­ные столбы металлическими опорами.

В конце 1870-х гг. в России появились первые железобетон­ные сооружения (резервуары и трубопроводы). В конце века Б.Г. Галеркин и А.Ф. Лолейт начали использовать железобетон­ные конструкции для перекрытия зданий. Постепенно они на­чали вытеснять металлические конструкции. В 1910-х гг. появи­лись здания с железобетонным каркасом.

 

Технологическая и конструктивная сторона русской архитек­туры заметно прогрессировали, в то время как художественная сторона не только отставала, но и деградировала. Применение новых строительных материалов и новое утилитарное назначе­ние зданий требовали новых композиционных приемов, как в построении планов, так и в оформлении фасадов. Все это поро­дило отход от классицизма и неустойчивость стилевой направ­ленности русской архитектуры. В архитектурном оформлении зданий увеличивается декоративность, праздничность, появля­ется обилие скульптуры. Архитектура утрачивает свои прогрес­сивные традиции.

Стремительность застройки негативно сказалась на градост­роительстве, формировании городских ансамблей и разработке транспортных систем. Лишь в 1910-х гг. архитекторы начали за­думываться о возрождении градостроительства, но тогда дело не могло пойти дальше проектов. Так, П. И. Балинский и Е.К.Кнорре предложили проект первой очереди Московского метрополите­на, представляющей непрерывную спиралевидную линию. Она начиналась под Театральной площадью и, следуя трассе Буль­варного кольца, по закрытой траншее (в виде галереи, перекрытой специальным настилом), через Воскресенскую площадь тянулась до Александровского сада. Из-за социально-политических собы­тий строительство метрополитена было отодвинуто на два деся­тилетия.

Условно развитие архитектуры второй половины XIX — на­чала XX вв. делят на два этапа, в которых формируются несколько направлений:

этап 18301890-е гг.эклектика.

этап 1890до 1917 гг.стилизаторство или модерн.

Эклектика

К середине XIX века в архитектуре русских городов появля­ются признаки ослабления единого дисциплинирующего нача­ла: заметно утрачивается чистота стиля, в застройке усиливает­ся элемент хаотичности. Наступает новый период в архитекту­ре и градостроительстве, связанный с укреплением и развитием капитализма в России.

Быстрое развитие строительной техники еще не получило должного отражения в развитии архитектурных форм. Традици­

 

онные формы вступили в противоречие с новой функциональ­ной и конструктивной структурой сооружений. Архитекторы, не имея общих принципиальных взглядов на пути дальнейшего развития зодчества, все чаще механически воспроизводят фор­мы различных исторических стилей. Это широко распростра­нившееся явление получило название эклектики. Для него ха­рактерны многообразные проявления историзма — барокко, ре­нессанса, готики и т. д.

В России архитекторы часто обращаются к собственному на­следию в поисках форм в духе «национального романтизма». В русской архитектуре стремление к воспроизведению нацио­нальных форм породило различные направления, состоявшие в большинстве случаев в обращении к формам древнерусского зодчества.

Одним из направлений в русской архитектуре конца XIX века стало подражание в декоре фасадов и интерьеров современных зданий убранству крестьянских изб. Поборники такой «народ­ной» архитектуры применяли стилизацию орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральная часть фасада Московского Политехнического музея, 1875—1877 гг., И. Мони- гетти, Н. Шохин). Очень часто использовались деревянные сру­бовые конструкции с применением богатой деревянной резьбы. Но даже лучшие образцы этого направления эклектики, напри­мер, павильоны на ряде выставок в России и за границей, пост­роенные И.П. Ропетом (рис. 125), доста­точно вычурны и бессодержательны.

На втором съезде русских зодчих в 1895 г. К.М. Быковский обвинил после­дователей этой линии в недостаточно глу­боком изучении русской архитектуры про­шлого и «бессознательном эклектизме».

Другое направление было основано на подражании нарядному московскому зод­честву середины XVII века, но создава­ло сухую, вычурную архитектуру. К ним относятся: здание Московской городской думы (1890—92 гг.), бывший Музей В.И. Ленина (архитектор Д. Чичагов), зда­ние Исторического музея в Москве (1873- Рис. 1251883 гг., В. Шервуд, А. Семенов). Архи­

 

тектура этих зданий имеет симметричную усложненную компо­зицию фасадов, в архитектурном членении которых механичес­ки введены мотивы декора XVII века.

Крупнейшее здание, построенное в духе древнерусского ро­мантизма — Казанский вокзал в Москве (рис. 126), (архитектор А. В. Щусев, 1914—17 гг.). В этом сооружении А. В. Щусев сде­лал редкую попытку придать зданию современного назначения живописные формы русской архитектуры конца XVII века.

В высших правительственных кругах официальным призна­нием пользовалась архитектура «русско-византийского» стиля, что еще больше усугубляло стилевую раздробленность. В частности, в последней трети XIX века был создан ряд крупных обществен­ных зданий, архитектурное решение которых построено на ме­ханическом соединении приемов композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Так, на­пример, здание Верхних торговых рядов (ГУМ), было «наряже­но» в фасад, имитирующий византийские формы (1889—1898 гг., архитектор А. Померанцев).

Основоположником этого стиля являлся Константин Ана­тольевич Тон (1794—1881 гг.), по проекту которого в Москве был построен



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4687;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.