Тема 3.8.2. Архитектура США середины XIX — начала XX вв.
Конец XIX — начало XX вв. — время промышленного переворота, первой научно-технической революции. В связи с этим возникает необходимость в создании новых типов зданий и сооружений: фабрик, заводов, вокзалов.
Набирающий силу капитализм, не имеющий сложившихся архитектурных приемов, современных первым техническим и социальным достижениям, пытался отразить свое могущество с помощью архитектурных форм прошлого. Однако эклектизм не получает широкого развития в стране практичного подхода к архитектуре. Уже в середине XIX века начинают сказываться рационалистические тенденции, обусловленные функциональным назначением зданий. Быстрые темпы строительства и его масштабность способствовали ускоренному развитию принципов стандартизации и сборности, использованию металла в каркасах. Практика работы с металлическим каркасом была той основой, на которой началось строительство первых небоскребов.
Как и в городах Европы, в США огромного размаха достигло градостроительство. Колоссальная идея концентрации делового мира в Нью-Йорке отражена в застройке его центральной части, острова Манхеттен, разбитого на прямоугольные кварталы с лесом небоскребов. К прямоугольной сетке позже добавились диагональные магистрали. Возведение высотных домов и
небоскребов было вызвано повышением комфортности деловых центров юродов и удорожанием стоимости земли под строительство.
К концу XIX века центром экономической жизни страны становится Чикаго. Именно здесь были заложены основы архитектуры «чикагской школы» — яркой страницы предыстории современной архитектуры. Ее начало связывают с пожаром 1871 года, почти полностью уничтожившим Чикаго. Лидером этой школы стал Луис Салливен (1856—1924 гг.). Он начал свою работу в архитектурной студии Адлера, которая занималась проектированием высотных зданий. Он ясно осознавал новизну идеи, поставленной перед проектной фирмой Адлер — Салливен. Исследования функциональных и конструктивных проблем высотного строительства, попытки найти логику конструктивного формообразования новых объектов занимали его не менее самого проектирования.
При восстановлении Чикаго был применен металлический каркас, который способствовал быстрому восстановлению города после пожара. Строительство сопровождалось огромным скачком роста цен на землю, поэтому застройка велась только многоэтажными домами. Развитию многоэтажного строительства способствовало изобретение лифта, применение металлического каркаса и использование ватер-клозета. С возведением небоскребов существенно усложняются расчетно-конструкторская и строительно-технологическая области деятельности при проектировании и возведении здания. Из традиционной архитектурной профессии выделяется самостоятельная профессия инженера- строителя.
Впервые стальной каркас был применен арх. Уильямом ле Барон Дженни в 1883—1885 годах при сооружении Хоум Иншу- аренс Билдинг. Однако в архитектурной трактовке этого здания еще очень сильны приемы каменных образцов. Типичным являлся и семиэтажный магазин в Чикаго, в фасаде которого металлический каркас был скрыт каменной облицовкой. Но в последующих постройках (Релайенс Билдинг) каркас выносится на фасады здания.
Новая тенденция Салливена заключалась в полном отказе от облицовки каркаса массивом стены, в выявлении на фасаде членений каркасной структуры, использовании крупных остекленных проемов, в минимальном использовании декора. В здании
универмага в Чикаго (1889 — 1904 гг.) Салливен полностью воплотил эти принципы. Итогом исследовательской и проектной работы Салливена стал тезис: «Форма должна соответствовать функции». Эта формула сыграла большую роль не только в деятельности «чикагской школы», но и позже, став теоретической базой основного направления функционализма. Для архитектуры «чикагской школы» характерно использование самых передовых достижений инженерной мысли в строительстве и оборудовании зданий, глубокая функциональная проработка пространства, отказ от стилизации. Программа «чикагской школы» предусматривала размещение гаражей в подземном этаже; на первом этаже — магазинов, банков и т.п. с удобными подъездами; третий этаж с большими светлыми проемами предназначался для выставочных и других зальных помещений. Выше должно было размещаться необходимое количество этажей с помещениями- сотами для контор, а верхний этаж — технический. Свою концепцию Салливен реализует при строительстве Уэнрайт Билдинга в Сент-Луисе (1891 г.) и других зданий.
Господствующая в тоже время в архитектуре эклектика компоновала фасады по готовому образцу, мало заботясь о функциональной стороне сооружений. Эклектика оказалась сильнее «чикагской школы». Когда прошла «мода» на нее, многие архитекторы вновь вернулись к эклектике. Образцом тому является павильон на Колумбийской выставке 1893 года. Небоскребы продолжали строиться, но носили элементы эклектики (Зингер Бил- динг), совмещая каркасную конструкцию с куполами и т.п.
В русле развития архитектуры, противопоставленном во многом функционализму, но перенявшего у него рационализм стало творчество Ф.Л.Райта (1869—1956 гг.).
Фрэнк Ллойд Райт с 1887 г. работал в фирме Адлера — Салливена. За 7 лет работы он глубоко воспринял идеи о единстве формы и функции. В 1894 г. Райт начал самостоятельную работу с ряда заказов на проекты жилых домов. Это так называемые «дома прерий». В них он использовал принцип «перетекания пространства», который в дальнейшем включил в концепцию «органической» архитектуры.
Ф.Л. Райт мастерски соединил современные достижения техники с традиционными формами американского загородного дома, выработанными еще первыми переселенцами. Он включил в понимание функционального не только целесообразную
планировку помещений и выбор конструкций, но и связь сооружения с природой, климатом, сложившимися традициями и местными строительными материалами, заложив тем самым один из важнейших принципов современной архитектуры.
• АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО СТРАН ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ XX - НАЧАЛА XXI вв.
LV Архитектура и искусство стран Европы и Северной Америки 1920-х — 1940-х гг.
Отсчет зодчества XX века ведется с 1920-х гг., когда последствия первой мировой войны изменили социальную картину Европы и поставили перед архитектурой новые задачи.
Перед странами Европы остро встают проблемы восстановления разрушенных городов. Начинается бурное строительство жилья для широких слоев населения, общественных зданий. Жилищное строительство велось большими комплексами (Карл Маркс Хоф в Вене) или целыми поселками. Особое внимание архитекторов обращается на изоляцию жилья от уличного движения, промышленных зон, на ориентацию и систему коммунального обслуживания зданий. Многими ведущими архитекторами Европы выдвигаются теории современного города. Jle Корбюзье предлагает осуществлять застройку центров городов группами небоскребов с большими озелененными пространствами между ними и системой транспортно-пешеходного движения.
Появление эффективных строительных материалов, в первую очередь железобетона, и стремление прогрессивных зодчих найти красоту в простоте и логике конструкции привело к появлению нового направления в архитектуре — функционализму.
Его целями провозглашались оздоровление городов, улучшение жизни их населения на основе достижений социального и на- учно-технического прогресса.
В 1933 г. на конгрессе международной организации архитекторов (CIAM) , созданной в 1928 г., в Афинах была выработана Афинская хартия, обобщившая опыт зодчих и сформулировав
шая задачи архитектуры. Конгресс подтвердил концепцию Современного движения (функционализма) и профессиональные обязанности архитектора по удовлетворению запросов материальной, чувственной, и духовной жизни общества. Целями CLA.M была признана пропаганда идей современной архитектуры в социальных, экономических и технических кругах, реализация их в строительстве. С1АМ боролся против академизма, эклектики и рутины в зодчестве. Его главными организаторами были Jle Корбюзье (Франция), В. Гропиус (Германия), J1. Серт (Швеция), 3. Гидеон (Швейцария).
Колоссальное влияние на формирование композиционных приемов в архитектуре Современного движения оказали опубликованные Jle Корбюзье в его книге «Лучезарный город» пять принципов проектирования зданий:
• на открытых столбах, отрывающих здание от грунтовой сырости;
• с совмещенной плоской железобетонной крышей-садом, предоставляющей жителям дополнительную рекреационную территорию;
• со свободной планировкой внутренних пространств, которую обеспечивает замена внутренних стен колоннами каркаса;
• с ленточными окнами, повышающими освещенность помещений;
• со свободной композицией фасадов, которая достигается заменой несущей конструкции наружных стен на ненесу- щую, при переходе на каркасную конструктивную систему.
Ускоренные темпы строительства заставляли индустрию переориентироваться с военных заказов на производство строительных конструкций. Возрастает роль железобетонного каркаса в формировании принципов новой «международной» архитектуры. Архитекторы стремились внешними формами зданий отразить внутреннее содержание сооружений, используя ритм каркаса, сплошные остекленные фасады, оригинальные сочетания и членения масс. В таких сооружениях, как здание «Баухауза» в Дессау, фабрика «Фан Неле» в Роттердаме подчеркивается функциональная специфика сооружений.
В богатых кварталах и за городом ведущими зодчими функционализма по индивидуальному заказу строятся усадьбы и виллы с применением железобетонных конструкций: вилла Савой в Пуасси, вилла в Гарше, 1937 г., арх. Ле Корбюзье.
Эстетическая и эмоциональная ограниченность функционализма стимулировали развитие ряда компенсирующих эти недостатки направлений в архитектуре XX в. Одно из них — органичное. Оно в основном связано с именем выдающегося американского зодчего Ф.Л.Райта — ученика Л.Салливена. Разделяя рациональные принципы функционализма (научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта), он считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объемов.
Формально идеи свободного плана дома с плоской крышей у Ле Корбюзье и Райта совпадают, но их реализация идет разными путями и приводит к различным эстетическим результатам. Для обеспечения свободы планировки Ле Корбюзье применял каркас с регулярной сеткой колонн. Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав расположение вертикальных несущих конструкций с объемно-планировочными решениями зданий. Так, в «доме над водопадом» (дом Кауфмана в Коннелсвиле,1937 г.) террасы устроены в трех уровнях, обращены в разные стороны и имеют различные размеры выносов (рис. 66).
В 1920-х — 30-х гг. происходит эстетическое переосмысление железобетона. Его пластические возможности наиболее широко применяются в архитектуре экспрессионизма. Архитектурным произведениям экспрессионизма присуща подчеркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счет заостренности, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо с формированием композиции по принципам скульптуры.
Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а ее ведущими мастерами — Э. Менделъзон (1887—1953 гг.), Г. Шарун (1893—1972 гг.), Г. Пель- циг (1969—1926 гг.), Г. Херинг (1882—1958 гг.).
Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендель- зона, осуществившего к началу 1930-х гг. большинство своих крупных проектов. Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г. здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Эйнштейна» (рис. 67). Оно запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, где объемная форма башни явно преобладает над решением внутренних пространств.
В середине 30-х годов в Италии и Германии, где к власти приходит фашизм, проявляются тенденции к монументальности, гигантомании и возврат к классическим образцам прошлого.
• Архитектура стран мира середины XX — конца XX вв.
Перед второй мировой войной в США приезжают многие европейские архитекторы: В.Гропиус, JI. Мис ван дер Роэ, Э.Мен-г дельзон, Э.Сааринен и др. Они не только занимаются архитектурной практикой, но и создают свои творческие мастерские по подготовке профессиональных архитектурных кадров. В архитектуре 2-й половины XX века вновь устойчивые позиции приобретают функционализм и рационализм. Благодаря созданной функционалистами системе регламентации, процесс проектирования стал базироваться на законодательной основе, дав потребителю объектов строительства гарантию компетентного решения функциональных и технических задач архитектуры.
Применение методов функционализма способствовало ускоренным темпам строительства, что являлось немаловажным фактором при восстановлении разрушений после второй мировой войны во всех странах, пострадавших в период войны.
Главную линию архитектуры Западной Европы надолго определил «международный» стиль J1. Мис ван дер Роэ. Применяемый им металлический каркас с легкими стеклянными или
комбинированными ограждающими конструкциями и трансформирующимися внутренними перегородками давал широкие возможности при проектировании самых различных типов зданий. Выразительность композиции достигалась пропорциональными соотношениями силуэта здания, выявлением каркаса и высоким эстетическим качеством конструкций.
Одной из программных работ J1. Мис ван дер Роэ стал комплекс зданий Технологического института в Иллинойсе, 1957 г. В нем идеально отработанные четкие пропорции объемов и стальной каркас сочетаются с безукоризненной кирпичной кладкой и большими гладкими стеклянными поверхностями. По проектам Л. Мис ван дер Роэ построены: здания фирмы «Сигрэм» в Нью-Йорке, 1958 г., суда в Чикаго, 1964 г., Секретариата ООН в Нью-Йорке, 1961 г. (совместно с Ле Корбюзье и О. Нимейе- ром) и др.
Личная творческая манера Л. Мис Ван дер Роэ и общетехнический характер строительства способствовали тому, что «международный» стиль сохранял свою привлекательность во многих странах мира до 1950-х — 1960-х гг.
Конец 1940-х — начало 1950-х гг. были связаны с проектированием и восстановлением разрушенных городов — Волгограда, Гавра, Варшавы, Гданьска, Севастополя, Дрездена, Киева, Минска и др. населенных мест. С середины 1950-х гг. превалирует задача развития массового жилищного строительства.
Архитектурные формы застройки при восстановлении городов были различны: в Волгограде (арх. В. Симбирцев) — неоклассицизм («сталинский ампир»),в Гавре (арх. О. Перре и др.) — модернизм,в Гданьске (арх. Я.Боровский, 3. Жулавский, В. Доли некий) — тщательная реставрация исторического облика разрушенной застройки (северный ренессанс и барокко).
Застройка Гавра — первый в мировой практике пример решения крупной архитектурно-градостроительной задачи в наиболее экономически эффективной современной строительной технике. Все жилые и общественные сооружения центра Гавра были возведены в единой каркасно-панельной строительной системе из сборных железобетонных изделий.
Принципы модернизма привлекались в послевоенные годы и при проектировании немногочисленных в этот период в Европе крупных общественных зданий. Однако эстетика модернизма по сравнению с 1920-ми гг. не осталась неизменной, эволю
ционируя под воздействием развития строительной техники и разнообразия новых композиционных и функциональных задач.
В наибольшей степени это обогащение при одновременном «смягчении» аскетизма архитектурных форм модернизма демонстрируют композиции таких общественных объектов, как вокзал Термини в Риме и комплекс сооружений ЮНЕСКО в Париже.
Комплекс ЮНЕСКО (1955—1958 гг.) в Париже запроектирован интернациональной группой архитекторов —* Б. Зерфюсса,
Н.Л. Нерви и М. Брейера. Он состоит из трех зданий — Секретариата, Пленарных заседаний и корпуса Постоянных представительств. Самым крупным и наиболее характерным для модернизма 1950-х гг. является здание Секретариата.
Присущая модернизму предельная экономия выразительных средств, в сочетании с диктуемыми ограничениями домостроительной промышленности, и огромное число повторяющихся в застройке типовых объектов, нанесли качественный ущерб градостроительству и архитектуре рассматриваемого периода модернизма. Кроме того, свободная застройка жилых образований, при всех ее гигиенических преимуществах разрушала привычные представления о городской среде, вызывая у новоселов ностальгию по традиционному городскому пространству.
Эти обстоятельства заставили большинство столичных и крупных городов Европы к концу 70-х гг. отказаться от практики многоэтажной застройки, перейти к плотно-низкой (2—4 этажа) с элементами регулярной планировки, и одновременно проводить непрерывную и трудоемкую работу по «очеловечиванию» ранее возведенных многоэтажных «бетонных джунглей» в целях сохранения их потребительской ценности.
К наиболее значительным произведениям американского модернизма середины века относится комплекс сооружений компании «Дженерал Моторе» в Детройте, построенный в 1951 — 1955 гг. по проекту Ээро Сааринена.
Вкладом американской ветви модернизма стало активное освоение открытых металлических конструкций в композициях фасадов и интерьеров, в то время как европейские мастера осваивали формообразующие возможности железобетона.
В середине 1960-х годов утрачивается ощущение новизны архитектуры модернизма. Угасание интереса к «интернациональному стилю» американского модернизма в мире произошло столь же стремительно, как и его успех, сказывалось влияние элемен
тарности объемных форм при невозможности привлечения столь же великолепных материалов, как на объектах Миса Ван дер Роэ, Ф.Джонсона или Э.Сааринена.
Ограничения стиля не давали возможности вводить традиционные строительные материалы, привычные для человека: дерево, кирпич.
Поиск нового архитектурного языка происходил в эти годы на фоне роста национального самосознания и поиска национальных архитектурных форм. Архитекторы обращаются к формам самых различных стилей, добавляя в них черты национального зодчества. Многие архитекторы обращаются к органическойархитектуре и ее разновидности — регионализму.
Одним из наиболее ярких примеров творчества основателя органической архитектуры Ф.Л. Райта служит музей Гугген’хей- ма в Нью-Йорке (1944—1956 гг.).
Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция в музее Гуггенхейма построена вдоль спирального пандуса, обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол.
Регионализм, представляющий собой дочернюю ветвь органичной архитектуры, в середине и во второй половине XX в. дал ряд самобытных сооружений. Появление регионализма связано с эстетическим отторжением обезличенного геометризма авангарда и «интернационального» стиля.
Раньше всего регионализм начал формироваться в странах Северной Европы, затем в Латинской Америке, Японии и др. странах. Развитие регионализма определялось особенностями социальных процессов в послевоенные годы.
Выявлению региональных черт архитектуры способствовал опыт проектирования национальных павильонов для многочисленных международных и всемирных выставок.
Возврат к традиционным архитектурным формам определил и предпочтение традиционным материалам — камню, кирпичу, дереву. Выявление эстетических черт современных конструкций из традиционных материалов (например, гнутых древесноклеевых и др.) в объемах и интерьерах общественных зданий стало характерной чертой скандинавского регионализма. Особенно ярко она проявилась в творчестве выдающегося финского зодчего Алвара Аалто.
В современном капитальном строительстве Японии традиционный легкий деревянный каркас трансформировался в каркасные железобетонные монументальные сооружения местных зодчих — К. Маякава (ученика Ле Корбюзье), К. Танге, К. Курокава и др. Классическим произведением японского модернизма стало здание музея Мира в знаменитом мемориальном комплексе г.Хи- росима (арх. Танге, 1949 — 1956 гг.) Однако очень скоро эмоциональная недостаточность модернизма потребовала поиска дополнительных выразительных средств (прежде всего из области традиционного регионального зодчества), продолжающегося и поныне.
К органичному направлению привлечения принципов традиционного зодчества можно отнести композиции зданий Зала фестивалей в Токио (арх. К. Маякава, 1960 г.) (рис. 68), префектуры Кагава в г. Такамацу (арх. К. Танге, 1958 г.) и муниципалитета в г. Курасики (арх. К. Танге, 1960 г.).
К глубинным проявлениям японского регионализма следует отнести и сугубо избирательное отношение к выбору современных несущих конструкций и отражению в композиции их тектонических возможностей. Поскольку традиционное зодчество развивалось на основе деревянных стоечно-балочных и срубных конструкций, ему остались чуждыми тектоника купольных и сводчатых систем. В современной архитектуре зодчие активно применяют ребристые железобетонные перекрытия и висячие системы покрытий.
Наиболее ярко это проявилось в архитектуре Олимпийского комплекса в парке Йо-йоги в Токио (арх. К.Танге, 1964 г.) (рис. 69). Спортивный комплекс образован двумя зданиями — крытого плавательного бассейна и баскетбольного зала, имеющими висячие покрытия. #
В конце века, в 1980—1990-е гг. японский регионализм сдает позиции общемировым архитектурным течениям — преимущественно неомодернизму, отчасти неоэкспрессионизму и постмодернизму. В этих направлениях работают как старые мастера — К.Шинохара, К.Кикутаке, А.Исозаки, так и более молодые — Т. Андо, Т.Ито, К.Моцуна. Нивелируются и выразительные средства — в ограниченном объеме начаинают применяться сводчатые и купольные конструкции.
Творческие поиски архитектуры 2-й половины XX века заставляли зодчих обращаться к самым различным стилевым направлениям.
В 1950—1970-х гг. вновь проявляется интерес к экспрессионизму как у архитекторов старшего (Jle Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон) поколений. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.
Самым знаменитым произведением неоэкспрессионизма становится капелла в г. Роншане (Франция), построенная в 1950— 55 гг. по проекту Ле Корбюзье. Ее композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан. Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проемами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающих мистической программе храма (рис.70).
Одним из наиболее ярких примеров неоэкспрессионизма является Оперный театр в Сиднее (арх. Й. Утцон, 1956—
1976 nv) (рис. 71).
Здание театра на высокой платформе со вспарушенными железобетонными оболочками напоминает парусник.
Длительный путь развития экспрессионизма подтвердил его возможности повысить выразительность современной архитектуры, особенно при проектировании крупных индивидуальных объектов, играющих ответственную градостроительную роль. Неоэкспрессионизм, опираясь во многом на достижения функционализма, внес в него индивидуализирующее и эмоциональное начало. При этом достижению эстетического эффекта в архитектуре неоэкспрессионизма в значительной степени способствовало умелое использование выразительных особенностей новой техники.
Структурализм— художественное явление, проявившееся в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм. Структурализм, сформировавшийся в 1950—1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве XX в. промежуточное положение между конструктивизмом 1920-х и хай-теком 1980—90-х годов.
Программным объектом стало здание Центра коммуникации префектуры Ямагучи в г. Кофу, построенное по проекту арх. К. Танге в 1962-1967 гг.
Работами П.-Л. Нерви, которые стали классическими примерами комплексного решения технических и эстетических задач при решении несущих конструкций, являются корпус конференц- залов в комплексе сооружений ЮНЕСКО в Париже (1958 г.) и Малый дворец спорта в Риме (арх. А. Вителлоцци), построенный к Олимпийским играм в 1957 г. (рис. 72).
На рубеже 1960—1970-х гг. сформировалась своеобразная ветвь структурализма, получившая наименование стиля большого бизнеса, реализовавшаяся преимущественно в проектах высотных офисов крупнейших фирм и корпораций.
Эстетика оболочково-каркасной системы получила эстетичес- кую трактовку в зданиях Мирового торгового центра в Нью-Йорке и Транс-Америка в Сан-Франциско, каркасно-ствольно-подвес- ной — в офисе фирмы БМВ — в Мюнхене, ствольной — в офисе «Рыцерей Колумба» в Нью-Йорке, а оболочково-диафрагмовой — в офисе Сере и Робак в Чикаго.
Отличительной особенностью этих композиций является тек- тоничность, сдержанность и лаконичность, использование наиболее современных и совершенных отделочных и конструктивных материалов.
Архитектурно-художественная среда центров большинства городов сложилась под влиянием историзма, объединяющего несколько направлений — «стилизации», эклектики, соответствующих ветвей модерна и др. — различающихся глубиной и пос- ледовательностью в привлечении художественного наследия прежних веков.
Последующее развитие историзма шло двумя путями. Первый — углубленное овладение отечественными традициями и второй — профессиональное энциклопедическое овладение языком архитектурных форм различных эпох и народов (эклектика).
С конца 1960-х гг. в архитектурной практике возрождаются элементы историзма, но преимущественно регионального, как, например, при проектировании наиболее крупных общественных зданий в столицах союзных республик бывшего СССР.
Дополнительными стимулами к развитию историзма служили такие характерные для 1960—70-х гг. общественные явления,
как развитие индустрии массового туризма и практика организации многочисленных международных и традиционных всемирных выставок. Туризм и выставочная деятельность вызвали широкий интерес к историческому наследию и требовали реакции в архитектурной практике. В связи с этим начинается новый период развития историзма в зодчестве. Это направление весьма разнохарактерно, но получило общее наименование — постмодерн или постмодернизм.
В архитектуре постмодернизм сформировался в США во второй половине 1960-х — конце 1970-х гг., объединив различных по творческим принципам и подчерку мастеров. Постмодернисты подвергли жесткой критике функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.
В градостроительстве постмодернизм отдает предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе, а так же тщательному учету особенностей существующей конкретной (исторической) городской среды.
В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение исторических архитектурных систем и декора, обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш, «подражание» историческим памятникам и «образцам» с упрощением применяемых классических форм.
Его основные постулаты сформулированы в трудах теоретиков и практиков постмодернизма (Р. Вентури, М. Кюло, Л.Крие, А. Росси, А.Грюмбако).
Радикальным примером в практическом становлении постмодерна стало одно из крупных сооружений этого стиля — офис фирмы ATT в Нью-Йорке (1978г.), сооруженный по проекту экс- модерниста, затем неоклассициста (театр в Линкольновском центре в Нью-Йорке, музей в Небраске), а ныне мастера постмодернизма — Ф. К. Джонсона.
Европейский постмодернизм существенно более строг, нежели американский. И это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных форм при «декорировании сараев».
В то же время европейский постмодернизм сохраняет теплоту и человечность стиля. Наиболее яркими примерами европей
ского постмодернизма могут служить работы по расширению главных художественных музеев Лондона, (музей Тейт-галерея в Лондоне, 1890 г., реконструкция — 1989г.).
Работая в Европе, американские мастера постмодернизма проявляют сдержанность. Особенно ярко это видно на работах берлинской мастерской Ч. Мура, он построил крупные объекты в районе гавани Тегель в Берлине: многоэтажный дом на набережной и Гумбольтовскую библиотеку. Библиотека представляет собой вытянутый двухэтажный объем с перекрытием читального зала цилиндрическим сводом. В интерьере, выполненном из бетона, стали и анодированного алюминия сформирована нарядная и дружелюбная для человека среда.
К наиболее ценным результатам развития постмодерна можно отнести тот дух уважения, который до сегодняшнего дня соблюдается при реконструкции центров исторических городов: район Ричмонд-парка в Лондоне, Бикерзей-ленда в Амстердаме, Университетской площади и Креплинерштрассе в Ростоке и многих других.
Хай-тек — эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 1970-е гг., представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек — символическое отражение века «высоких технологий», ракетно-тех- нических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в XX в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 1920-х гг. и продолженного структуралистами в 1960-х.
Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования — воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы.
Отличительным признаком решения несущих конструкций в хай-теке стало применение стержневых элементов закрытого сечения (труб круглого или прямоугольного сечения) вместо элементов открытого сечения. Такова, например, композиционная роль вертикальных несущих труб в композиции здания банка в Мюнхене арх. В. и Б. Бетц, 1982 г. ствольно-стоечно-подвесной конструктивной системы (рис. 73).
Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским конгресс-халле: нарочитого усложнения внешнего объема зданий второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и тяготением к тектонической ясности сооружения.
К концу 90-х гг. второе направление развития хай-тека становится главенствующим.
В этом отношении наиболее ярким примером позднего хай-тека стала композиция здания Европейского суда по правам человека в Страсбурге, построенного Р. Роджерсом в 1997 г. Проектируя его, автор руководствовался собственной идеологической программой «создать немонументальный монумент» — здание весьма социально значимое (Совет Европы объединяет свыше 30-и стран) и в то же время демократичное, так как Европейский суд призван защищать индивидуальные права человека.
Своеобразную ветвь хай-тека составляет «слик-тек» — стиль глянцевого (преимущественного стеклянного) блеска фасадных поверхностей (например, здание Опера-Бастиль в Париже) (рис. 74).
Новые криволинейные светопрозрачные конструкции позволили реализовать давнюю мечту архитекторов создать здания- шары. Их строят в разных городах и странах. В частности в Париже в 80—90-е гг. построены здания-шары в комплексе Дефанс и парке Jla Виллет. Однако нейтральность гладкой блестящей стеклянной поверхности создает определенные композиционные ограничения. Поэтому неслучайно с 80-х годов архитекторы прибегают к разнообразным вариантам сочетания в композиции светопрозрачных элементов с непрозрачными. «Оранжерейная» тема полностью стеклянного здания стала в последние годы по преимуществу основной в респектабельной «коммерческой» архитектуре преуспевающих фирм и банков многих стран: от голубых кристаллов Уником банк и Высшей школы международного бизнеса, зеленого стеклянного «газгольдера» Газпрома в Москве до парада стеклянных небоскребов финансового центра на набережной Гудзона в Нью-Йорке.
В конце i970-х гг. возрождается интерес к модернизму, а в восьмидесятые он вновь выходит на арену мирового зодчества под именем неомодернизма. Сохраняя достоинство модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Разновидность неомодернизма, основанная на трансформации образцов прошлою конструктивизма, получила название деконструктивизма, декона.
Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания.
В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже арх. Бернара Чуми, 1983 г. (рис. 75). В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно-, двухэтажных павильонов — «фоли» — ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда.
Прием фоли повторен немецкими архитекторами Шнайдером и Шумахером в здании «Инфо-бокс» (1996 г.) на площадке строительства и реконструкции Постдамер-Платц в Берлине. Этот длинный красный «железный ящик» поднят над землей трехвет- выми стальными опорами. По законам декона на углу железная стена разрушена и заменена большим светло-голубым витражом.
Интересно, что при декларативно излагаемой принципиальной разнице творческих программ, композиционные приемы мастеров декона и постмодернизма в проектировании зачастую оказываются общими.
Развитию различных направлений в эволюции зодчества XX в. постоянно сопутствует символизм. Создаются здания и сооружения, несущие символические функции — здания-символы или здания, содержащие в своей композиции символические элементы. Обычно они призваны символизировать определенную идеологическую, государственную, религиозную или другую идею, не вытекающую непосредственно из функции здания или сооружения.
В 1920-е гг. символизм архитектурной композиции в наибольшей степени был связан с поэтизацией техники как носительницы идеи безусловного прогресса. Поэтизировались формы и образы механизмов, пароходов, летательных аппаратов.
Ряд проектов зданий и сооружений предусматривал в их составе постоянно движущиеся фрагменты (проект памятника III интернационалу архите
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 7778;