Сценическая обработка фольклорного танца
Фольклорный танец (folk – народ, lore – знание, мудрость) – собственно народный танец или танец с народной первоосновой, сохранивший подлинно национальный характер. Использование фольклорного танца в работе над театрализованным представлением или праздником требует творческого труда. В первую очередь, это глубокий анализ танцевального первоисточника. Как правило, записи танцев получают из фольклорных экспедиций или публикаций. «Косвенные источники» зачастую являются главными в работе над фольклорным танцем. Это материал, в котором описываются игры, обряды, даются записи музыки и текста песен, а также рассказывается о быте, нравах и костюмах народов.
В работе над фольклорным танцем необходимо обратить внимание на то, что это уже готовое художественное произведение, не требующее ни доработки, ни тем более обработки. Но сценический народный танец живет по своим законам, фольклорный – по своим.
Обращаясь к фольклорному танцу в первую очередь необходимо проанализировать его с учетом будущей сценической постановки. Одним из важных свойств фольклора является коллективность, процесс создания и исполнения танца носит коллективный характер и отражает коллективное мышление и мировосприятие. Поэтому определение содержания фольклорного танца происходит, исходя из этих понятий.
Важно обратить внимание на выявление национальных особенностей в фольклоре как в его сюжетной основе, так и в характере исполнения. В фольклорном танце нет жесткого разделения на исполнителей и зрителей, поэтому его исполнение часто зависит от конкретного состава исполнителей. В отличии от сценического танца в фольклорном во время исполнения возникает возможность видоизменять произведение. В данном случае речь может идти об изменении танцевального текста.Традиционность исполнения различных форм танца сочетается с импровизационностью. Поэтому необходимо учитывать эти два компонента и рассматривать импровизационность не только в индивидуальном изменении танцевального текста, но и в личном отношении к неизменной традиционной танцевальной форме. Необходимо обратить внимание на то, что в фольклорном танце большое значение имеет «варьирование». Можно рассматривать как варьирование отдельных движений, комбинаций, рисунков, так и целых танцевальных композиций. Варьирование движений и рисунков танца очень тесно связано с их повторностью. Повторность способствует запоминанию движений, порой замедляет действие или выявляет основное в композиции. Варьирование и повторность как композиционные приемы создают условия для переноса в сценический танец характерных особенностей форм фольклорного танца.Искусственное выделение композиционного приема фольклорного танца без учета содержательной стороны этого приема в итоге уводит от сущности народного танца. Так, искусственное сокращение длиннот в танце /длительное проведение одного рисунка, неоднократная повторность одной фигуры, большое количество фигур, долгое исполнение танца и т.д./ может привести к разрушению не только содержания, но и всей формы танца. Необходимо разобраться в сущности и необходимости этих длиннот в фольклорном танце и в том, какую роль они играют в целостности содержания и его формы.
В природе фольклорный танец в «чистом» виде не существует. Как правило, мы его выделяем из обряда, игры и праздника. Поэтому создавая сценический танец на материале фольклорного мы обязаны воссоздать и передать ту ситуацию и атмосферу, в которой исполняется танец.
В процессе постановки сценического танца мы постоянно выявляем особенности фольклорного танца, его форму, приемы организации формы и содержания, соединения движения и рисунков, взаимосвязей содержания и формы, выявления характеров, образов, взаимосвязей музыки и танцевальной композиции, танца и костюма и т.д.
Часть 2.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 961;