Основные законы постановки хореографического номера
HO'MEP (< лат. numerus – число), основной составной элемент театрализованного действия представляющий собой оригинальное законченное произведение исполнительского искусства. К признакам, отличающим номер от других форм сценического искусства, относятся: лаконизм, приоритет рассказа как средства отображения действительности; новизна материала (собственно новизна содержания, новизна трактовки); индивидуальность исполнителя (его темперамент, склад характера); непосредственность общения с публикой. Номер первооснова театрализованного представления. Различают два типа номеров: поставленные самостоятельно, вне зависимости от замысла тематического представления, эстрадные (концертные) номера и поставленные специально для раскрытия темы и идеи определенной композиции, постановки.
ЭСТРА'ДА (фр. estrade – помост, возвышение), 1) Специальная (постоянная или временная) приподнятая над землей (или с рядами кресел на земле) сценическая площадка (настил, пол, помост) для концертных выступлений артистов. 2) Синтетический вид сценического искусства. Включает малые формы драмы, комедии и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др.
Танец на эстраде занимает значительное место. Эстрадный танец — это обычно маленькая хореографическая пьеса, где в короткое время: от двух до пяти минут надо показать много интересного, яркого, часто злободневного.
Постановщик в одном небольшом номере должен дать законченное развитие мысли, которую оп хочет выразить. Здесь балетмейстеру нужно дорожить каждой секундой музыкально-хореографического действия и тщательно отбирать каждое движение, жест и позу, чтобы в танце не было ничего липшего, малозначительного и примитивного. Мы знаем много номеров, исполнявшихся и исполняющихся до сих пор известными мастерами эстрадного танца. Некоторые из них живут десятки лет. В этих номерах оригинальные и интересные сюжеты нашли законченную и выразительную форму хореографического воплощения.
Сочиняя танцы для эстрады, режиссер балетмейстер уделяет особенное внимание индивидуальности артиста. В; этом, как правило, заключена гарантия успеха нового эстрадного номера. Нельзя, например для танцовщицы лирического дарования сочинять несвойственный ей комедийный, героический или акробатический танец. Получается нелепо.
Говорят, что одна роль артисту подходит, а другая — нет. Здесь имеет значение не только одаренность артиста, его выразительность, темперамент и другие качества, но и его внешние данные, рост, фигура.
В сюжете обязателен конфликт, а следовательно, завязка, кульминация, и развязка действия. Сюжету в свою очередь помогает фабула—это последовательность изображения событий, фактов, поступков героев в художественном повествовании. Сюжет, реализуется, развертывается в фабуле, то есть в хронологической причинной последовательности событий и действий. Фабула и сюжет неотделимы друг от друга и являются основой композиции.
Композиция – это структура художественного произведения, обусловленная его содержанием. Драматургия танца выявляется через его композицию, которая включает: рисунок — расположение и передвижение танцующих по площадке и текст-орнамент, то есть те условные движения — па, жесты, позы и мимику,— посредством которых исполнители выражают переживания своих героев и мысль, заложенную в данном танце.
Общее поведение артиста определяется основной идеей, содержанием и развитием образа, что и находит свое выражение в танцах и сценах данного номера.
Танцевальные жанры, используемые на эстраде
Жанр (франц. Genre) – в широком смысле – некий род произведения. Понятием жанра определяется характер творчества, а также связанная с ним манера исполнения. Например, театральный, концертный жанр связаны с исполнением танцевального произведения (балетный спектакль, хореографическая миниатюра и т.п.) на сцене. Жанр фольклорного танца связан с исполнением танца в быту.
Хореографическое искусство можно разделить на четыре области, в которых жанр связан с разнообразными видами танца: это область классического танца, народного танца, бального танца и современных видов хореографии. По формам и манере исполнения танцевальные жанры развивались на сцене и в быту (если в быту они развивались естественным путем, то на сцене происходила стилизация бытового жанра). И, наконец, по композиционной сложности и по продолжительности исполнения хореографическое искусство можно разделить на балетные жанры и жанр хореографической миниатюры (концертные хореографические произведения).
Жанры классического танца. К жанрам, или разновидностям, классического танца относятся композиции вариаций (сольных по форме исполнения), pas de jeux (дуэтное исполнение), pas de trois (танец трех исполнителей), pas de quatre (танец четырех исполнителей) и pas d' actions (массовое исполнение), по форме исполнения классический танец делится на исполнение в характере адажио (медленный, плавный, лирический) и аллегро (быстрый, блистательный, виртуозный).
Классический танец относится к жанрам театрального танца (балетный спектакль и характерный, или академический, народный танец). Характерный, или академический, танец – это национальный народный танец, переработанный для театральной сцены. Композиция характерного танца пользуется формами классического танца и исполняется в основном в балетных спектаклях. Примерами являются композиции польских (краковяка, мазурки), венгерских, испанских, итальянских танцев, а также разновидности стилизованных восточных танцев.
Многообразие жанров народного танца можно классифицировать по форме и содержанию. К ним относятся танцы, исполняемые в медленном темпе (хороводы) и в быстром темпе (пляски), а также танцевальные сюиты, хореографические картины, хореографические композиции, вокально-хореографические композиции...
Композиции бального танца делятся на две группы: жанры историко-бытового танца и жанры современного бального танца. К жанрам историко-бытового танца относятся танцы, бытовавшие в быту вплоть до конца XIX века (бранль, ригодон, сарабанда, менуэт, гавот и др.). К жанрам современного бального танца относятся танцы, бытующие сегодня в жизни и на спортивных соревнованиях (танго, медленный вальс, латиноамериканские танцы и др.).
Балетный жанр – более крупная и сложная хореографическая форма. Этому жанру предшествовали жанры дивертисмента и интермедии, а также опера – балет, где танец играл вспомогательную роль.
Как жанр свое самостоятельное развитие балет получил в конце XVIII века. В первой половине XIX века на смену тяжелым придворным костюмам пришли более легкие в виде туники и туфли без каблуков. Античных богов и героев сменили сильфиды, виллисы и герои из романтической поэзии. Родился жанр романтического балета.
В 40-е – 50-е годы XIX века балет черпает свои сюжеты из литературной драмы, и на смену романтическому балету приходит романическая драма. Конец 50-х годов XIX века был ознаменован появлением нового балетного жанра – балетов-феерий.
Начало XX века было ознаменовано поиском новых хореографических жанров. На Западе активно развивается концертный жанр эстрадного представления. После упадка происходит возрождение классического балета, зарождаются современные виды хореографии. В Советской России в 20-е годы также происходит поиск новых хореографических форм в балете и на эстраде. Начиная с 30-х годов, формируется реалистическая танцевальная драма. Появляется новая форма – хореографический роман. Создаются балеты со сложным реалистическим содержанием.
Жанр оперы-балета, зародившийся в конце XVII века в настоящее время не получил развитие.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 470;