Реформы Дария I. Организация Персидского государства при Ахеменидах.
Непрерывные войны, требовавшие исключительного напряжения всех сил страны, вызвали недовольство широких масс как в Иране, так и в покоренных странах. Этим недовольством воспользовалась часть знати и жречества, враждебная централизаторской тенденции царской власти. В то время как Камбиз предпринимал свои походы из Египта на юг и запад, в Мидии вспыхнуло восстание многих иранских племен, которое охватило затем все захваченные персами территории и едва не привело к полному крушению государство Кира и Камбиза. Восстание было организовано мидийскими жрецами - магами - и родовой знатью. Во главе восстания стал маг Гаумата, который объявил себя царевичем Бардией, братом Камбиза. В действительности же Камбиз, отправляясь в поход на Египет, приказал убить своего младшего брата Бардию, так как опасался, что Бардия без него может захватить власть. По-видимому, основная цель восстания заключалась в том, чтобы передать власть в новой державе мидийцам и ослабить силу и значение персов.
Камбиз, получив известие о восстании, отправился в Мидию с намерением быстро расправиться с восставшими, но в пути в 523 году до н. э. умер. Обстоятельства его смерти остались неясными.
Задачу подавления восстания взял на себя один из членов царского рода Ахеменидов Дарий I Гистасп (521-486). Разгромив в Мидии магов и казнив самозванца Гаумату-Бардию, Дарий принужден был затем вести упорную борьбу с вспыхнувшими почти во всех областях разноплеменной и разноязычной державы сепаратистскими и освободительными движениями. Так, в 522 году в Маргиане (район долины Мургаб в Туркмении) развернулось огромное народное восстание против персидского господства, в котором, По-видимому, приняло участие все местное население. По приказу Дария восстание было подавлено с величайшей жестокостью, так как ввиду его общенародного характера оно представлялось персам более опасным, чем сепаратистские мятежи. О всех этих событиях Дарий повествует в своей знаменитой надписи, высеченной на Бехистунской скале.
Жестоко подавив сепаратистские движения и народные восстания, Дарий приступил к проведению ряда крупных реформ, которые должны были обеспечить прочность государства, в корне пресечь сепаратистские тенденции и способствовать развитию земледелия, ремесел и торговли.
Все свое государство Дарий разделил на ряд областей - сатрапий, число которых в разных источниках определяется не одинаково (20 и более). Земля считалась собственностью царя, но она находилась во владении общин, которые ее обрабатывали. Территория сатрапии создавалась на базе определенной, этнически и исторически сложившейся области. Во главе каждой сатрапии стоял наместник - сатрап, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Сатрапу принадлежала вся административная и судебная власть. Однако наряду с сатрапами во многих областях сохранились и местные правители, подчинявшиеся сатрапу, но располагавшие достаточной властью во всех внутренних делах. Дарий, как правило, сохранял во всех сатрапиях исторически установившиеся местные фррмы администрации, судебной практики, культа, не желая возбуждать недовольства населения изменением его обычаев. Помимо сатрапа, в каждую сатрапию назначался начальник местных гарнизонов, независимый от сатрапа и подчиненный центральным властям. Это делалось, с одной стороны, с целью усиления контроля за должностными лицами, которые обязаны были доносить о деятельности друг друга, с другой стороны, с целью предупредить сепаратистские тенденции как областей, так и отдельных честолюбивых сатрапов и военачальников. Кроме того, Дарием была организована широкая сеть шпионов и доносчиков, следивших за деятельностью сатрапов и военачальников.
Все сатрапии были обложены ежегодной денежной или натуральной податью или тем и другим вместе. Ежегодный доход Дария от податей составлял около 14 560 талантов. Один Египет поставлял хлеба для прокормления 120 тысяч персидских воинов.
Для развития торговли и связей между сатрапиями, а также в военно-стратегических целях было предпринято строительство ряда крупных дорог. Наиболее важной из них была так называемая царская дорога от г. Эфеса, через Евфрат и Тигр, к столице Персии Сузам общей протяженностью около 2400 км. Другая крупная дорога шла от Вавилона на восток к Индии. Дороги прекрасно содержались и охранялись. Через каждые 20 км были устроены почтовые станции с гостиницами для проезжих. Найдена также запись Дария, в которой он сообщает о работах по восстановлению некогда построенного египетской царицей Хат-шепсут канала, соединявшего Средиземное море с Красным.
Важное значение имела монетная реформа Дария, назначением которой было ликвидировать разнообразие валюты и способствовать упорядочению экономической жизни Персидской державы. Была введена единая золотая монета, получившая название дарик. Золотую монету мог чеканить только царь. Сатрапам разрешалось чеканить серебряную и медную монету, причем последнюю могли чеканить и местные правители.
Централизаторские тенденции Дария особенно ярко проявились в военной реформе. Он лично устанавливал количество войск в каждой сатрапии и каждом гарнизоне, более того, царь сам устанавливал число каждого рода войск (пращники, лучники, кавалеристы и т. д.) в каждом гарнизоне. Как правило, персы в армии и в гарнизонах составляли только ядро, а основная масса воинов комплектовалась из представителей различных племен и народностей. Вообще во всем огромном государстве Дария господствующее положение занимали персы. Персидские племена, основным занятием которых, помимо несения военной службы, являлось земледелие и скотоводство, были освобождены от всяких податей и натуральных повинностей, о чем свидетельствует надпись, открытая в 1930 году в Сузах.
Военные и административные реформы Дария I, наличие ряда крупных экономических центров способствовали развитию внутренней, внешней и транзитной торговли, центрами которой были крупнейшие города Востока и особенно Вавилон. В городах создавались объединения финансистов-ростовщиков, бравшие на откуп взимание податей с целых сатрапий и наживавших огромные состояния на узаконенном (в форме откупа) грабеже местного населения. Ростовщические конторы субсидировали за большие проценты представителей правящих кругов и даже целые области Персидской державы. Торгово-ростовщические круги, получавшие неслыханные прибыли от откупов и торговли, всячески поддерживали Дария I в его широких агрессивных планах и внутренних преобразованиях.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 410;