Распоряжение исключительным правом: договор отчуждения.
Поскольку интеллектуальные права имеют формальный (позитивный, т.е. установленный) характер, они должны соответствующим образом оформляться. П. 1 ст. 1232 ГК предусматривает необходимость в соответствующих случаях регистрировать исключительное право на РИДСИ, причём правовая охрана наступает только при условии их государственной регистрации. Кроме того, пп. 2 и 3 той же статьи требуют государственной регистрации соответствующих сделок (договоров) по отчуждению, залогу или предоставлению права использования РИДСИ. При отсутствии такой регистрации подобный договор считается недействительным (п. 6 ст. 1232 ГК).
Вопросы использования исключительного права будут рассмотрены позже, а сейчас остановимся на распоряжении исключительным правом.
П. 1 ст. 1233 ГК ещё раз (после п. 1 ст. 1229 ГК) указывает, что правообладатель может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на РИДСИ любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом. Очевидно, что ввиду срочности исключительного права (ст. 1230 ГК) тривиальным способом распоряжения является прекращение правообладателем действия своего исключительного права, что означало бы в случае, скажем, патентного права прекращение действия патента. Но в рассматриваемом пункте далее прямо указано, что среди таких способов имеется отчуждение по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) и предоставление другому лицу права использования РИДСИ в установленных этим договором пределах (лицензионный договор). И специально оговаривается, что заключение лицензионного договора не влечёт за собой переход исключительного права к лицензиату. Последний термин раскрывается в статье 1235 ГК.
В п. 2 ст. 1233 ГК говорится, что к договорам о распоряжении исключительным правом применяются общие положения об обязательствах и договоре, предусмотренные соответствующими статьями Кодекса, если только иное не установлено в Разделе VII ГК и не вытекает из содержания и характера исключительного права. Примем это как данность.
П. 3 статьи 1233 ГК уточняет, что если в договоре прямо не указана передача исключительного права на РИДСИ в полном объёме, то такой договор считается лицензионным, разве что РИД был специально создан для включения в состав сложного объекта. А п. 4 той же статьи говорит, что условия договора о распоряжении, ограничивающие право гражданина создавать РИД определённого рода или в определённой области интеллектуальной деятельности или же отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам, ничтожны. Т.е. правообладатель, отчуждающий своё исключительное право на некий РИД другому лицу, не вправе требовать, к примеру, чтобы это другое лицо не отчуждало потом этот РИД ещё кому-то или чтобы это другое лицо не смело усовершенствовать данный РИД, создавая уже свой собственный РИД. Более того, по п. 5 ст. 1233 ГК прямо указывает, что в случае заключения договора о залоге исключительного права на РИДСИ залогодатель (т.е. обладатель права на эти РИДСИ) может использовать эти РИДСИ и распоряжаться исключительным правом на них без согласия с залогодержателем, – разумеется, если договором не предусмотрено иное.
Следующая статья 1234 ГК специально посвящена договору об отчуждении исключительного права. Здесь можно специально упомянуть, что раньше и в ГК, и других законах употреблялся термин «уступка прав», заменённый теперь выражением «отчуждение прав».
Итак, по договору об отчуждении исключительного права одна сторона, именуемая правообладателем, передаёт или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на РИДСИ в полном объёме другой стороне, именуемой приобретателем (п. 1 ст. 1234 ГК. П. 2 той же статьи устанавливает обязательность письменной формы договора об отчуждении исключительного права и государственной регистрации этого договора. Очень важным является положение п. 3 этой статьи, согласно которому приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения такой договор считается незаключённым. При этом не применяются правила определения цены, предусмотренные пунктом 1 ст. 424 Кодекса, по которым применяется цена за сопоставимые товары, работы или услуги.
По п. 4 ст. 1234 ГК исключительное право на РИДСИ переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Если же такой договор подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1232 ГК), то переход исключительного права от правообладателя к приобретателю происходит в момент государственной регистрации такого договора. Последнее обстоятельство прямо следует из пп. 3 и 6 ст. 1232 ГК.
Очень важным представляется п. 5 ст. 1234 ГК, который устанавливает, что при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя и возмещение убытков, если исключительное право перешло к приобретателю. Если же право ещё не перешло, правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков из-за расторжения договора. Согласно последнему абзацу п. 2 ст. 450 ГК, существенным признаётся нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Конечно же, понятие «в значительной степени» определяет суд.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 433;