Исключительное право.


Теме исключительного права на РИДСИ посвящены статьи 1229-1241 ГК. Основные понятия, связанные с исключительным правом, вводятся пунктом 1 статьи 1229 ГК, согласно которому:

правообладатель, т.е. гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на РИДСИ, вправе использовать их по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом;

– правообладатель может распоряжаться исключительным правом на РИДСИ, если Кодексом не предусмотрено иное;

– правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИДСИ, причём специально подчёркнуто, что отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Именно последнее условие, т.е. возможность исключать любого и каждого из третьих лиц из сферы использования новшества, охраняемого этим исключительным правом, и даёт название этому институту права. Это специально разъясняется в последнем абзаце п. 1 ст. 1229 ГК: другие лица не могут использовать РИДСИ без согласия правообладателя, а использование РИДСИ без согласия правообладателя является незаконным и влечёт ответственность. Такое не подтверждённое согласием правообладателя использование РИДСИ возможно только в случаях и способами, предусмотренными Кодексом.

П. 2 ст. 1229 ГК предусматривает, что исключительное право на РИДСИ может принадлежать и нескольким лицам. Тогда, согласно п. 3 этой статьи, каждый из правообладателей может использовать РИДСИ по своему усмотрению, если только Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. А вот распоряжаться исключительным правом на РИДСИ правообладатели могут только совместно, если, конечно, иное не предусмотрено Кодексом. Все ограничения исключительных прав на РИДСИ устанавливаются только Кодексом и не должны наносить неоправданный ущерб обычному использованию РИДСИ или необоснованно ущемлять законные интересы правообладателей (п. 5 ст. 1229 ГК).

Из этой статьи, в частности, ясно видны различия между обычным (вещным) правом собственности и исключительными правами на РИДСИ. Согласно п. 1 ст. 209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения (так называемая триада собственности). Эти три правомочия, осуществляемые по усмотрению собственника, представляют собой юридически обеспеченную возможность, соответственно, хозяйственного господства над вещью, извлечения из неё полезных свойств в процессе потребления, и определения судьбы вещи. При этом правомочие владения можно уподобить статике, правомочие пользования – кинематике, а правомочие распоряжения – динамике, если воспользоваться аналогией юриспруденции с физикой. Действительно, правомочие владения характеризует то состояние, в котором находится собственность (кому принадлежит), при этом совершенно неважно, используется эта собственность по назначению или давно пылится в чулане (и в чьём именно – собственника или, к примеру, ростовщика, взявшего вещь в залог). Правомочие пользования характеризует то, каким образом можно из собственности извлекать полезные свойства, т.е. как она работает, потребляется, оставаясь в чьём-то владении, причём пользование вещью может осуществлять не только её собственник (к примеру, пользование вещью, взятой напрокат – вспомните замечательные рассуждения кота Матроскина относительно того, кому принадлежит холод во взятом напрокат холодильнике). Правомочие же распоряжения характеризует то, какие происходят события в жизни собственности, определяющие её судьбу: сдача в наём, продажа, уничтожение вещи – иными словами, именно изменения в принадлежности вещи, а не способа извлечения полезных свойств.

Исключительное право на РИДСИ может характеризоваться правомочием владения. Конечно, интеллектуальную собственность невозможно отграничить в пространстве и тем самым установить над ней обладание, но зато можно установить обладание правом на интеллектуальную собственность. Поскольку исключительное право на РИДСИ – это сугубо формальное (позитивное, т.е. установленное властью) право, для его приобретения необходимо соблюдение целого ряда формальностей, одной из которых является раскрытие информации о РИДСИ неопределённому кругу лиц. В противном случае, при неизвестности объекта исключительного права было бы невозможно отстаивать это формальное исключительное право. Но при раскрытии любого РИД он становится известным или хотя бы приобретает возможность стать известным любому третьему лицу. Как же можно владеть, т.е. осуществлять по своему усмотрению хозяйственное господство над тем, что принадлежит уже всему обществу?

Правомочие использования в случае исключительного права на РИДСИ прямо следует из п. 1 ст. 1229 ГК, но оно не полностью аналогично правомочию пользования в случае вещного права. Действительно, как станет ясно из дальнейшего, использовать можно РИДСИ самыми разными способами, но именно использовать, а не пользоваться. Пользоваться можно, скажем, швейной машинкой, но нельзя пользоваться техническим описанием из патента Зингера, которое нужно как раз использовать, чтобы сделать эту машинку для пользования ею. (Техническим описанием к патенту можно пользоваться только как подставкой для чайника.) И если в вещном праве можно осуществлять пользование той самой вещью, на которую установлено право собственности, то в случае исключительного права получить выгоду от объекта этого исключительного права можно только через его воплощение в какой-либо вещи (роман – в виде книги, товарный знак – в виде изображения или слова, изобретение – в виде устройства или технологии).

А вот правомочие распоряжения исключительным правом непосредственно вытекает из текста п. 1 ст. 1229 ГК. Действительно, там не только напрямую записано право распоряжаться своим исключительным правом, но и право разрешать или запрещать другим лицам использование РИДСИ.

Другое отличие права вещной собственности от исключительного права на РИДСИ состоит в том, что вещное право представляет собой абсолютное правоотношение, являющееся фактически бессрочным, тогда как исключительное право – это тоже абсолютное (или «квазиабсолютное» по выражению В.А. Дозорцева), но непременно срочное правоотношение. Действительно, ст. 1230 ГК специально оговаривает, что исключительное право на РИДСИ действует в течение определённого срока, продолжительность которого и порядок исчисления, а также иные связанные с ним моменты устанавливаются Кодексом. А ст. 1231 ГК отмечает, что на территории РФ действуют интеллектуальные права не только в соответствии с Кодексом, но и установленные международными договорами РФ, причём последние имеют приоритет согласно п. 2 ст. 7 ГК.

 



Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 432;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.