Мелодия как линия. Психоэнергетическая теория мелодии Э. Курта
Одна из заменитых книг Э. Курта - “Основы линеарного контрапункта: Мелодическая полифония Баха” (1917г.). Автор считал, что “одна из многих утраченных и само собой разумеющихся истин, познание которой было насильственно вытеснено превратной точкой зрения сегодняшней музыкальной теории” (1920г.) заключается в том, что мелодия - это энергетический феномен.
Мелодия - внутри нас: “Вне нас действительно существует лишь последовательность тонов; но то, что мы называем в музыке мелодическим, есть процесс развития напряжения внутри нас". Первопричина связи тонов - психологическая.
“Мелодия есть движение”, оно порождается психической энергией, с ее напряжениями и разряжениями. Внешнее – звуки разной высоты, внутреннее – связь, движение. “Звучание представляет собой то же, что поверхность воды по отношению к силам тяготения, управляющим водной массой”.
“Подлинный, основной смысл мелодической линии есть становление, постоянно присутствующее в ней стремление к оформлению, которое должно ощущаться как живая энергия”. Мелодия“не есть нанизывание тонов, а их первоначальная замкнутая связь”, ”ритм не есть нанизывание отдельных ритмических впечатлений, а первоначальное единое движение, из которого выделяются частичные отдельные впечатления”, “аккорд, как музыкальное явление, насыщен энергиями”.
Любой мелодический тон, обладая тяготением, напряженностью, стремится к разрешению. Это кинетическая энергия. Если мелодия – поток, то аккорд тормозит движение. Это потенциальная энергия. Мелодия и гармония – разнонаправленные силы.
Почему мы говорим о мелодической линии и мелодическом рисунке? Линия – это зрительный феномен, всегда ли возникает образ линии при слушании музыки?
Такие понятия, как: линия, линеарность или горизонталь (мелодия), вертикаль (аккорды), расположенние аккордов, виды интервалов и пр. вновь переводят нас в область пространственных представлений в музыке и действие механизма спатиализации (см. Введение). Курт объяснял причину линии так: “Когда мелодия, будучи в сущности развертыванием напряжения, находит свое наглядно-осязательное оформление…,она неизбежно принимает пространственную форму, ибо мы не можем себе представить движение в пространстве без конкретизации движущегося объекта” (с. 31). Линия – это целостность. Линейное движение имеет силу, тяжесть и пространство.
Склад и фактура
Склад – это область мышления, принцип организации музыкального материала.
I. Монодический (монофония) – одноголосие или монодия.
II. Многоголосный:
1. Полифонический. Полифония:разнотемная (контрастная), имитационная, подголосочная, гетерофония (ранний вид средневекового многоголосия).
2. Гомофонный: гомофонно-гармонический, аккордовый (хоральный).
III. Смешанный (из разных элементов).
Фактура–это музыкальная ткань произведения, определенное изложение материала. В фактуре с помощью комбинации разных элементов реализуется склад.
Основные элементы фактуры: Мелодия. Бас. Аккорды. Контрапункт. Подголоски. Противодвижение. Органный пункт (выдержанный, повторяющийся, прерывистый, двойной, тонический, доминантовый и др.). Удвоения и дублировки голосов (в 3, 8 и пр.)
Виды фигурации:
I. Мелодическая - неаккордовые звуки:проходящие, вспомогательные, задержания, предъем.
II. Ритмическая - повторение в определенном ритме звука, аккорда.
III. Гармоническая - виды арпеджио, фигурационное изложение аккордов.
IV. Мелодико-гармоническая - сочетание мелодической, гармонической фигураций
Метроритм
Метроритм–организация звуков во времени, отражение временной природы музыки, воплощение движения, многоуровневое действие. В произведении действует художественное время. Ритм имеет жанровые, национальные, стилевые особенности. Включает звучащий пласт и незвучащий (внутренняя пульсация, ритмическая энергия).
Компоненты метороритма: метр, ритм, темп.
Метр – пульсация и соотношение сильных и слабых долей. Виды: 2-х и 3-х дольный. Выражается с помощью размера (простого, сложного, смешанного, переменного).
Ритм (ритмический рисунок) - располагает большим многообразием фигур, являющихся результатом основного (на 2) и особого (на 3, 5, 6, 7, 9, 11 и пр.) деления длительностей, их сочетания, использования пунктира, синкоп, пауз, агогики, полиритмии, полиметрии.
Темп – скорость исполнения. Понятие правильного темпа исполнения. Прием rubato.
Лад
Лад – система соотношения тонов определенного ряда звуков. Музыкальный строй (европейский): пифагоров, натуральный, равномерно-темперированный. Классическая тональность. Исторические виды ладов.
Гармония
Виды: модальная (XIV-XVIвв.), классическая, романтическая, современная. Роль тонально-гармонического плана в произведении. Современные техники композиции.
Значение: средство музыкальной выразительности, развития и формообразования.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2353;