Материализм и его формы.
С самого начала античная концепция «архе» как бы укладывалась в формирование двух основных установок. Одна из них – это те философские концепции, которые искали первоначало в самой природе, не выходя за пределы реального мира, т.е. выстраивалась картина мира, исходя из предметно-чувственных начал. Примером таких концепций была философия Милетской школы: Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, а также Гераклита, Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и других. Такими природными началами, которые и выступали как «архе» (субстанция), были: огонь, воздух, вода, атом, т.е. природные, естественные образования. Они мыслились как вечные и неизменные, мирообразующие, потому и постулировались в качестве «истинно сущего» (первоосновы, субстанции). Данные концепции, основанные на поиске «архе» в природе, имеющие натурфилософский характер (натура – с лат. природа), квалифицировались в истории философии как: либо приближающиеся к материализму, либо являющиеся материалистическими. Поэтому они рассматриваются как первая форма материализма в философии, получившая название стихийного, наивного, созерцательного материализма древних. Позже философский материализм стали называть «линией Демокрита» в философии.
Вообще, в философию понятие «материя» было введено довольно рано, и приписывают его появление Платону, хотя он, как мы увидим дальше, вовсе не являлся материалистом (материя – от слова «материал», «вещество»). И понимание материи только как вещества сохранялось практически до 19 века. В материалистической философии материя понимается как субстанция, первооснова (см. выше), значит, как субъект всех собственных изменений, как совокупность и внутреннее единство всех своих форм. Современное философское её понимание не сводится к конкретным естественнонаучным её определениям или конкретным формам и состояниям. С современной точки зрения, материя есть философская категория (понятие), включающее все формы объективной и частично субъективной реальности. С онтологической точки зрения она обладает рядом атрибутов и свойств: несотворимость; неуничтожимость; вездесущность; неисчерпаемость; самодостаточность, самодвижение, саморазвитие и самопревращение (самоорганизация); она всеобщий субстрат всего предметного, вещественного мира; а также основа сознания, которое в данном случае выступает как высшая форма отражения, присущая материи.
Следующий, наиболее значимый этап развития материалистической философии формируется в английской и французской философии Нового времени. Это период (17-18 в.в.) развития науки, опытного знания, эксперимента (физика, космология, медицина, химия и ряд других естественных наук). Последние дали обоснование новой формы материализма. Наибольшее значение имели труды Ньютона, Коперника, Бруно, Кузанского, Галилея, Бэкона, Гоббса, Локка, Дидро, Гольбаха, Ламетри и ряда других философов и ученых. На основе их работ формируется новая материалистическая картина мира, в основу которой было положено понимание материи как вещества с определенными, конкретными характеристиками (в основном, количественными). Был определен и изучен главный вид движения – механический, на основе законов механики 16-17 в.в. Правда, материя по-прежнему рассматривается как косное (внутренне инертное, несамодвижущееся) вещество, в основном, подверженное только количественным изменениям. Поэтому рассмотрение бытия было тесно связано с деистическими и пантеистическими установками. Деизм допускал вмешательство Бога в качестве перводвигателя бытия. Пантеизм – растворение Бога в природе (Кузанский, Бруно, Спиноза). Природа в качестве субстанции награждается божественной, духовной, созидательной силой. Природа есть Бог, а Бог есть природа. Данные формы материализма были ограничены, непоследовательны, компромиссны. Это объяснялось разными причинами: и сильной традицией уходящей с центральной арены мировоззрения средневековой религиозной философией, и поиском внутренних движущих причин вещественного бытия, и невозможностью объяснить существование и системность бытия без обращения к какому-либо внешнему или внутреннему источнику. Для материализма того времени было характерным сведение сложных конструкций и вещей к более простым (редукционизм). Например, Ламетри, Гольбах и др. рассматривали человека или общество по типу обыкновенного механизма, простой машины, которая работает по тем же законам, что и любой другой механизм. Поэтому, в целом, данная форма материализма получила название механистического, метафизического материализма (противоположного диалектическому).
Развитие философии 18-19вв., особенно немецкой классической (Фихте, Кант, Гегель, Шеллинг), подготавливает рационально-диалектический взгляд на бытие. С середины 19 в. начинает формироваться теория диалектического материализма, которая наибольшее развитие получает в первой половине 20 века, в связи с важнейшими открытиями в естествознании. Наиболее существенными открытиями были: теория относительности (Эйнштейн), неэвклидова геометрия (Лобачевский, Риман), открытие периодической таблицы химических элементов (Менделеев), эволюционная теория Дарвина, расщепление атома и другие открытия, сформировавшие новую материалистическую картину мира, в которой материя, энергия, пространство и время оказались не просто взаимосвязанными между собой, а существенными элементами единого целого. Был сделан окончательный вывод о том, что материя, как объективная реальность, сама по себе никем не сотворена. Как мы уже отметили выше, она – самодостаточна, обладает самодвижением, саморазвитием и не нуждается ни в каких других внешних или внутренних нематериальных побудителях. Материя сама является причиной и основанием как самоё себя, так и духовного: сознания, духа и их производных. Такова была третья крупная форма современного материализма. Дополнительными и своеобразными формами материализма в истории философии были также: исторический материализм (Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин и др.), антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский и др.), вульгарный материализм (Фогт, Молешотт), «стыдливый» материализм (деизм и пантеизм Возрождения и Нового времени) и другие формы.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 382;