Религия как мировоззрение.
Главной ориентацией на мифологической стадии бытия являлось следование вековым традициям, раз и навсегда установленным правилам: подчинение младшего – старшему; индивида – роду; слабого – сильному; рядового члена группы – авторитету, вождю. Усилия человека были направлены на то, чтобы «не выбиться из стаи», «быть, как все». Первые наивные религиозные представления как нельзя лучше освещали этот веками установленный порядок. Но жизнь не стояла на месте, и дальнейшее историческое развитие характеризуется созреванием индивидуального сознания, становлением человека как самости, как личности. Этот процесс сопровождался колоссальными изменениями во всех сферах бытия и прежде всего в духовной и социальной жизни. Нарастала дисгармония как во внутреннем мире человека, так и между миром и человеком: силы природы оставались по-прежнему непознанными, социальные реалии усложнялись – рабство, гнет, расслоение внутри групп, вражда между племенами и т.д. И человек начал задаваться вопросами: Кому и чему подчиняться? Кому вверять свою жизнь? Есть ли сила, превосходящая человеческую, и как к ней тогда относиться? – человек искал гармонию с миром, ему были нужны новые ориентиры и дополнительная поддержка. Такой дополнительной силой и поддержкой стали монотеистические религии с новым, единым, всесильным и мудрым Богом.
В отличие от мифологического политеизма, монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению к миру Бога, как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственного понимания) реалиям бытия – бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию, в которой человек занял подчиненное, вторичное после Бога, место. Бог и человек в монотеизме начинают противопоставляться друг другу как разные аспекты бытия. И оцениваются эти сферы бытия по-разному: высшее – низшее, блаженство – страдание, истинное небесное – неистинное земное. Это разделение действительно выражало дисгармонию человека с окружающей действительностью, оно поставило человека перед дилеммой: как преодолеть этот разрыв? В результате формируется новое мировоззрение – теоцентризм, система единых внутри каждой религии догм (незыблемых установлений) во главе с Абсолютом – Богом. Формируется система жизненных предписаний, данных как откровение Бога избранным, пророкам. В иудаизме это Моисей, в христинстве – Иисус Христос и апостолы, в исламе – Магомет (Мухаммед). Эта система уже готова и непреложна, она не требует от человека сомнений в её правильности и выработки собственных представлений о ценностях. От человека здесь требуется только одно – безусловная вера и в сами предписания, и в того, от чьего имени они транслируются в мир. Вера – основная опора любой религии и её отличительная особенность, хотя есть и другие разновидности веры.
Основная функция религиозного мировоззрения – умиротворяющая. Французский просветитель и философ 18 в. Вольтер писал, что если бы религии не было, её следовало бы специально создать, так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности и надежде, а это качества, по мнению Вольтера, необходимые и не самые плохие для широких народных масс. Религиозная вера призвана придать верующему жизненную устойчивость, направляет его на такие установления, которые не могут не нравиться человеку: уважение к традициям, уверенность в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда на спасение души и пр. Религиозное мировоззрение опирается не на теоретическое сознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия «выигрывает» по сравнению с научным или философским видением мира и отношением к нему. Психологически религия ближе человеку, чем философия с её критичностью и мудрствованием, или наука с её сложностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и более короткие по времени, более понятные механизмы овладения человеком мира и взаимодействия с ним.
В большинстве религий и конфессий (религиозные направления) религиозное мировоззрение подкрепляется культом, церемониалом, выраженными в актах богослужения. Некоторые конфессии обставляют их очень пышно и торжественно, что также достаточно мощно воздействует на чувственную, эмоциональную сферу прихожанина. Кроме того, религия включает и материализованную структуру – церковь, которая не только объединяет верующих вокруг учения и выполняет свою посредническую функцию связи Бога с человеком, но имеет ряд и других функций, сложившихся в зависимости от исторических условий формирования той или иной религии. В современном мире существует множество религий и религиозных направлений. Крупнейшие из них – христианство, ислам и буддизм получили статус мировых религий, но они также внутри себя не являются однородными. Есть ряд религий, не относящихся к мировым, но не менее влиятельных в своих культурах: например, иудаизм, индуизм, синтоизм и др. Религия – одна из древнейших форм культуры, и, казалось бы, что с ростом знаний, возникновением других культурных образований, других форм веры, она должна была бы «сходить на нет», но этого не происходит, значит, религиозная вера также необходима и современному человеку для полноты его бытия, для большей уверенности и укорененности в нем. А все, что полезно человеку, укрепляет его и не делает его хуже, имеет право быть.
I.6. Специфика философского мировоззрения относительно мифологии и религии.
В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.
Философия – это не безусловная вера, а размышление; философия – не точка, не догма, а всегда вопрос. Основой философского мировоззрения является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире, поэтому одной из основных характеристик философии является ее рефлексивность. Философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным осознанием бытия. Философия – «мысль о мысли», по определению Аристотеля. Философия – это анализ наших представлений о бытии, поэтому высока степень ее абстракции, мысленной рефлексивности. Такая рефлексия, по определению – «взгляд внутрь, взгляд в себя, в свои мысли». По высказыванию Н.Бердяева, философское мировоззрение – результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений. Исторически оно складывается в ходе критического переосмысления мифологического и религиозного мировоззрения.
Философия выразила появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально, в понятиях) в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса. Отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.
Мифологическое и религиозное мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного размышления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельное осмысление тех или иных проблем. Цель теоретической философии, её изучения – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весомой и значимой.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
1. Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений человека с миром, с самим собой.
2. Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты.
3. Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной позиции в соответствии с важными для человека ценностными ориентирами жизнедеятельности). Но много и различий.
Их различия:
1. Философия как рефлексия, как размышление исходит в своих концепциях из естественной реальности бытия, «бытия самого по себе», имеющего свои внутренние, собственные причины существования и развития. Религия же ориентирует на сверхъестественное, запредельное бытие, на потусторонний мир, на фантастическую реальность.
2. Бог для философии является понятием или сферой сознания, которые так же требуют своего анализа, как и любые другие, поэтому к философским дисциплинам можно отнести и религиозную философию, и философию религии. Для религиозного мировоззрения Бог – не понятие, не сфера анализа, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.
3. Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания. Философия опирается в своем анализе на данные реальной земной человеческой деятельности и черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных философских концепций.
4. Религия – сфера чувств, мистики, благоговейного трепета. С религией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.
I.7. Философия и идеология.
Понятия философия и идеология должны быть разведены в их действительном содержании, а главное – в их бытии и функциях. Их нельзя считать совпадающими, хотя в историческом развитии они имели точки пересечения. В современном значении и понимании общим для них является только то, что и философия, и идеология – определенные концепции, системы взглядов, определяющие бытие в его теоретической форме. По своему конкретному содержанию и значению, способу функционирования, своей направленности – это всё же различные формы духовной деятельности.
Понятие «идеология» появляется в социальных теориях 18-19 в.в. Причем, это понятие в первоначальном определении имело мало общего с его современным содержанием. Впервые оно встречается в трудах де Траси, Кабаниса. В момент своего возникновения это понятие включало в себя систему методов воспитательного воздействия, основанных на изучении психолого-физиологических особенностей человека. Позже, понятие «идеология» приобретает более универсальное содержание и значение и разрабатывается как система идей, теоретически выражающих реальность и будущие перспективы общественного развития.
Особое значение и большое внимание разработке этого понятия уделял марксизм. В марксизме понятие идеологии, как системы философских, религиозных, моральных, эстетических и политических взглядов, было отнесено к сфере духовной деятельности и разрабатывалось как понятие исторического материализма – марксистского учения о формах и перспективах общественного развития. С точки зрения марксизма, идеология – важнейший элемент так называемой надстройки над экономическим базисом, который является её основанием, где базис – система экономических, классовых отношений.
В идеологии, в отличие от других форм духовной деятельности, и в частности от философии, организующим началом или стержнем выступает классовый, социальный интерес. Идеологиями являются те теоретические построения, которые претендуют на абсолютное знание путей и целей социального развития. Идеология – это теория, отражающая точку зрения определенных социальных групп, классов и их партий. Идеология является групповым, массовым сознанием. Личность в системе идеологии занимает подчиненное место по отношению к групповому сознанию. Поэтому личный интерес в любой идеологии – это ничтожно малая величина по сравнению с общественным интересом. Для идеологии – общественные интересы всегда выше личностных. Идеология претендует на абсолютную значимость, поэтому инакомыслие, свобода взглядов никак не приветствуется, является нонсенсом, изгоняется из конкретной идеологии всеми средствами и способами. Отсюда: нетерпимое, враждебное отношение идеологии и её идей к другим воззрениям, к критическому переосмыслению. Основанием для такой враждебности и нетерпимости является превратно истолкованный социальный интерес, обожествленный с точки зрения отдельных групп, классов, партий. Причем, этот интерес часто субъективирован, представлен через теоретические доктрины профессиональных идеологов, вождей, руководителей партий и т.д. Можно считать, что идеология – это выражение группового, партийного эгоизма. Любая идеология претендует на абсолютно верное понимание всеобщего счастья и считает свою систему законченной и единственно правильной – истиной в последней инстанции. Философия не предъявляет таких жестких требований. Она представлена плюрализмом мнений и взглядов, вся её история тому свидетельство. Свобода мнений и творчество индивида – её суть.
Очень важным признаком для идеологии, в отличие от философии, является наличие социальных и политических организаций для поддержки идеологии. Существенным признаком многих идеологий является насильственное приобщение людей к социальной истине, на которую претендует любая идеология. История знает и религиозные, и националистические, и социальные примеры такого насильственного приобщения. Следовательно, у идеологии прямая связь с тоталитаризмом. Общественное развитие в условиях жесткой идеологии обязательно принимает тоталитаризованную форму..
Наиболее острое классовое содержание понятию «идеология» было придано последователями Маркса и Энгельса – большевизмом, В.И.Лениным и его соратниками. Большевизм напрямую связал понимание идеологии с революционными целями и задачами «пролетариата». Философский фундамент такой идеологии был найден в диалектическом и историческом материализме. Марксизм в целом можно считать симбиозом философского материализма и пролетарской идеологии. Следует отметить, что философия становится идеологией, выполняет её роль, если начинает использоваться как выражение идеологических интересов. В случае с марксистской идеологией философия стала выполнять роль «служанки этой идеологии», как и в случае со средневековьем, когда философия выступала «служанкой богословия».
В связи с крушением марксизма как господствующей идеологии во многих странах мира, современное понимание идеологии утратило практический марксистский смысл. Данное понятие сейчас чаще используется как синоним политики и политической деятельности, партийных программ, определенных форм общественного сознания и пр., но никак не совпадает с содержанием и определением философии. Все вышеназванные их различия чрезвычайно актуальны и сохраняют свое значение: философия – это свобода мнений, критичность, творчество, индивидуальность, отсутствие корыстного интереса; а идеология – это единые мнения, их партийная и классовая зависимость, узкогрупповой интерес, претензия на абсолютную истинность, «обработка мозгов в нужном направлении» и т.д. Хотя общества без идеологии не бывает, но необходимо учиться пониманию: кто, куда и в чьих интересах формирует те или иные идеи.
I. 8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и других видов знания: единство и различие.
Для того, чтобы ответить на вопрос: является ли философия наукой, нужно определиться в том, а что такое наука вообще? Наука в её традиционном понимании – сфера человеческой деятельности, которая имеет отношение, прежде всего, с конкретной реальностью, предметным миром. До середины 19 в. наука занимала в европейской культуре почетное и особое место, но всё же после религии, философии и искусства. Кризис религиозного мировоззрения и триумф научного рационального мышления привел к тому, что к концу 19в. наука вышла в этой системе ценностей на второе после философии место. В 20 в. престиж научного знания поднялся настолько высоко, что наука стала занимать уже первое место в системе интеллектуальной деятельности. Встала дилемма: если философия не наука, то она должна отступить от своей претензии на научность, а если философия эти позиции не сдаёт, значит, всё же, она – наука. И все-таки нельзя, исходя из специфики философского знания, однозначно решить: наука философия или нет. Если она и наука, то далеко не в том смысле, в каком научны естественные науки. Сейчас существуют две противоположные точки зрения на эту проблему – сциентизм и антисциентизм. Первая (особенно это касается таких направлений как позитивизм и философия науки) утверждает, что философия не может претендовать на статус знания вообще, имея в виду недоказуемость и принципиальную непроверяемость (неверифицируемость) ее положений. Сциентисты считают, что философия, не являясь точным знанием, больше приближается к искусству. Однако они не учитывают при этом, что, начиная с эпохи Нового времени и вплоть до И.Канта, отнюдь, не ставился вопрос о разрыве философии и науки, а, наоборот, сохранялась традиция их гармонического взаимодействия. Такой процесс был необходим для борьбы против господства еще сохраняющегося тогда религиозного мировоззрения. От того, что философия не может (и не должна) применять верифицируемые методы, выработанные математикой и естествознанием, она не перестает быть знанием, специфическим, но вполне организованным знанием. В итоге, сциентисты приходят к выводу, что поскольку не существует четких критериев достоверности философского знания, то философия не может считаться знанием, обладающим доказательной силой. Сциентисты, отрицающие статус философии как теоретического системного знания, стремятся умалить ее значение вплоть до полного её перевода в область элементарной житейской мудрости и не более того. Для данной позиции характерно преувеличение роли и значения науки в жизни общества и человека и уменьшение значения других видов знания.
И еще одно. Естественными науками занимаются только ученые-специалисты, а философия – это особый всеобщий вид человеческой деятельности, но это для специалистов, профессиональных философов и вид научной деятельности. Известный российский философ Мераб Мамардашвили писал: «... философом является каждый человек в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и эксплицирует особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке. Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание». (М.Мамардашвили. Как я понимаю философию. М., 1990, с. 57). Здесь мы видим, что философ небезуспешно борется за то, что философия, как предмет занятий специалистов, является научной работой, необходимой не только философам, а всем людям, которые бы хотели к ней приобщиться, необходимой культуре и знанию вообще. И никто, кроме специалистов-философов, хорошо эту работу не сделает. Но философское знание – это мировоззренческое знание. Воззрение на мир в целом и на человека в нем – это то, что мы можем почерпнуть только из философии. Конечно, философия не может строиться по естественнонаучному образцу, но она имеет свою меру точности и свою меру доказуемости. Философия так же объективна, как и наука, в том смысле, что предметом философии является не только субъективное ощущение человека, но и объективная природа, мир, с которым мы контактируем.
Если говорить о взаимоотношении философии с другими науками и видами знания, то она не только является их методологической основой, но и интеграцией знания. Поэтому не удивительно, что практически каждый выдающийся ученый-естественник поднимается до уровня философского осмысления полученных им знаний. И все-таки философия – это не регламентирующий орган в «государстве наук», а самостоятельная область духовного знания, участвующая в непосредственном производстве идей. Философия может и должна мировоззренчески реагировать на разные, даже кажущиеся фантастическими, фундаментальные открытия частных наук – будь то идея Большого Взрыва или методы генной инженерии. Она не может их не осмысливать и не увязывать в единую мировоззренческую картину мира.
Очевидно, сомнения в «научности» (будем все-таки говорить: в объективности) философии порождены еще и тем, что еще с античных времен она как бы разделилась на два противостоящих лагеря: материализм и идеализм, что было вызвано тем, что философия пыталась ответить на те вопросы, которые никогда не ставила перед собой никакая другая конкретная наука: вопрос о первичности материи или духа. Вопрос об отношении мышления к бытию – один из основных вопросов, на который пытаются дать ясный ответ еще с античных времен. «Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», – так определял сущность и значение основного вопроса философии марксизм. (Ф.Энгельс. Соч., т.21, с.282). Но разделение философии на два противоположных лагеря в решении этого вопроса говорит о том, что с научной точки зрения этот вопрос так и не был решен, он остался и до сих пор открытым. Следовательно, философия в отличие от науки ставит, задает вопросы, оставляя плюралистическое поле для размышления над ними и различных подходов к их решению.
Заканчивая раздел «Введение в философию», подведем итог. Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами:
Философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Иррационалистическая философия также теоретически может быть представлена только в рациональной форме.
Философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук.
Теоретическая философия, представленная в её истории, –системное, синтезирующее, концептуальное знание. Как концептуальные представления об общих формах бытия природы, общества, человека и познания философия представляет свои знания в системе основополагающих принципов и понятий, которые взаимосвязаны и взаимоопределяемы между собой.
Как и любое другое знание, философия нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объективность, субъективность, субстанциональность, трансцендентность и многие др.
Философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии осуществляется, прежде всего, через овладение её понятийным аппаратом, через усвоение содержания философских категорий.
В отличие от конкретных наук философия не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. В отличие от науки она является:
- Во-первых, как мировоззрение, кроме общего содержания, она имеет конкретно-исторический характер (каждая эпоха и каждая культура имеет свой философский акцент);
- Во-вторых, философия относительно субъективна, авторски индивидуальна; наука же должна отвечать принципам всеобщности, универсальности, парадигмально-относительного постоянства;
- В-третьих, философия – это знание, имеющее не только фактологически информативное содержание, но в большей степени, она – ценностно-ориентирующее знание, представленное тем или иным философом; истина в философии выступает как смысловая правда;
- В-четвертых, философия – ядро всей духовной культуры (в том числе, и научной), «живая душа культуры» (Гегель), её главное выражение;
- В-пятых, философия имеет национальную окраску (арабская, западноевропейская, индийская, китайская, русская и пр.);
- В-шестых, философия – многофункциональное знание, что определяет её важную роль и глобальное значение в духовной жизни человека и общества.
- В-седьмых, наука – проверяемое (верифицируемое разными способами, во многих областях практически-экспериментальное) знание; философия не имеет такой возможности, её концепции живут как творческие феномены исторической культуры и духовности человечества.
Вопросы для самопроверки и повторения:
1. Как кратко можно определить отношение человека к философии и философии к человеку?
2. Английский ученый и философ Б.Рассел писал: «Все точное знание принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергавшаяся атакам с обеих сторон…» Объясните, что имел в виду Рассел?
3. Русский философ Л.Шестов считал: «Философия должна бросить попытки отыскания вечных истин. Её задача – научить человека жить в неизвестности – того человека, который больше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догмами. Короче: задача философии не успокаивать, а смущать людей». О какой особенности философии пишет философ? Какая это её функция?
4. Почему современную философию не отождествляют с наукой? Прокомментируйте в связи с этим высказывание российского ученого М.К.Петрова: научное знание «научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей. Человек неустраним из предмета философии, и знание выглядит философским ровно настолько, насколько оно включает человека».
5. Известный русский социолог и мыслитель 2-ой пол. 19 в. П.Лавров так высказался о роли философии: «…без философии наука – сборник фактов; искусство – вопрос техники; жизнь – механизм. Философствовать – это развивать в себе человека как единое стройное существо». Прокомментируйте высказывание.
6. Немецкий философ М.Хайдеггер спрашивал: «Как обстоит дело в философии?» И отвечал: «…Она шагает на месте, осмысливая всегда то же самое». Что имел в виду мыслитель? Попытайтесь ответить.
7.Что такое: «Путь духовного развития»? Стоит ли такая проблема перед современным поколением? Что может сделать здесь философия, обращение к ней?
8. Перечислите коротко, одним обозначением, приведенные выше специфические характеристики философии.
Глава II. ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ, О СУЩЕМ БЫТИЯ
II.1. Понятие бытия, его структура и формы. Бытие и сущее. Бытие и небытие.
Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия собственно начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал бытия, системность бытия, способы существования бытия, место человека в бытии – изначальные вопросы, которые волновали уже первых мыслителей – натурфилософов. Античные натурфилософы, в основном «досократики» (Пифагор, Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Парменид и др.), опираясь на существующие к тому времени знания, старались заглянуть дальше, – не просто описать видимые стороны реальности, а помыслить: что же такое «бытие вообще», поэтому одной из первых проблем онтологии был вопрос об определении понятия «бытие» и поиск организующих принципов бытия.
Понятие «бытие» – одно из самых общих, наиболее емких, объемных и поэтому трудно определяемых философских понятий. Следует иметь в виду, что необходимо различать «бытие» как понятие, и «бытие» как реальную структуру. Анализ бытия, как наиболее общего философского понятия, связывают с деятельностью античной школы элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс). Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей предельно общие понятия: бытие, небытие, движение, постоянство, целое, делимость, неделимость и др. В итоге, они отождествили понятие бытия с самим бытием. Считая, что «всё есть бытие, а небытия нет», они тем самым отвергли теорию изменчивости, непостоянства бытия в целом, утверждая его целостностность и неизменность. За данную концепцию элеаты подверглись критике со стороны Платона, Аристотеля, Секста Эмпирика др. Но их заслуга в том, что они первыми поставили вопрос о бытии как таковом, о его целостности, о совпадении мысли о бытии с ним самим.
В самом первоначальном приближении под бытием понимается всё существующие, всё, что «живет», что есть, что «бытует». В этом отношении понятие «бытие» совпадает с понятием «реальность». Реальное означает «существующие в наличии». Иногда понятие «бытие» заменяют понятиями «мир», «вселенная», «универсум», «сущее» и др. Бытие – это, прежде всего, действительно, философская категория, обозначающая всё реально существующее, всё сущее в действительности и в возможности, весь мир в его изменении и движении; всё, что когда-либо, в каких-либо формах себя обозначало; то, что является объективностью, независимой от сознания, а также человек с его сознанием и духовностью.
Бытие как реальность многогранно, чрезвычайно сложно по структуре. Выделяют несколько уровней и форм бытия:
1.Материально - предметное бытие. Это мир чувственно воспринимаемых объектов, которые воздействуют на сознание, мышление через органы чувств. Здесь бытие представлено как мир чувственных образов, в его конкретно-предметном выражении. Это мир вещей, конкретных ситуаций, мир деятельности по созданию предметов, прежде всего в трудовой, экономической, бытовой сферах бытия. В материалистической философии – это мир материи.
2.Объективно-духовное бытие. Это духовная жизнь человека: мир мыслей, научных теорий, мир познания, мир духовных ценностей, мир философии, мир эмоций, мир переживаний, мир отношений и пр., реально существующих как общечеловеческая культура, как реальный менталитет той или иной нации, общества.
3.Общественно-историческое бытие. Включает в себя как материальные, так и духовные элементы бытия. Оно включает в себя реальные отношения в историческом времени: реформы, революции, войны, «переселение» народов, смена власти и формы государства, появление на карте новых стран и городов и их исчезновение и т.д.
4.Субъективно-личностное бытие. Оно включает в себя также материальный и духовный элементы, но жизнедеятельности уже конкретного индивида, с его неповторимым индивидуальным опытом, конкретными личностными проявлениями бытия, происходящими только с этим человеком, и тем уже отличными от общего течения жизни.
В структуре бытия можно выделить еще несколько градаций:
а) «Бытие само по себе» (объективное бытие), безотносительное к нашему сознанию.
б) «Бытие для нас» (субъективное бытие). Это то бытие, которое мы сами конструируем, та или иная картина мира. «Бытие само по себе» соотносится с понятием вечности, а «бытие для нас» - с понятием временности, ограниченности в пространстве и во времени.
в) Бытие различается: как бытие действительное, фактическое, актуальное, наличное (его можно каким-либо образом удостоверить); и как бытие потенциальное, возможное (его можно только прогнозировать, предполагать).
г) Бытие истинное (смысловое, сущностное) – «мир идей» у Платона, Бог в религиозной онтологии, Абсолютная Идея у Гегеля и пр. и бытие неистинное (кажущееся, субъективно видимое и реализуемое).
Бытие и сущее, понятие сущего. Бытие и небытие.
Понятие «сущее» также одно из важнейших понятий онтологии. Оно часто употребляется как синоним бытия. Но между ними есть свои различия:
1. В некоторых философских системах понятие «сущее» действительно употребляется для обозначения бытия в целом, служит синонимом бытия: сущее как всё существующее.
2. В других – под сущим понимают проявление некоторых отдельных форм бытия. Здесь сущее обозначает какую-либо важную часть бытия. Например, в антропоцентризме – человек; в социоцентризме – общество.
3. Наконец, сущее выступает как основа бытия, как его абсолютное, неизменное начало – первопринцип, его сущность.
Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Небытие не отрицается, как в учении элеатов, наоборот, сфере небытия придается основополагающая онтологическая роль и значение. Небытие рассматривается в разных вариантах, как:
- Отрицательное бытие: т.е. полное отсутствие чего-либо вообще;
- Позитивное превосходство небытия над бытием (как, например, постулирование абсолютной свободы в философии Н.Бердяева).
- Вместе бытие и небытие составляют вечность. Понятие «небытие» часто отождествляется с понятием ничто, но полностью они не совпадают. Не совпадают в том отношении, что «ничто» отождествляется с полным отрицанием, это ноль, а небытие – это лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое («стали мы и землей, и травой» - поется, например, в одной песне о войне).
В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации:
1.Небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях;
2.Небытие небытия есть бытие;
3.Бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет;
4.Выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие;
5.Возникновение и гибель не равномощны: всё возникает на время, а погибает навечно;
6.Главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность.
7.Бытие первично, а осознание бытия – вторично. Основа осознания – память. Благодаря памяти сознание получает статус субстанции (видимость некоей постоянной). Осознанная гибельность бытия является страданием. Страдание заставляет сознание измысливать наличие Бога, наличие вечности, абсолюта. Так возникает религиозное в своей сущности сознание, которое и придает бытию вечность в форме Абсолюта, Бога. Но материалистическая философия утверждает, что Бога нет. Поэтому возникает сознание небытия. Оно усиливает страдания и перерастает в ужас перед бытием. Здесь и должна вступать в свои права философия. Этому ужасу сознания она призвана противопоставить «мужество небытия». Последнее обозначает – мужество быть, существовать несмотря ни на что. Знать, что все проходит, и в то же время не впасть в ужас перед небытием – этому должна учить подлинная философия. Небытие окружает нас со всех сторон, оно знает, что мы – его добыча, и что нам от него никуда не уйти. Небытие невидимо, оно прячется за спину бытия, но оно крадется за нами попятам и убивает нас руками бытия. Каждое мгновение бытия немедленно становится прошлым, а значит, небытием. Бытие же стремится вперёд, не разбирая пути (всё более высокие скорости, всё дальше прогресс). Стремительный бег бытия характеризует желаемое убегание от небытия. Но как бы бытие ни стремилось к этой цели, конечная цель – всё равно неизбежное небытие. При таком пессимистическом, но вполне реальном раскладе, еще более актуальной становится задача: прожить жизнь содержательно, со смыслом, как можно более полно утвердить себя в бытии, сделать свою жизнь счастливой, приятной и радостной. Философия берет на себя смелость помочь человеку осознать самого себя, выбрать тот путь и ту жизнь, которую он считает правильной, возможной и счастливой.
II. 2. Философские поиски первоначал бытия. Понятие «картина мира».
Античная философия начиналась с постановки вопроса о первоначале, по сути, главной сущности бытия, главной его причине (субстанции), и выяснения этого понятия. Требовалось осмыслить: не кто создал мир (как в мифологии), а почему он так устроен. Поэтому онтология прежде всего опе
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 409;